Комментарий
24 Сентября 2012 11:30

Долгое ожидание

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин
<div>Главная метафора любого потребительского кредита - купи сейчас и стань счастливым - это, прежде всего, отказ от пресловутой очереди, ты больше не копишь, чтобы затем в ней стоять, не ждешь появления нового товара, не делаешь из покупки события. На бытовом уровне все еще понятней и более подробных объяснений, чем даны в современной поп-экономической науке, не требует.</div>
<div> </div>
<div>Отказ от томительного ожидания теперь доступен почти всем, и общую картину в России портит только ипотека, но своя квартира до сих пор сакральна, поэтому здесь в игру вступает даже не экономика, а род повседневной религии, спорить с которой - себе дороже. Кстати, продажи нового айфона - еще один пример квазирелигиозности: очередь, как в случае с поясом Богородицы, появляется отныне только там, где есть, чему поклоняться. Можно, к слову, молиться и квартире, и Богородице, и айфону одновременно: мало ли бардака по сердцу человеку.</div>
<div> </div>
<div>Мир вещей теперь вынесен за рамки ожидания - подозреваю, что лишь затем, чтобы в эту пустоту устремилась сама жизнь. Общество, все время что-то покупающее, словно бы готовится к тому, что уже очень скоро весь этот хлам понадобится для чего-то настоящего.</div>
<div> </div>
<div>Нет ответа только - для чего же именно. Все уже дискредитировано ровно настолько, чтобы любое настоящее нельзя было не из чего вывести. Семья, вера, долг - консервативные ценности опошлены самими консерваторами, которые давно уже сами не верят в то, что говорят и что-то защищают, скорее, уже по устоявшейся привычке лишний раз ни о чем не задумываться. В свою очередь свобода, готовность отказаться от морализаторства и хотя бы элементарное равенство невозможны потому, что мало кому нужны.</div>
<div> </div>
<div>В России парадоксальным образом почти нет угнетенных, которые хотели бы сбросить, простите за пролетарскую прямоту, какие-нибудь свои оковы: как раз наоборот, значительная часть общества, судя по социологическим опросам, явно недоугнетена и требует себе то Сталина, то порки в качестве наказания, то создания каких-нибудь набранных из профессиональных бездельников органов надсмотра, пригляда и порицания. То дружины, то комиссии по этике, то разговоры о том, что детям вредно смотреть на обнаженные женские ноги - полный набор так точно описанных Максимом Горьким слободcких радостей.</div>
<div> </div>
<div>Ожидание жизни - уже даже не новой, а просто интересной, не бессмысленной - главная причина и нашей нарочито комичной осторожности, и нашей невнятной бесшабашности. Именно из-за того, что столько хороших людей не живут, а готовятся начать жить, в России почти нет института репутации: какие уж тут репутации, когда все понимают условность денег, статусов и итогов самой простой работы.</div>
<div> </div>
<div>Низкая производительность труда - часть того же сюжета:</div>
<div> </div>
<div>Длинная очередь за жизнью - это, конечно, как у Владимира Сорокина, очередь ради очереди: здесь, по крайней мере, можно мило побеседовать, и стоит, наверное, патетично воскликнуть «ах, давайте уже начнем жить по-настоящему», но и пафос не выручает.</div>
<div> </div>
<div>Если что и спасает (меня, например), то только одно: ощущение прекрасной связанности событий и людей, предметов и явлений - мира, который стоит того, чтобы в нем жить. Радость и счастье невозможно выдумать, любви нельзя дождаться, все настоящее - просто существует, а ты просто вписываешься в красоту окружающего пространства, избегая пошлых красивостей, и вырастаешь из своих собственных рамок - не потому, что ты весь такой неожиданный, а потому, что тебя тут вообще может не быть, и ничего особенно не изменится.</div>
<div> </div>
<div>Ждать нечего, все уже случилось, а из очереди всегда можно уйти, чтобы отправиться погулять и не возвращаться больше никогда.</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".