Статья
28 Ноября 2011 20:50

Дорогу малому бизнесу

Президент РФ Дмитрий Медведев провел 28 ноября в Екатеринбурге встречу с представителями малого и среднего бизнеса и активом партии «Единая Россия». 

В ходе встречи было поднято много вопросов, в частности, говорилось о создании в каждом регионе единых стандартов по работе с бизнес-проектами и источниками этих проектов, об административных барьерах, препятствующих бизнесу, о негативном отношении граждан к бизнесменам, о продолжении экономической модернизации после президентских выборов в 2012 году и о возможности передачи некоторых экономических объектов в частные руки.

Дмитрий Медведев указал на то, что в стране не созданы все необходимые условия для эффективного развития малого бизнеса. Он предложил предпринимателям участвовать в обсуждении этих вопросов, в том числе в рамках «большого правительства».

«Я исхожу из того, что мы все-таки последние годы пытались ситуацию (в малом бизнесе) улучшать, менять. Но это не значит, что нам стоит расслабиться и считать, что уже выработан оптимальный механизм, который позволяет вывести малый бизнес в основной драйвер нашего государства, нашей экономики. Давайте подумаем о том, что можно было бы сделать еще», - заявил Медведев в понедельник на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в Екатеринбурге, сообщает «Интерфакс».

По мнению президента, в рамках «большого правительства» будут очень важны экспертные обсуждения, и он рассчитывает, что результаты сегодняшнего обсуждения будут использованы в дальнейшем.

Одним из направлений совершенствования условий для работы малого бизнеса, по словам президента, является налоговая политика, в частности размер страховых взносов.

Медведев признал, что решение, которое было принято в свое время о повышении этих взносов, сказалось на малом бизнесе.

Поэтому для того, чтобы скорректировать ситуацию, было принято решение о снижении страховых платежей для основной массы плательщиков с 34 до 30% и до 20% - для организаций и предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах по упрощенной системе налогообложения, напомнил президент.

Он предложил обсудить, нужны ли дальнейшие шаги в этом направлении. «Естественно, мы будем принимать решение с учетом ситуации в комплексе и с учетом вашего мнения, и общей ситуации в экономике», - заверил глава государства.

Кроме того, напомнил он, после принятия соответствующего закона будет расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Медведеву известно о вопросах, которые есть в связи с этим у малого бизнеса, и также предложил их обсудить. «Это неплохое начинание. Давайте посовещаемся, что нужно делать для того, чтобы патент не вошел в противоречие с замыслом, как иногда это, к сожалению, случается», - добавил глава государства.

Он подчеркнул, что экономические преобразования не будут остановлены после выборов президента.

«Процессы, начатые несколько лет назад, все равно пойдут, можете не сомневаться», - сказал Медведев.

Он назвал апокалипсическими настроения тех, кто считает, что после выборов «один уйдет, другой придет» и начатые преобразования сойдут на нет.
«Никто никогда не вернется в 2007 год», - подчеркнул президент.

«Мы все понимаем, какие задачи перед нами стоят, с какими вызовами мы сегодня сталкиваемся», - отметил он.

Президент заявил о необходимости бороться с негативным отношением к предпринимательству в российском обществе.

«Мы в какой-то момент слишком увлеклись риторикой, которая провоцировала негативное отношение к бизнесу. Да, среди предпринимателей есть жулики, но честных людей больше», - сказал глава государства в беседе с представителями малого предпринимательства и активом «Единой России», сообщает «Интерфакс».

Как заявил президент, «государство должно делать все, чтобы успешный бизнес стал примером для многих граждан».

Он отметил, что одним из способов является тиражирование историй успеха. «Вы являете собой успешные примеры, и, глядя на вас, люди не будут думать, что это запредельно, что это какие-то олигархи. Это очень важно, чтобы перед глазами были успешные примеры», - подчеркнул Медведев.

Он также высказался против создания региональных министерств по делам малого бизнеса и заявил, что разработкой стандартов должны заниматься объединения самих предпринимателей.

