Статья
26 Февраля 2010 13:16

Договор готов

23 февраля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев в Горках провёл рабочую встречу с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и директором Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД Анатолием Антоновым. Обсуждались вопросы подготовки нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) в соответствии с документом «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений». Антонов изложил главе государства общие итоги серии российско-американских экспертных консультаций по вопросу СНВ. А 24 февраля Медведев провел телефонный разговор с президентом США Бараком Обамой. Оба лидера договорились дать дополнительные инструкции делегациям обеих сторон по ускорению процесса переговоров.
 
Рабочие консультации в Горках, а также телефонный разговор Медведева с Обамой стали тактическими инициативами, направленными на финальное согласование позиций сторон по вопросу СНВ. Фактом личного внимания к проблеме сокращения стратегических наступательных потенциалов российский лидер зафиксировал, что между РФ и США всё ещё остаются определенные разногласия, требующие прямого президентского вмешательства. Переговорный процесс продолжает буксовать, давно отклонившись от графика. По этой причине из Женевы в Москву был вызван Антонов, возглавляющий российскую экспертную группу на переговорах с американской стороной. Однако в то же время комплекс разногласий уже не столь значителен и не может стать препятствием на пути утверждения конечного текста договора. Об этом говорит содержание телефонного разговора Медведева с Обамой. В нём российский лидер особо подчеркнул «важность завершения переговорного процесса в короткие сроки для скорейшего выхода на подписание этого принципиально важного документа».
 
Актуализация вопроса о подписании договора о СНВ в очередной раз показала, что динамика отношений по линии Москва-Вашингтон напрямую зависит от прямого диалога между двумя президентами. «Президентская линия» остается главной движущей силой обоюдного сближения. Реализация идеи восстановления конструктивных отношений подчинена динамике контактов на высшем уровне и зависит от степени взаимопонимания, существующего между Медведевым и Обамой. Главам двух держав приходится фактически персонально санкционировать запуск тех или иных инициатив, способствующих нормализации двусторонних контактов. Без их контроля не реализуется ни одно серьезное решение в рамках двусторонних контактов. В президентской формуле заложены сильные и слабые стороны текущего российско-американского взаимодействия. С одной стороны, личные связи двух лидеров способствуют смягчению «бюрократической зависимости» отношений. Они приобретают больший динамизм и оперативность. Однако, с другой стороны, связи двух держав оказываются в непропорциональной зависимости от политической воли двух лидеров. Системной организации межгосударственных контактов, не зависящей от конъюнктурных колебаний, между Москвой и Вашингтоном не сложилось.
 
Встреча Медведева с Антоновым и Лавровым говорит о фактическом завершении комплекса экспертных консультаций по согласованию текста нового договора о СНВ. Соглашение практически подготовлено и уже в ближайшее время будет передано для последующего подписания. Несмотря на то, что в новом договоре далеко не все пожелания РФ были учтены (так, по всей видимости, Москве не удалось добиться привязки наступательных к оборонительным вооружениям), сам факт его согласования следует признать военно-политическим успехом. В лице договора Россия получит прогнозируемые на несколько лет вперёд планы развития стратегических вооружений самой мощной в военном отношении страны мира. Это особенно важно, учитывая хроническое устаревание и перманентное сокращение российских ядерных арсеналов. У РФ в настоящее время (после прекращения срока действия соглашения СНВ-I) нет механизмов контроля над ядерными силами США. Новый договор о СНВ позволит восстановить существовавший ранее режим взаимной «осведомленности».
 
В то же время реальным препятствием на пути вступления нового договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов в силу является позиция американских конгрессменов. Несмотря на то, что текст соглашения не только не подписан, но даже ещё до конца не согласован, в Вашингтоне усиливается дискуссия о том, что Сенат подойдет к вопросу о ратификации предельно осторожно. Процесс рассмотрения текста договора может затянуться на срок не менее шести месяцев. Для года, на который приходятся промежуточные выборы в Конгресс (а 2010-й относится именно к таким), данное обстоятельство означает, что принятие закона будет отложено до начала 2011 года. Активная стадия работы текущей сессии американского парламента будет завершена в августе, после чего конгрессмены сосредоточатся на предвыборных делах.
 
Усилия Белого дома и Кремля на разоруженческом треке могут оказаться «непонятыми» Капитолием. Основной причиной для серьезной задержки вступления в силу будущего договора о СНВ выступают технические нюансы процесса его прохождения в Сенате. Предполагается, что и демократическая и республиканская фракции проведут тщательное рассмотрение соглашения на предмет его соответствия американским национальным интересам. Оно повлечет за собой активную дискуссию с представителями экспертной группы, участвовавшей в переговорном процессе в Женеве и высшим руководством администрации, отвечающим за ядерную доктрину страны. Кроме того, самостоятельным инструментом сдерживания выступают республиканцы. Нельзя исключать, что оппозиция, выступающая против любых инициатив кабинета Обамы, проявит сознательную строптивость и на этот раз. Позиция GOP, влияние которой на Капитолии после промежуточных выборов может только возрасти, в состоянии отодвинуть ратификацию соглашения о СНВ на совсем уж неопределенное время. Охранительная игра Капитолия – самый веский ограничитель на пути вступления будущего российско-американского разоруженческого договора в силу.
 
Парламентская задержка» по теме ограничения СНВ – серьезный удар по развитию магистрального сегмента российско-американского взаимодействия. Конгрессмены в одностороннем порядке могут поставить крест на всех усилиях Москвы и Вашингтона в рамках затянувшегося режима «перезагрузки». Статус ключевого предметного паттерна установочного сближения между державами может быть девальвирован в одностороннем порядке. Причем под вопрос будет поставлена не только судьба договора, но и состоятельность идеи «перезапуска» диалога между Кремлем и Белым домом. Соглашение о сокращении СНВ является символом нового формата российско-американских связей. И если его ратификация после достаточно нервного и длительного согласования будет отложена в долгий ящик, то под сомнением окажется правомочность заявлений сторон о нормализации прикладных контактов друг с другом. Позитивная перемена тональности диалога между Россией и США очевидна. Однако на предметном уровне этот конструктивный сдвиг пока ничем существенным не подкрепляется.
 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".