Статья
475 15 июня 2010 18:25

Долг Белоруссии вырос до $133 млн

По состоянию на 1 мая 2010 года просроченная задолженность Белоруссии за природный газ перед российским ОАО «Газпром» составила 392,8 млрд белорусских рублей (около $133 млн по курсу на 1 мая), говорится в материалах Белстата.

За апрель просроченный долг перед «Газпромом» вырос на 45,8% (на $41,7 млн) после роста в 1,9 раза (на $43 млн) за март. По данным на 1 марта просроченная задолженность составляла $48 млн. Таким образом, за 2 месяца просроченная задолженность перед российской компанией увеличилась в 2,8 раза. По данным на 1 января и 1 февраля 2010 года у Белоруссии не было просроченной внешней задолженности за газ.

Суммарная просроченная задолженность за газ на 1 мая составила 481,1 млрд бел. рублей (рост на 32,4% за апрель), из них на внутриреспубликанские расчеты приходится 88,3 млрд бел. рублей (за апрель снижение на 4,7%), или 12,4% общей суммы просроченной задолженности за газ, передает «Интерфакс».

По данным Белстата, в январе-апреле 2010 года Белоруссия закупила в РФ 7 млрд 907 млн кубометров природного газа (рост на 62,9% по сравнению с показателем января-апреля 2009 года) по средней цене $174 за 1 тыс. кубометров (на 12,1% меньше). Таким образом, стоимость потребленного за 4 месяца газа составляет $1 млрд 375,8 млн. Доля просроченного долга в общей стоимости поставок на 1 мая выросла до 9,6% с 8,3% на 1 апреля этого года.

Как сообщалось, просроченный долг белорусской стороны за газ накапливается из-за расчетов в течение 2010 года по среднегодовой цене 2009 года, которая составляла около $150 за 1 тыс. кубометров.

«Газпром» настаивает на необходимости расчетов по контрактной цене, исходя из понижающего коэффициента 0,9 к равнодоходной цене. Он опасается, что к концу года задолженность «Белтрансгаза» вырастет до $500-600 млн, если белорусская сторона продолжит оплачивать газ по прошлогодней цене.

Белорусская сторона неоднократно заявляла о намерении договориться с «Газпромом» об использовании в этом году коэффициента 0,7-0,75, мотивируя это замедлением перехода к равнодоходным ценам на газ в самой России. Этот аргумент связан с договоренностями сторон об условиях покупки «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза», которые предусматривали синхронный переход к равнодоходным ценам на газ в обеих странах.

В 2009 году Белоруссия сократила импорт газа на 16,4% по сравнению с показателем 2008 года - до 17,6 млрд кубометров по средней цене $148 за 1 тыс. кубометров (на 16,2% больше). В середине года образовался просроченный долг в сумме $244 млн, который Минск последовательно погашал с августа 2009 года.

В прошлом году задолженность сложилась из-за уплаты белорусской стороной в течение года среднегодовой цены при том, что в первом полугодии контрактная цена газа существенно превышала среднегодовую. Во втором полугодии, из-за колебаний цен на нефть, среднегодовая цена превышала контрактную.

В 2009 году на высшем уровне также была достигнута договоренность о сохранении для Белоруссии понижающего коэффициента 0,7, который действовал в 2008 году, хотя по контракту коэффициент составлял 0,8.

В соответствии с четырехлетним контрактом между «Газпромом» и «Белтрансгазом», Белоруссия с 2011 года должна оплачивать 100% равнодоходной среднеевропейской цены на газ за вычетом экспортной пошлины и транспортных издержек.

В 2010 году балансовые поставки газа в Белоруссию должны составить 21,5 млрд кубометров.

Официальный курс на 15 июня - 3018 бел. рублей/$1.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".