Статья
1947 8 апреля 2010 0:00

Договор по СНВ подписан

Сегодня президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали в Праге новый долгожданный договор по СНВ,  который ограничит ядерные потенциалы двух стран и создаст большие гарантии международной безопасности.

В Пражском граде прошли на эту тему  российcко-американские переговоры, где с российской стороны приняли также  участие глава МИД РФ Сергей Лавров, помощник президента Сергей Приходько, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.

По окончании переговоров Дмитрий Медведев заявил, что интересы России и США в новом договоре о СНВ сбалансированы. 
По словам президента, «главное, что здесь нет выигравших и проигравших». «Я думаю, что это в полной мере характеризует то, что сейчас было сделано. Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность, а с учетом нашей победы победило все мировое сообщество», - подчеркнул Дмитрий Медведев. При этом российский президент указал на то, что важно не только подписать сам договор, но синхронизировать процесс его ратификации.

Россия неоднократно говорила об увязке сокращения ядерных потенциалов с ограничением разворачивания американской ПРО. Поэтому, кроме того, что Россия договор по СНВ, она обнародовала заявление о том, что договор остается в силе, пока ПРО США не становится угрозой для российских стратегических сил. По словам Дмитрия Медведева, «действительно, нам не безразлично, что будет происходить с противоракетной обороной». «Это связано с конфигурацией наших потенциалов, и мы будем следить за тем, как будут развиваться эти процессы», - подчеркнул российский президент.  В свою очередь, президент США Барак Обама заверил, что усилия в сфере ПРО, которые будут предпринимать США, «ни в коем случае не будут угрожать российской безопасности».

Новый договор по СНВ включает в свои параметры носители в неядерном оснащении и снимает озабоченности Москвы относительно «возвратного потенциала» США. Согласно договору, каждая из сторон через 7 лет после его вступления в силу может иметь не более 700 единиц развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц боезарядов на них и 800 единиц развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ.

«Данный уровень (700 единиц развернутых носителей и 800 единиц развернутых и неразвернутых пусковых установок) установлен по нашей инициативе с целью введения в юридическое поле договора развернутых и неразвернутых пусковых установок, а также тяжелых бомбардировщиков, что позволит ограничить «возвратный потенциал» и создаст стимул для ликвидации или переоборудования данных средств СНВ», – заявил ранее помощник президента РФ Сергей Приходько. 

Он также сообщил, что «новый договор предусматривает строгий контроль за переоборудованными под обычные вооружения подводными лодками и тяжелыми бомбардировщиками, позволяющий гарантировать, что этим средствам не будут возвращены способности несения ядерного оружия».

Сергей Приходько отметил, что «обычные (неядерные) боезаряды межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) включаются в предельное количество боезарядов, предусмотренное договором, а их носители – в общие потолки средств доставки». «Исходим из того, что эта крайне важная договоренность послужит стартовой площадкой для дальнейшего диалога о влиянии МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность», – сказал помощник президента.

При этом он подчеркнул, что упрощение процедуры контроля, которое зафиксировано в новом российско-американском Договоре о СНВ, позволит примерно вдвое сократить расходы сторон на эту деятельность. «Договор не предусматривает продолжения непрерывного наблюдения за ключевым российским предприятием по производству ракетной техники в Воткинске – архаичного «инструмента», порожденного недоверием эпохи «холодной войны», – сказал Сергей Приходько. По его словам, упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ, не предусматривается инспекционное присутствие в ходе их ликвидации, а также контроль с помощью телеметрической информации. Данные разъяснения были опубликованы агентством Интерфакс в преддверии подписания документа.

В Праге, подписав документ, президент РФ Дмитрий Медведев призвал другие страны, обладающие ядерным оружием, не рассматривать новый договор о СНВ как возможность для них устраниться от проблем нераспространения и сокращения ядерных арсеналов. Об этом пойдет речь на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне 12-13 апреля.

Говоря о двустороннем российско-американском сотрудничестве, Дмитрий Медведев назвал экономику самой запущенной сферой отношений.  Он рассчитывает на прогресс по итогам своего визита в США, намеченного на предстоящее лето. 
 
