Статья
994 11 апреля 2011 15:27

Президент Йемена Али Абдалла Салех принял план Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива о мирной передаче власти.

Президент Йемена Али Абдалла Салех принял план Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива о мирной передаче власти в стране.

«Президент приветствует усилия наших братьев в Совете сотрудничества по разрешению нынешнего кризиса в Йемене. Президент не имеет возражений против мирной передачи власти в рамках Конституции», - говорится в заявлении канцелярии йеменского лидера, сообщает «Guardian».

Издание отмечает, что план предусматривает передачу президентом Йемена власти вице-президенту и формирование нового правительства под руководством представителя оппозиции.

Газета подчеркнула, что оппозиция ранее отвергла этот план, поскольку недовольна тем, что Салех должен передать власть своему заместителю и при этом ему предоставляется иммунитет от судебного преследования. Повстанцы не раз подчёркивали, что их цель – полное свержение существующего режима.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее Салех отверг план Совета сотрудничества, назвав его «попыткой государственного переворота» и враждебной интервенцией. Глава Йемена заявил, что выступает против того, чтобы какое-либо другое государство вмешивалось в решение политического кризиса стране.

Напомним, массовые протесты начались в Йемене в конце января. Оппозиционеры призывают к политическим преобразованиям и отставке президента страны, который находится у власти уже более 30 лет.

18 марта, президент страны Али Абдалла Салех объявил о введении в Йемене режима чрезвычайного положения. 21 марта в столицу Йемена Сану были введены танки и другая бронетехника. Кроме того, президент распустил правительство страны. Этот шаг был предпринят после отставки нескольких министров, возмущенных жестоким подавлением акций протеста в университете Саны, где погибло более 50 человек.

22 марта Салех заявил о намерении покинуть свой пост в конце 2011 года. До этого президент отказывался выполнить это требование оппозиционеров, выражая намерение доработать до окончания своего срока в 2013 году, когда в Йемене должны состояться следующие президентские выборы. Между тем, правящая партия Йемена тогда исключила возможность досрочного ухода президента страны. «Власть будет передана тому, кого изберет народ на выборах, которые являются единственным средством мирного перехода власти», - сообщил пресс-секретарь партии.

Комментарии экспертов

Мне кажется, ситуация в Йемене говорит о начале позитивной тенденции, когда такая примитивная логика тираноборчества меняется на некие политические переговоры по перераспределению полномочий. Ясно, что супер-президентский режим, как и лидерский режим в Ливии, показывает свою неадекватность. Ясно, что эта бесконечная ставка – вместо одних тиранов сажать других, которые время спустя тоже становятся диктаторами.

Если говорить об обозначившейся тенденции - Африканский союз и другие аналогичные объединения - выполняют то, что по идее должен был делать Запад, а именно предлагать какие-то формулы примирения.

Мне кажется, что возможны и другие международные субъекты, более ответственно относящиеся к демократизации чем Соединенные Штаты Америки. Не буду точнее называть эти объединения, но они проявили большую гибкость, чем Запад, осознав, что процесс политических изменений – это не процесс сброса тиранов и мести им. Потому что в результате грубой смены тирана ничего не происходит кроме того, что новые люди должны повторить этот политический путь.

Мы видим, как крайне неудачно все произошло в Египте. Это крайне неудачный пример политической трансформации, в результате чего на смену президентскому режиму, все-таки формально гражданского пришла, просто откровенная военная диктатура.

И мы видим, что есть некоторая надежда на более ответственный вариант смен власти в Йемене и в Ливии (сообщается, что ливийский лидер Муаммар Каддафи согласился с предложенными Африканским союзом мерами по разрешению конфликта в стране). Возможно, это произошло потому, что стало понятно – «позиция кто-то должен прийти, потому, что кто-то должен уйти» - ситуацию не меняет.

На мой взгляд, Америка именно пропагандируя такую идею, не справилась с с задачей демократизации. Хотела ли она вообще этой роли на самом деле, сказать сложно.

Правда, я могу предположить, что за этими арабскими странами, Африканским союзом и за тем нормальными силами, которые сейчас появляются, возможно, стоят какие-то другие силы. Может быть, европейские. Есть такое предположение. Я не могу этого ни утверждать, ни отрицать, у меня нет фактов.

Но я б привел пример. Скажем, Британия пыталась везде, откуда она уходила, в качестве метрополии оставлять похожие институты. Это мы видим в Индии.

Индия совершенно не приспособленная к демократии страна – к этому не склонны ни культура, ни история, ни социально-экономические составляющие.

Но тем не менее там существует демократия, и она очень устойчива. На мой взгляд, это объясняется тем, что очень устойчива британская модель политического устройства. Наряду с президентом или монархом действует парламентская система правления. Президент играет роль гаранта этой системы – он не вмешивается в управление, но если что-то в самой системе угрожает, имеет полномочия вмешаться и решить эту проблему.

Оказывается, что даже в такой абсолютно ни по каким критериям не подходящей для демократии стране как Индия, такая система работает.

Я допускаю, что и в отношении арабских стран начинает возникать такой подход. Похоже, президент Йемена явно дает понять, что не видит выхода для страны, если он просто уйдет, и его место займет кто-то хороший президент. Он показывает, что может возникнуть новая система, на смену придут более соответствующие духу времени и обществу европейские образцы, хотя и с арабской спецификой. Видно, нечто подобное будет наблюдаться в Ливии.

В Йемене впервые с начала революционной волны на Ближнем Востоке президенту стран была предложена неприкосновенность. Именно это, как я надеялся, должна была сделать Организация Объединенных Наций.

В результате этот важный шаг достигнут авторитетом Арабских государств. Это вообще единственная возможность нормального перехода власти. Потому что если е загонять лидера в тупик, конфликт неизбежен. То, что это предложение не прозвучало раньше – во время событий в Египте и Ливии- свидетельствует о полном параличе политического мышления у лидеров современного мира.

На самом деле выработан механизм только одного вопроса - бескровной передачи власти. Надо подумать о создании оптимального для большинства кланов условий, которые готовы соблюдать демократические нормы.

В результате такого подхода соблюдается целостность страны, отстраняются те силы, которые не довольны таким политическим пактом.

Ситуация в Йемене – конечно, действительно, в некоторой степени позор для Запада. Все то, что западная теория и прочая теория демократии накопила, теперь предлагают арабские страны, а не Запад. То есть Запад оказался полностью несостоятелен в плане политических рекомендаций.

Это означает, что, безусловно, региональная система безопасности выходит на первый план по отношению к системе безопасности глобальной.

Глобальные системы безопасности оказались несостоятельны, а региональные продемонстрировали свою явную эффективность. Таков главнй ввод, которй можно сделать из сложившейся Йемене ситуации.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".