Сказано
439 11 декабря 2008 11:46

Дмитрий Медведев, президент РФ

Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в Первом российском молодёжном инновационном конвенте.

Форум организован Министерством спорта и молодёжной политики, Федеральным агентством по делам молодёжи при поддержке партии «Единая Россия».

Право на участие в конвенте получили молодые специалисты, добившиеся значимых результатов в науке и высокотехнологичных областях экономики. В конвенте принимает участие около тысячи молодых людей в возрасте до 35 лет, при этом более 90 процентов участников моложе 30 лет.

Текст выступления президента России на Первом российском молодёжном инновационном конвенте:
"Добрый вечер, дорогие друзья!

Попробую немного порассуждать на тему инновационной политики в нашей стране. Не буду говорить банальностей по поводу того, что экономика будущего – это инновационная экономика. Не буду говорить также и о том, что мы должны всё сделать, чтобы эта экономика состоялась в нашей стране. Думаю, для всех, кто присутствует в этом зале, это прописная истина.

К сожалению, проблема заключается в другом – у нас пока нет инновационной экономики. И наша задача сделать так, чтобы наша экономика всё-таки пришла в состояние движения к инновационной составляющей, к инновациям, и действительно впитала бы в себя всё то, что характеризует экономику инноваций, экономику будущего.

Вы знаете, что значительная часть наших открытий, изобретений, просто технологических решений, которые, собственно, и составляют суть творчества, до сих пор претворяются в жизнь за границей. Это, конечно, очень печально для государства, но, с другой стороны, это тот реальный вызов, на который мы должны найти ответ, причём ответ не только научный, но прежде всего организационный, правовой, если хотите, институциональный. То есть создать условия, для того чтобы наши открытия, наши изобретения, наши ноу-хау, наши технологические разработки всё-таки патентовались, регистрировались у нас и у нас же коммерциализировались. Это, наверное, самое главное.

Кроме того, мы до сих пор не имеем нормальной системы поиска талантов. Понятно, что все, кто сидит в этом зале, явно относятся к числу тех, кто мог бы составить гордость любого списка номинантов на премии, но, тем не менее, количество талантливых людей в нашей стране на порядки больше, а системы поиска у нас нет. И, наверное, это тоже одна из важнейших целей, которую мы должны совместно решать.

Ещё одна вещь – создание самой инновационной системы. Как её создавать? Здесь сидят представители бизнеса, они понимают, что такого рода системы не возникают на основании указов Президента, они не создаются за счёт каких-то в чистом виде государственных вливаний. Это должна быть большая государственно-частная программа, причём под программой имею в виду не формальное бумажного исполнение того или иного проекта, а именно реальную работу. То есть это долгосрочные ориентиры работы на годы вперед.

Мы сегодня в целом занимаемся этими вопросами, но сделано пока ещё очень мало: созданы основы для творчества, вступила в силу часть четвёртой Гражданского кодекса. Сколько бы её ни критиковали изобретатели и люди, близкие к патентным кругам, это всё-таки новый шаг в развитии нашего гражданского законодательства, которое регулирует творческие отношения. Надеюсь, что эта основа поможет развитию всей системы патентования изобретений и просто поиска новых разработок в будущем.

Кроме того, мы стимулируем и развитие научно-технической сферы. Вы знаете, что некоторое время назад утверждена пятилетняя программа фундаментальных научных исследований, которой занимается Российская академия наук. Создана Российская корпорация нанотехнологий. Причём государство достаточно приличные деньги внесло в её уставный капитал (здесь как раз присутствует Анатолий Борисович Чубайс, который сегодня эту корпорацию возглавляет), и мы все ждём от этой корпорации реальных проектов и серьёзной отдачи.

Есть и другие программы: такая программа, как научные и научно-педагогические кадры инновационной России, которая рассчитана на 2009–2013 годы. Не так давно указом Президента учреждены специальные премии Президента в области науки и инноваций для молодых учёных, и мы предполагаем их вручать в День российской науки – 8 февраля. То есть уже буквально через несколько месяцев появятся первые номинанты этой президентской премии.

Теперь в отношении того, как двигаться дальше. Вы знаете, я тоже думал на эту тему. Ещё раз повторю: при помощи только каких-то государственных рычагов мы не сможем превратить заржавевший механизм в нашей экономике в инновационный механизм. Огромные государственные деньги, даже если они будут выделены, могут быть потрачены неэффективно. Поэтому должна быть создана такая система, которая будет стимулировать к инновациям прежде всего сам частный бизнес, начиная с маленьких, средних предприятий и заканчивая гигантами.

Такую систему нам действительно ещё только предстоит создать. Причём эта система должна быть создана при помощи использования различных механизмов экономического и налогового стимулирования, и она должна развиваться в каких-то разумных пропорциях, потому что мы с вами знаем, у нас в стране практически 80 процентов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ финансируются государством и только 20 процентов – бизнесом. А в период таких финансовых сложностей, как сегодня, естественно, эта пропорция может качнуться ещё в большую сторону управления государством.

В других странах ситуация противоположная: подавляющее большинство такого рода финансирований идёт за счёт частных инвестиций. Государственное участие – это только 20-30 процентов, но дело даже не в конкретных цифрах, а именно в том, что это совершенно другое восприятие инноваций со стороны бизнеса, потому что ещё 10 лет назад наш бизнес вообще относился к инновациям весьма прохладно.

Задача была в том, чтобы выжить, в том, чтобы заработать основной капитал для деятельности, но никак не в том, чтобы создать современную экономику, которая будет построена на знаниях и на коммерческой отдаче этих знаний.