Отвечая на вопрос о создании в каждом регионе единых стандартов по работе с бизнес-проектами и источниками этих проектов, глава государства заявил: «Я не против абсолютно того, чтобы в каждом регионе был такой центр, который позволяет любому предпринимателю понять, куда ему нужно стучаться».

При этом глава государства отметил, что он «против того, чтобы создать в каждом регионе очередное министерство по делам малых предпринимателей, потому что мы все это проходили».

Он напомнил, что появился специальный федеральный орган, который работал в направлении малого бизнеса, «но результат вам всем известен, это просто бюрократический нарост, который ни к чему не ведет».

Вместе с тем президент выступил за то, чтобы инициативы выдвигались самими предпринимателями, а государство в лице региональных властей устанавливало набор стандартов.

«Я за, это нормально абсолютно, но желательно, когда это будет на основе общественных объединений предпринимателей», - сказал Дмитрий Медведев.

«Если в таком ключе - я за, и давайте просто подумаем, каким образом эти стандарты внедрить», - добавил он.

Президент также заявил, что и федеральные власти, и бизнес-сообщество должны преодолеть разрыв в «повестке дня» проблем между регионами и центром.

«Зачастую столица не знает, чем живут в регионе», - заметил он.

Глава государства подчеркнул, что для кого-то главными вопросами являются появление новых рабочих мест, а для некоторых - проблема школ.

«Мы должны найти в себе силы для того, чтобы понять, что страна не замыкается только в столице. И не только столичными проблемами должна жить страна и руководство страны. Этот разрыв в "повестке дня" нужно преодолевать всем - и федеральным госслужащим, и представителям бизнеса из центра страны», - подчеркнул президент.

Кроме того, в ходе встречи был поднят вопрос о неравном положении предприятий в регионах по ценам на основные монополии, в том числе на электроэнергию. Так, один из участников встречи рассказал, что тарифы за электроэнергию в Курской области в два раза выше для аналогичных предприятий, чем в Тюменской области.
Дмитрий Медведев заявил, что необходимо стремиться к выравниванию тарифов на монополии для предприятий.

Глава государства, отметив, что это непростой вопрос, подчеркнул: «Выравнивать, стремиться к выравниванию мы просто обязаны. В противном случае мы зачастую разрываем единое экономическое пространство нашего государства».

Кроме того, по мнению президента, большинство сроков исполнения административных процедур может быть сокращено на треть или наполовину, и предложил регионам провести такое сокращение.

«Я исхожу из того, что большинство административных сроков легко можно сократить сразу же наполовину. Потому что практически в любой регламент всегда заложена административная составляющая, типа "давай заложим такой срок, чтобы мы могли почесаться, чтобы мы могли работать в спокойном режиме". Поэтому, как только начинаешь это все уплотнять - нормально уплотняется», - сказал Медведев.

Таким образом он прокомментировал слова одного из участников беседы, который предложил ввести «административную гильотину» для сокращения сроков административных процедур. 

«Я эту идею, пожалуй, готов поддержать и предложить всем субъектам Федерации подумать о том, чтобы сразу же постараться сократить все наполовину или как минимум на треть», - сказал президент.

При этом Медведев обратился к губернатору Свердловской области Александру Мишарину с таким предложением, и тот ответил согласием.

Президент подтвердил, что государство будет уходить от избыточного присутствия в экономике.

«Мы должны делать все, чтобы присутствие государства в экономике было достаточным, но необходимым», - заявил он.

Глава государства напомнил, что по программе приватизации от реализации пакетов акций в различных структурах государство должно получить $40 млрд. «Но самое главное, что это развязывает экономику», - пояснил Медведев.

Он подчеркнул, что «нужно заниматься и дальше передачей целого ряда объектов в частные руки, потому что дальнейшее участие в них государства неэффективно».
Президент также назвал важной задачей создание оптимального инвестиционного климата. «Нужно сделать очень многое, чтобы он был на уровне, соответствующем потенциалу России», - заключил Дмитрий Медведев.
 

