Сказано
1149 24 февраля 2010 0:01

Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО

Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин не увидел конкретных предложений по развитию сотрудничества между Москвой и альянсом в предложениях госсекретаря США Хиллари Клинтон.

«На мой взгляд, выступление госпожи Клинтон не отвечает на те вопросы, которые Москва неоднократно ставила перед американскими и натовскими партнерами», - заявил Рогозин «Интерфаксу», комментируя речь госсекретаря США в Вашингтоне.

Хиллари Клинтон, комментируя предложения президента РФ Дмитрия Медведева по поводу новой архитектуры безопасности, в частности, сказала, что в подписании каких-то новых договоров нужды нет.

Дмитрий Рогозин в связи с этим заметил, что внесение президентом РФ проекта договора о европейской безопасности для изучения партнерами в Европе связано с желанием России пересмотреть правила европейского общежития, которые сложились после распада Варшавского договора и Советского Союза.

«Нас эти правила устроить не могут. Однобокий мир, натоцентризм, спонтанное расширение альянса на восток, отказ признавать принцип неделимости и безопасности, учитывать интересы России и ее партнеров - это отрыжка холодной войны», - подчеркнул постпред.

Рогозин также отметил, что России нужен не косметический ремонт одной из организаций евроатлантического партнерства, в частности, ОБСЕ, а «действительно равноправный, устойчивый и вечный мир в Европе».

Постпред России при НАТО также считает, что Вашингтон вряд ли пойдет на равноправное партнерство в случае создания совместной с Россией противоракетной обороны.

«Мы все-таки хотели бы понять, действительно ли США собираются на кнопке применения ПРО держать не только свой палец, но и палец своих партнеров. Я лично в этом очень сильно сомневаюсь», - заявил Рогозин, комментируя заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что Вашингтон поддерживает идею о приглашении России к созданию совместной с НАТО системы противоракетной обороны.

По словам Рогозина, в вопросах ПРО, в том числе партнерского участия в создании системы, слишком много неясностей. «Мы предлагали изначально двигаться по определенной, всем понятной логике», - заметил постпред. По его мнению, здесь должно быть, как минимум, четыре этапа, причем создание ПРО - это - последний шаг.

Сначала, полагает Рогозин, надо позаботиться об определении ракетных угроз. «Должен быть совместный обзор, который выявит эти угрозы и те вызовы, которые существуют, в частности, в области распространения ракетных технологий и возможности доставки с помощью баллистических ракет оружия массового уничтожения, - сказал постпред. - После того, как мы совместно определимся, кто нам угрожает, когда такая угроза может стать реальной, с какого направления и какие возможные действия для преодоления этой угрозы, только тогда мы должны перейти ко второму этапу».

Второй этап, по его словам, предполагает применение мер политического и дипломатического воздействия на страну, являющуюся нарушителем в этой области. «Если это не работает, вступает в силу третий этап - экономическое давление на страну-нарушителя, - сказал постпред. - И только если все эти три шага не дали никакого результата, тогда можно говорить о сотрудничестве в металле, то есть о создании коллективной системы ПРО».

Сейчас, по мнению Рогозина, логика действий партнеров России, прежде всего американцев, несколько иная. «Они сначала договариваются в двустороннем формате с кем-то из европейцев, южных или балтийских, причем об этом мы узнаем из СМИ, что не очень похоже на партнерский подход», - подчеркнул он.

«То есть, совершенно очевидно, что в политике по ПРО натовские партнеры телегу ставят впереди лошади», - считает Рогозин.

«Партнерство по-натовски в вопросе ПРО заключается в одном: страны-партнеры должны предоставлять свои возможности, и прежде всего свою территорию, для размещения американских систем ПРО. У России такого рода сотрудничество вряд ли вызовет оптимизм, - сказал постпред. - Поэтому мы еще раз просим не только словами, но, прежде всего, делами доказать, что в рамках ПРО Вашингтон готов на реальное серьезное сотрудничество».

Он напомнил, что 3 марта в Брюсселе в Совете Евроатлантического партнерства состоится брифинг американских представителей во главе с послом США при НАТО Иво Даалдером, на котором, как ожидается, будут изложены планы США по развитию ПРО.

«Так что, говоря о предложениях госсекретаря США, могу лишь заметить: слова звучат действительно ласкающие ухо, однако мы хотели бы определиться по реальным действиям, а не по словам», - подытожил постпред.

Дмитрий Рогозин заявил, что Россия, безусловно, не будет входить в Североатлантический альянс, где установлена монополия США.

«Если НАТО не подлежит реформированию и будет развиваться как глобальная система американского доминирования, то в такую вашингтоноцентричную систему Российская Федерация вступать никак не может», - заявил он.

Напомним, что Хиллари Клинтон на вопрос, можно ли представить, что в будущем Россия станет членом НАТО, она сказала: «Я-то могу представить, но не уверена, что русские могут себе это представить».

По мнению Рогозина, у НАТО, тем не менее, есть шанс пройти через глубокую эволюцию и вместе с другими партнерами превратиться в действенную систему, обеспечивающую безопасность в Европе и мире. «Тогда все эти заявления наших западных партнеров могли бы вызвать гораздо больший интерес в самых разных столицах», - полагает постпред.

Сегодня, добавил он, к сожалению, при сохранении 5-й статьи Вашингтонского договора, то есть статьи о коллективной обороне, «НАТО превращается в мирового полицейского, который готов защищать интересы Запада далеко за пределами географии собственной ответственности».

То есть, сказал Дмитрий Рогозин, налицо глобализация функции НАТО, размещение его «бастионов» далеко за пределами Запада. «Все это очень тяжело увязать с такого рода комплиментарными заявлениями о перспективах российского участия в этой организации», - подчеркнул он.

Если тенденция не изменится, то, сказал Рогозин, у России остается только одна перспектива - создавать гибкие коалиции для обеспечения собственной безопасности, а также участвовать в отдельных программах НАТО - там, где наши интересы могут объективно совпадать.

При этом, заявил Рогозин, Россия в определенной ситуации должна действовать как мировой игрок-одиночка. Что же касается возможных коалиций, то участие в них предполагает решение каких-то конкретных задач, в том числе по снятию напряженности или нейтрализации определенных угроз, пояснил постпред.

Дмитрий Рогозин считает, что не следует забывать и о том, что у России есть свои союзнические обязательства в рамках ОДКБ. «Эта организация способна, действуя на коллективной основе, отбивать те угрозы, которые идут с южного направления, а также влиять на ситуацию вокруг Афганистана», - сказал он.

Более того, считает постпред, именно «афганский вопрос» показывает, что ОДКБ в ближайшем будущем может стать той самой структурой, которая, защищая интересы входящих в нее стран, одновременно будет сдерживать экстремистские угрозы, направленные против всего Северного полушария.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".