Сейчас, конечно, бизнес понимает, что без такого рода вложений нет никакого будущего. Но, тем не менее, надо сказать откровенно, государство пока не создало для бизнеса таких условий, которые заставляли бы его ежедневно думать о том, как бы вложить дополнительный рубль именно в инновационную сферу, а не вывести какие-то другие направления.

Конечно, и государство будет тратить на эти цели миллиарды рублей, в этом можете не сомневаться, но государство ждет соответствующей сообразной отдачи и от российского бизнеса. Часть присутствующих в этом зале или уже являются представителями российского бизнеса, или в какой-то момент станет этой частью. Хотел бы, чтобы вы тоже слышали эти слова.

Ещё раз подчеркну, что задача государства – сделать так, чтобы именно бизнес чувствовал, что его инновационные затраты необходимы государству, что государство правильно их воспринимает и соответствующим образом стимулирует. Особенно это важно в ситуации, когда вся глобальная экономика, по сути, находится в рецессии, и необходимы новые прорывные способы, чтобы вытащить мировую экономическую систему, мировую финансовую систему и системы в разных странах из этого очень непростого состояния. Поэтому, несмотря на трудности текущего периода, как это было принято говорить в прежние годы, я уверен, что мы сможем добиться очень хороших результатов.

Во всяком случае те премии, которые только что вручены, и те разработки, за которые они вручались, меня настраивают на самый позитивный лад. Надо просто вместе трудиться, надо создавать нормальные, эффективные, современные механизмы и надо не стесняться говорить друг другу правду, глядя в глаза, какая бы трудная она ни была.

Желаю всем присутствующим успехов, новых идей, новых проектов, в том числе и в наступающем следующем году – Году молодёжи."

Комментарии экспертов

Дмитрий Медведев прав, констатируя, что мы находимся в самом начале пути. Задачи по превращению расширенно-сырьевой модели российской экономики в инновационную ставились неоднократно. Об этом говорил президент Медведев, об этом говорил премьер Путин в своём большом выступлении на заседании Госсовета в начале этого года. По этому поводу, пожалуй, можно даже констатировать наличие консенсуса у элит. Но наличие этого консенсуса отнюдь не означает, что конкретные направления в инновационном развитии уже полностью определены, ни, тем более, того, что только от того, что проблема признана и какие-то общие задачи поставлены, движение уже началось. Я думаю, своим критическим замечанием Медведев стимулирует отраслевые ведомства, аналитические центры, центры инновационного развития, технопарки и такие госкорпорации как, например, «Роснанотех», формулировать уже намного более конкретные задачи по переходу российской экономики на инновационный путь развития, к инновационной модели и, собственно, этот переход осуществлять, потому что осталось не так много времени. Я думаю, что это разумный подход. Эта тревога и постановка задач сегодня абсолютно необходимы.

Что может сделать государство, кроме премий и внимания к малому бизнесу? Развитие технопарков, упрощение представления помещений, кредитные программы, а, главное, стимулирование конкретных компаний, которые производят инновационно продвинутый, современный продукт, пользующийся как внутренним спросом, так и популярностью за рубежом — таковы первоочередные, на мой взгляд, задачи.

Я приветствую прошедший форум. Я приветствую всё, что направлено на поддержку инновационной деятельности. Касаясь экономического содержания речи Дмитрия Медведева и вообще политики государства по поддержке инновационной экономики, нужно сказать следующее. Президент высказался за то, чтобы увеличить долю частного бизнеса в инвестициях в инновации. Но также очевидно, что российская власть не намерена отказываться от инновационных проектов, где лидером выступает государство. И до сих пор логика была такая: что если частный бизнес не справляется, то этим должно заниматься государство. Это правильная логика. Всё, что не делает частный бизнес, должно взять на себя государство в меру своих возможностей (поскольку то, что государство сделать не может, оно само на себя не может взять). Я считаю, что государство в нынешних условиях должно не сокращать, а значительно увеличивать свои инвестиционные расходы в области инновационной деятельности. Есть расходы, по которым можно «поджаться», но в целом инвестиционная составляющая, которая поддерживает экономический рост, должна быть расширена. Я не понимаю, почему мы боимся денежной эмиссии, если весь мир занимается эмиссией в таких масштабах, что она всё равно к нам переливает. Что стесняться? Снявши голову, по волосам не плачут, а у нас всё время только и делают, что рыдают по волосам.

Совсем радикально увеличить долю частного капитала в инновационных инвестициях сейчас для нас нереально, особенно в условиях кризиса. Да и что такое частные инвестиции? Кто знает? Например, мы знаем, что в Америке вся военная промышленность – частная. Но из неё 100% государственных заказов. Мы сейчас очень чётко видим, что такое частная американская экономика, например. Она частная только в том случае, если и государство, ей принадлежащее, частное. Понимаете, если государство частное и они все частные, то это обратный случай того, когда всё государственное. Нигде с такой лёгкостью не национализируют бизнес, как в нынешних Соединенных Штатах. Впрочем, речь идёт о достаточно сложной дилемме. Всё зависит от того, как сложится посткризисная экономическая формация. До кризиса логика была такова, что если в США меньше государства, то это хорошо, давайте и мы снизим долю государства в экономике. Если у них 90% населения играет на фондовом рынке – давайте и у нас сделаем то же самое.

Сейчас для построения инновационной системы необходимо чётко понять, как всё будет устроено после кризиса. Пока что бизнес сам по себе выжить не может, и вынужден просить помощи у государства. Перечень задач, с которыми он не мог справиться во время кризиса существенно расширился. Поэтому перелагать всё бремя поддержки инноваций на частный бизнес прямо сейчас – это все равно, что заставлять тяжело больного, вынужденного лежать в постели, заниматься физкультурой. То, что государство может сделать сейчас – создать свой собственный спрос, который и будет удовлетворять частный бизнес.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".