Статья
13 Сентября 2017 16:41

Долго, дорого и трудно: как проходит импортозамещение в IT-сфере

В Москве проходит Международная выставка «Импортозамещение», в рамках которой обсуждаются успехи и достижения в этом направлении. Активно программа начала работать после введения обоюдных санкций, в августе исполнилось 2 года с момента создания специальной правительственной комиссии по импортозамещению. Что удалось сделать в IT-сфере за это время и как госорганы справляются с задачами по внедрению отечественного ПО.

Приоритетное направление

Информационные технологии — одно из приоритетных направлений в программе импортозамещения. Доля импорта в IT-сфере достигала 75%. Помимо программы импортозамещения, отказ от иностранных информационных продуктов закреплялся в Доктрине информационной безопасности РФ и других стратегических документах, призванных ускорить переход на отечественное ПО.

Предполагалось, что импортозамещение в IT должно коснуться не только госсектора, но и простых пользователей. Однако качество первых версий российских аналогов популярного софта делало эти продукты неконкурентоспособными на рынке. В итоге первыми испытать радость работы с российскими программами пришлось госслужащим. 26 июля 2016 года Правительством был принят план перехода госорганов на российское программное обеспечение. План рассчитан на 3 года и обязывает госорганы постепенно заменять импортную продукцию.

Трудности переходного периода

Несмотря на принятие плана, в конце 2016 года сообщалось, что госзакупки зарубежного программного обеспечения в 6 раз превысили траты на отечественный софт. По этой причине в январе 2017 года в докладе министра связи Николая Никифорова прозвучало предложение о полном запрете госструктурам обновлять свои зарубежные программы. Кроме того, столь радикальную меру планировали распространить не только на госорганы, но и на госкорпорации.

Трудности перехода объяснялись не только тем, что по некоторым позициям у госорганов еще действовали лицензии на зарубежный софт, но и неудобством отечественных продуктов. Тогда чиновники подверглись критике со стороны Правительства: «Иногда импортный продукт — это, по сути, привычка, вера в то, что иностранное всегда более высокого качества. Российские разработки выпускают программы, которые не уступают по удобству и по функциональности зарубежным», — заявил Дмитрий Медведев на одном из заседаний правительственной комиссии. То есть чиновники с неохотой переходили на российский софт даже после его официальной покупке. Как сообщали некоторые собеседники «АК», являющиеся действующими сотрудниками органов власти, некоторые задачи им приходилось выполнять на собственной технике с использованием зарубежного софта, так как это оказывалось быстрее и проще.

Помимо этих проблем, власти сталкиваются с финансовой нагрузкой, вызванной переходом на отечественные разработки. При подписании контрактов госорганы отчитываются о существенной экономии, однако не озвучиваются различные субсидии и льготы, которые получают разработчики отечественного софта. Также нет исследований о том, каковы издержки от использования сырого программного обеспечения, замедляющего технологические процессы внутри госоргана.

Содержание реестра

Минсвязи ведет Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в который внесены все отечественные разработки. Основная битва в импортозамещении разворачивается вокруг массовых информационных продуктов: операционные системы, облачное хранилище данных, офисные программы. По каждому из типов программ реестр содержит сразу несколько предложений. Наиболее распространены операционная система «Гослинукс» и офисная программа «Мой Офис». Всего в реестре содержится 3934 программы. Естественно, что далеко не все программы используются в госорганах, а средства, затраченные на их разработку, могут никогда не окупиться.

Если все так плохо, то почему бы не отказаться от импортозамещения?

Главный редактор портала Roem.ru Юрий Синодов в интервью «АК» подчеркнул, что несмотря на все сложности, импортозамещение в IT-сфере действительно является стратегической задачей для страны: «Отечественные информационные продукты и программы защиты данных необходимо развивать, потому что при работе политического и возможного военного обострения, поставки этих продуктов могут быть прекращены», — считает эксперт.

По его мнению, отечественные разработки в редких случаях дойдут до широкой публики, так как это совершенно другая специфика деятельности: «Что касается перспектив, я предполагаю, что основная их среда их распространения — корпоративные заказчики из компаний с госучастием или государство. Вполне возможно, что там будут и частные пользователи, но вряд ли их будет значимое количество, просто в силу того, что маркетинг массового пользователя — задача весьма сложная. И те компании, которые на рынке очень давно, например, Microsoft, ее успешно решают. У нас, если появляется новый продукт, опыта продаж в разы меньше, и рассчитывать, что он легко и просто получит тех клиентов, кого не обязывают закупать отечественное ПО, не стоит. Можно говорить о горизонте в 5-10 лет, и то можно говорить о небольшой прибавке к клиентской базе по соотношению с государственными заказчиками. Но это не будет существенной частью клиентской базы, вряд ли речь может идти о десятках процентов клиентов».

Главной же проблемой таких сложностей являются сроки, которые были поставлены перед исполнителями. Создать за 3 года продукт, который бы не уступал разработкам, на которые были потрачены десятки лет — это невыполнимая задача. Поэтому в ближайшее время планы по импортозамещению в IT-сфере будут пересмотрены в сторону увеличения сроков. А чиновникам все же придется запастись терпением для освоения новых продуктов.


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".