Статья
3976 1 декабря 2017 12:10

ДНР и ЛНР: что дальше

События в Луганске 21 ноября и последующая быстрая смена главы ЛНР напомнили об очевидных проблемах функционирования республик.

Несмотря на впечатляющие результаты в государственном строительстве и номинальное наличие системы разделения властей, ДНР и ЛНР продолжают оставаться режимами военного типа, которые вынуждены существовать в условиях перманентного чрезвычайного положения. Власть в республиках контролирует группа бывших полевых командиров и их сторонников из числа гражданских лиц, которые опираются на вооруженные силы и спецслужбы и зависимы от внешней поддержки. Их легитимность носит, в первую очередь, силовой характер. Набор политических инструментов, имеющийся в их распоряжении, также весьма узок. Конкурирующие группы интересов, большинство из которых встроены в вертикаль власти, хорошо вооружены и рассматривают силовые действия как эффективный способ урегулирования конфликтов. В ДНР и ЛНР по сути нет внутренней политики в том понимании, в котором она существует даже в автократиях. Вместо политических партий в республиках работают общественные движения, которые являются первой попыткой структурирования общественно-политической жизни.

По этим причинам республики Донбасса пока еще очень далеки от своих аналогов среди непризнанных государств постсоветского пространства, в том числе от тех, с которыми их чаще всего пытаются сравнивать, — Приднестровьем и Абхазией. Последние, хоть и зависимы от помощи России, уже представляют собой довольно зрелые государственные образования, с гражданской легитимностью. Вместе с тем, потенциал ДНР и ЛНР, учитывая такие факторы, как природные ресурсы, количество населения, уровень его квалификации и образования и сравнительно развитые промышленность и сферу услуг, непропорционально выше.

«Нормализации» республик и их эволюции в направлении гражданских режимов по модели других непризнанных государств мешают четыре известных обстоятельства.

Во-первых, непрекращающийся вооруженный конфликт с Украиной, который законсервирован в стадии позиционной войны.

Тема неисчерпанности силовых вариантов решения конфликта до сих пор не ушла из противостояния республик и Киева. Регулярные боевые действия на линии соприкосновения и угроза возобновления большой войны практически исключают государственно-политическую трансформацию республик в направлении более открытых режимов, в которых работают гражданские инструменты контроля за силовиками. Как показывает опыт постсоветских непризнанных государств, именно режим устойчивого прекращения огня является первоочередным фактором при запуске процессов постепенной нормализации общественно-политической жизни в непризнанных государствах.

Во-вторых, непризнание Украиной республик как отдельной стороны конфликта.

Киев рассматривает ДНР и ЛНР не как сепаратистские образования, а как оккупированные территории, которые нежизнеспособны без внешней поддержки. На Украине продолжают отрицать реальность внутренних предпосылок для конфликта, которые могут быть устранены в целях его урегулирования. Киев намеренно поддерживает высокий градус конфронтации с республиками и ищет новые инструменты давления на них. Следствием этого становится усиление позиций силовиков в Донецке и Луганске, для которых не составляет большой проблемы при мобилизации местного населения апеллировать к отсутствию желания у украинской стороны садиться за стол переговоров.

В-третьих, экономическая блокада ДНР и ЛНР со стороны Украины.

Блокада не только препятствует нормализации экономической жизни, но и способствует перераспределению ресурсов в пользу силовых группировок по обе стороны линии разграничения, которые занимаются контрабандой и удерживают контроль над «потоками».

В-четвертых, подвешенная ситуация с Минскими соглашениями.

Донецк и Луганск вынуждены придерживаться заложенной в Минских соглашениях программы интеграции Донбасса в Украину, что мешает достройке органов власти республик, в частности проведению в них местных выборов. Как следствие, возможности для принятия ряда важнейших решений у властей республик существенно ограничены. Кроме того, следует учитывать и объективные интересы России в мирном процессе. Форсированная политическая трансформация Донецка и Луганска могла бы создать такие условия, в которых для Москвы издержки гарантирования выполнения Минских соглашений республиками были бы слишком велики.

Таким образом, военный компонент в ДНР и ЛНР будет иметь большой вес до тех пор, пока полностью не остановлены боевые действия, пока Киев категорически отказывается идти на какие-либо прямые переговоры с представителями республик и допускает силовой сценарий решения конфликта с Донбассом. России, со своей стороны, удобнее опираться на ополченцев, поскольку в чрезвычайной ситуации только они обладают определенной властной субъектностью и могут эффективно защищать рубежи.

Однако в долгосрочной перспективе ситуация может кардинально измениться. Если реализация Минских соглашений так и не выйдет из тупика, запуск процессов политической нормализации кажется неизбежным, как и заинтересованность России в них.

Для России цена консервации военных режимов в ДНР и ЛНР может стать со временем слишком высокой, и она точно будет возрастать. Заморозка республик в состоянии военных режимов с минимальным развитием политической жизни и гражданского общества не сулит им больших перспектив. Им будет практически невозможно избавиться от насаждаемого Киевом образа «российских марионеток», а украинские власти будут иметь достаточно аргументов перед Западом для продолжения своей политики изоляции и блокады. Задача расширения признания республик другими государствами членами-ООН будет рассматриваться как фактически нерешаемая. Помощь России в обеспечении экономической самодостаточности ДНР и ЛНР также будет мало эффективной. Трудоспособное население продолжит покидать эти «серые зоны» из-за отсутствия перспектив нормальной мирной жизни, низких возможностей и страха возобновления войны. Экономика будет целиком зависимой от России и дотационной. Более того, рано или поздно проблема субсидирования республик станет в России политической, что может поставить под вопрос их выживание.

Наконец, превращение республик в более открытые режимы, с заметной демократической составляющей, повысит их субъектность и предоставит России возможности для маневра при отстаивании их суверенитета, используя в качестве аргумента, в том числе, качество их государственных и общественных институтов.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".