Комментарии экспертов
<p>В разработке стандартов для малого бизнеса необходимо участие позиции бизнес-организаций. Дмитрий Анатольевич здраво понимает проблематику их введения, но чтобы избежать злоупотребления, необходимо там обеспечить также участие государства. Это может быть рамочный закон, но важен сам факт того, что президент заявил, что сейчас нам необходим общефедеральный стандарт, который бы действовал вне зависимости от субъектов федерации и гарантировал сохранение прав малого и среднего бизнеса на всех уровнях и во всех субъектах, чтобы  в одних регионах существовала абсолютно благоприятная обстановка и среда для инвестпроектов, а в других административно ограниченная.  </p>
<p>Другой момент связан с тем, что в процессе разработки этого стандарта необходимо участие самих предприятий, самих предпринимателей, без которых его эффективность, его актуальность будет очень невысокой. </p>
<p>Несомненно, что именно в сфере закупок госкомпаний вращается значительная часть финансирования, и большая – это не закупки государственных структур, то есть, органов государственной власти, а именно, госкомпаний. Понятно, что доступ к этим компаниям «Газпрому», «РЖД» или «Роснефти» может обеспечить компаниям с серьезным потенциалом успех, то есть, создать спрос на их товары и услуги, особенно на инновационные товары и услуги. И закрытость этого сектора создает серьезную проблему для коррупции. Мне представляется, что именно это направление будет крайне важным. </p>
<p>Мне представляется, что основными проблемами, которые привели во многих странах к возникновению кризиса, является излишняя зарегулированность экономики и монополизм. К сожалению, в России говорить о серьезных подвижках борьбы с монополизмом не приходится. Мы по-прежнему каждый год переживаем рост цен на бензин. И при этом у нас по-прежнему один-два, редко три оптового поставщика горючего для каждого субъекта федерации. У нас работают так называемые естественные монополии. Причем, ладно бы, если правила эти действовали только в отраслях, которые были построены в советское время, но это имеет отношение и ко всем остальным. </p>
<p>У нас практически невозможно включиться в те виды бизнеса, которыми занимаются госкомпании. Учитывая то, что доля госкомпании в ВВП больше 50%, в целом, я считаю, что реализовать модель модернизационной экономики невозможно. Поэтому для бизнеса важны размонополизация и серьезнейшее разрегулирование экономики. </p>
<p>К тому же, любое ведомство, которое у нас призвано помогать, в том числе, малому и среднему бизнесу, как правило, занимается его регулированием, что, естественно, ни к чему хорошему не приводит, а приводит к мысли о коррупции. И в целом, новое ведомство - это предмет для дополнительных запретов, лицензирования и много чего другого. </p>
<p>Поэтому, на мой взгляд, дремлющую приватизациую госсектора нужно сменить серьезной приватизацией. Следует активизировать борьбу с монополизацией, а она у нас, повторяю, находится в таком бесконечном варианте своего развития. </p>
<p>И третье: провести как можно быстрее разрегулирование экономики. </p>
<p>Мы не можем жить, провозглашая рыночную экономику, с правилами, которые во многом продиктованы советским коммунистическим наследием. </p>
<p>Кто такой бизнесмен? Это человек, который, во-первых, очень много работает, рискует многими благами своей жизни (здоровьем, деньгами, временем, частью свободы, учитывая наши реалии). К сожалению, нет образа человека, который много учился, потом много трудился и стал успешным. Понятно, что многие состояния в нашей стране нажиты с помощью коррупции. Но, тем не менее, огромное количество людей пробились из низов, которым не помогали папы, которые, действительно, сделали себя сами. Эти люди ничуть не меньше важны для государства, чем ученые, деятели искусства, преподаватели и т.д. Чтобы заниматься бизнесом нужны огромный талант, интеллект, образование, энергия, характер. </p>
<p>К сожалению, в  значительной степени у нас это ассоциируется, действительно, с чем-то негативным. Это, конечно же, в первую очередь связано с  тем, что многие так называемые успешные бизнесмены сумели направить себе в карман струю бюджетных потоков.  </p>
