Сказано
621 3 февраля 2010 0:00

Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации

Государство рассчитывает на то, что крупные компании, получившие господдержку в период кризиса, будут проявлять инвестиционную активность в сфере модернизации экономики, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по проблемам инвестиционного климата в России.

«Те преференции, которые мы создаем по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, касаются и крупных компаний. Государство поддержало в прошлом году развитие крупных компаний, в основном в сырьевом секторе, но не только. На их поддержку пришлось потратить накопленные в докризисный период государством резервы в значительном объеме. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое-что добавили», - отметил президент.

По его словам, «поэтому государство вправе рассчитывать на то, что эти компании, которые получили государственную поддержку, будут заниматься инвестиционными проектами и проявят инвестиционную активность в области модернизации российской экономики, а не просто будут продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров».

«Пока они спят», - заметил президент. Он поручил правительству обеспечить необходимый контроль за этими процессами.

По окончании совещания помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что на ближайшем заседании комиссии по модернизации, которая пройдет в Томске, будет обсуждаться вопрос о перспективах частных компаний, не вкладывающих средства в модернизацию производства.

«По государственным компаниям у нас не так давно была комиссия по модернизации и технологическому развитию. Президент там говорил о том, что главный стимул - это возможность остаться еще на год руководить соответствующей компанией. Что касается частных компаний, мы будем этот вопрос рассматривать в Томске на ближайшей комиссии (по модернизации)», - сказал Дворкович.

«Мы многие сектора до сих пор защищаем: устанавливаем барьеры для конкуренции, для входа на рынок иностранных товаров. Это не будет продолжаться бесконечно. Те, кто не будет заниматься инновациями, инвестициями, те будут терять рыночную долю», - сказал помощник президента РФ.

Комментарии экспертов

Понятно, что каждая из этих мер имеет свою собственную историю происхождения. Но необходима прежде всего определенная система, которая позволила их объединить в определенную инвестиционную стратегию, развитие инвестиционного климата в Российской Федерации.

Что касается предложенных мер, в частности, та же самая мера, связанная со снятием ограничений по передвижению рабочей силы - примерно так возникла ситуация со Сколково, которая была обусловлена тем, что первая российская бизнес-школа не смогла в полном объеме привлечь необходимый зарубежный преподавательский состав. Это было связано с тем, что ситуация оформления оказалась слишком продолжительной, причем с достаточно серьезными требованиями, что оказалось негативным. Плюс ко всему, конечно, целый ряд проблем возникает у топ-менеджеров. Речь здесь идет прежде всего об образовательных учреждениях, о создании бизнес-инкубаторов, чем о топ-менеджерах. Причем российский топ-менеджмент можно выращивать до достаточно серьезного уровня и в Российской Федерации, это возможно по всем позициям.

Что касается ситуации с оборудованием – понятно, что без преференций в этом направлении говорить об обновлении достаточно сложно. Сейчас, несмотря на существующие льготы, например, по амортизации тех или иных расходов – это достаточно продолжительный процесс и все равно расходы на оборудование падают, особенно на фоне экономического кризиса.

Дело в том, что сокращать начинают прежде всего именно долгосрочные и капитальные затраты, и в этом отношении стимулирование является одним из путей к развитию инвестиционного климата и создание благоприятной среды для долгосрочного инвестирования.

Но, тем не менее, необходимо параллельно комплексно развивать инвестиционную привлекательность. Прежде всего необходимо решить вопрос, связанный с развитием инфраструктуры инвестирования. В каких-то федерациях до сих пор достаточно сложный процесс инвестирования и работы иностранных инвесторов на российском рынке. Помимо существующих ограничений в рамках, например, инвестирования в стратегические отрасли. Напомню, что в целом ряде отраслей приходится согласовывать вхождение с правительственной комиссией.

Существует проблема, связанная с обеспечением финансирования работы на фондовой бирже, работы сырьевой биржи. Считалось, что часть этих проблем можно будет решить посредством программы создания финансового центра в Москве. В том числе повышение привлекательности рублевых денежных средств, но часть этих средств так и не стала рабочими.

Есть также вопрос обеспечения законодательной инфраструктуры. Дело в том, что до сих пор не урегулирован вопрос связанный, например, с вопросом лицензирования, процессом сертифицирования, техрегламентов. И на этом фоне, конечно же, вкладывать долгосрочно в стратегические инновационные отрасли некоторые не могут, потому что наиболее проблемными сейчас являются вопросы сертифицирования, и вопросы, соответственно, обеспечения сохранности инвестиций - это, фактически, вопрос авторского права.

Поддержка и решение вопроса инициативного и законодательного сопровождения этих направлений является в Российской Федерации достаточно болезненной. Без решения этих вопросов серьезные инвесторы, именно стратегические инвесторы, которые придут не просто заработать денежных средства на фондовом рынке, а долгосрочно инвестировать и развивать отдельные отрасли экономики – эти инвесторы не появятся.

Все эти меры важны, но необходима комплексная программа, которая бы в нашей ситуации позволила бы одновременно продвигать все направления и создавать максимальные условия для инвестирования, при этом опять же, определив приоритеты развития, то есть конкретно выбрав те сферы, которые наиболее перспективны, плюс ко всему необходимо сразу ограничить часть иностранного капитала, потому что понятно, что в некоторых отраслях его присутствие в значительных объемах нежелательно.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".