Текст Договора и Заявления опубликованы на сайте Президента РФ.

Комментарии экспертов

Компромисс в заключении договора по СНВ заключается, прежде всего, в том, что американцы уступили нам по количеству боеголовок. Теперь им придётся сокращать намного больше боеголовок, чем нам. С другой стороны, мы им уступили по количеству носителей.

Нужно понимать то, что этот договор переводит ситуацию с ядерным оружием в мире на новый уровень. Этот уровень заключается в том, что американцы постепенно отказываются от ядерного оружия. В XX веке после его создания и фактически до распада СССР ядерное оружие было оружием армагеддона, то есть оружием тотального уничтожения противника, коммунистического Советского Союза или, наоборот, империалистической Америки. Политические элиты, которые тогда находились у власти, совершенно всерьёз рассматривали вероятность уничтожения друг друга, и для этого нужно было некое оружие, но сейчас, с распадом Советского Союза и советской военной доктрины, советской военной мощи, для американцев нет никакой необходимости держать такой арсенал. В связи с этим ядерное оружие прекращает выполнять свою функцию, потому что эта функция просто отпадает.

США нужно ядерное оружие только для компенсации китайской военной угрозы, которая, конечно, несопоставима с точки зрения ядерного вооружения с российской. Кроме того, Китай намного сильнее интегрирован в Запад, чтобы представлять ту угрозу, которую когда-то представлял Советский Союз.

Подписание договора об СНВ будет серьезным шагом для реализации американской концепции «перезагрузки», которую администрация Обамы начала в феврале 2009 года.

Встречей в Праге президенты РФ и США завершат перерыв в динамичном развитии отношений, поставят некую точку. И одновременно это событие, этот договор должен очертить перспективный вектор дальнейшей эволюции российско-американского взаимодействия, потому что предполагается, что за темой о сокращении химических наступательных вооружений Америка активизирует вопрос глобального разоружения. И не случайно, что сейчас, по сути, сжимаются сроки подписания договора, потому что он будет приурочен к саммиту по глобальной безопасности, который пройдет в апреле в Вашингтоне.

Высока вероятность того, что этот саммит будет посвящен обсуждению инициативы США о глобальном ядерном разоружении – это первое направление, по которому США и Россия продолжат диалог и в 2010 году. Вторая тема – это переговоры относительно сокращения тактических ядерных вооружений. Эта тема уже открыто анонсируется в Вашингтоне, и я думаю, что переговоры по этому вопросу будут так или иначе развиваться на протяжении 2010 года.

Сегодня президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ), второй по счёту. Первый договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим 31 июля 1991г. и вступил в силу 5 декабря 1994г. Срок его действия составлял 15 лет и истек 5 декабря 2009 года.

В соответствии с СНВ-2 каждая из стран ограничится скромной цифрой в 1550 развернутых ядерных боезарядов. Такого количества боеголовок, однако, будет достаточно, чтобы при их использовании гарантированно уничтожить нашу планету.

Хочется надеяться, что на этот раз, в отличие от истории СНВ-1, не последует серьезных нарушений исполнения договора. В прошлый раз США не соблюли правила утилизации ядерных боеголовок и вторых ступеней ракет. Вместо сложного и дорогостоящего процесса утилизации, Соединенные Штаты их просто складировали. Таким образом, формировался возвратный потенциал, т.е. такие боеголовки в случае необходимости в кратчайшие сроки могли быть введены в строй. Хочется верить, что сегодня ответственные за соблюдение договора сделают все возможное, чтобы более не допустить подобных инцидентов. Думаю, этому должна поспособствовать и новая ядерная стратегия США.

Вместе с тем, сокращение ядерных потенциалов ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков. Утилизация радиоактивных веществ, как уже отмечалось, требует немалых финансовых затрат. Плюс российские носители, как и сами заряды, стремительно устаревают, и требуют повсеместной замены на более современные образцы. Это тоже вряд ли дёшево.

Однако, ядерный щит нужно латать в любом случае. Что поделать, если сейчас это - один из немногих факторов, сохраняющих суверенитет России и сдерживающий Китай от немедленной экспансии на Дальнем Востоке. Правда, неизвестно, надолго ли.

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".