<p>Но надо понимать, что есть люди, которые сделали свой бизнес своим горбом. И таких много. Эти люди дают работу десяткам других. Они платят налоги. Это люди, которые, действительно, создают новые ценности, в том числе духовные. Многие, заработав деньги, тратят их на замечательные благотворительные проекты, научные изыскания, и много чего другого, до чего у государства не доходят руки. И примеров таких множество.  </p>
<p>Все то, что сказано по поводу региональных департаментов или организации государства по поддержке малого бизнеса, можно было сказать в пылу предвыборной борьбы. У нас принято в рамках предвыборной кампании бороться с бюрократией. Но тем не менее, Россия – страна с очень разным инвестиционным климатом в разных регионах. С очень разными условиями ведения бизнеса в разных регионах. И в этой связи существование организаций, призванных помогать малому бизнесу, даже с учетом того, что, конечно, коррупциогенность высокая, необходимо. </p>
<p>В каждом регионе ситуация, все-таки, разная. Время этих организаций еще не прошло, и вряд ли пройдет в ближайшее время, так как не прошла необходимость выделения государственных кредитов и государственной поддержки для малого бизнеса. И утверждать, что всю государственную поддержку малого бизнеса можно замкнуть на федеральный уровень, мне кажется, преждевременно. </p>
<p>Все, что касается госзакупок - очень актуально. На протяжении долгого времени в России продолжается дискуссия по знаменитому 94 закону, который регламентирует государственные закупки. Закон этот подвергается жесточайшей критике с разных позиций, но он, действительно, сделал прозрачной систему государственных расходов. Это не просто модная тема. Это одна из немногих тем, которая на уровне реальной экономики способствуют снижению коррупции. </p>
<p>В этом смысле, я не думаю, что какие-то госкомпании будут счастливы раскрыть свои закупки по образцу органов госвласти, по образцу 94 ФЗ. Наверное, это и невозможно строго по образцу 94-го ФЗ, потому что государственные компании - это все-таки предприятия, которые работают на рынке, и там немножко другие принципы. Но прозрачность расходов государственных компаний, если этого удастся достичь в короткий период, скажем, в ближайших двух лет, будет колоссальным шагом вперед на уровне борьбы с коррупцией. Не на уровне «сейчас мы посадим всех коррупционеров», а на уровне изменения бизнес-климата, на уровне ликвидации самой возможности коррупционных схем. Если это реализуется, можно говорить, что мы сделали блестящую вещь. </p>
<p>Что касается имиджа бизнесменов, то негатив по отношению  к ним ушел. Лет десять назад имело смысл говорить, что в российском обществе бизнесмен – это все еще синоним жулика. А сейчас даже близко ничего подобного нет. Фактически, прошло поколение после того, как Россия вернулась к капитализму. И современные молодые люди, люди среднего возраста, кто работает в бизнесе или наемные работники, не видят ничего удивительного в том, что существует частный бизнес. Это уже привычно. И, я думаю, что никакой такой специальной проблемы негативного отношения в России к бизнесменам больше не существует. Раньше была, теперь - нет.  В целом, в России достаточное количество желающих заниматься бизнесом.</p>
<p>Заказы на закупки госкомпаний не должны распределяться исключительно среди своих по скрытым коррупционным схемам. И это основная задача, она вполне понятна и естественна. </p>
<p>Вообще, мне кажется, что государство должно ставить вопрос о повышении качества управления своей собственностью, о компаниях с государственным участием, и рассматривать их как локомотивы роста, и как флагманы той политики, которые хочет государство вести. Вот хочет государство увеличивать долю инноваций в экономике, и начинает с компаний, которые государство контролирует непосредственно. Хочет оно делать более прозрачной систему закупок, начинает опять с них, с компаний, в которых государство имеет контрольные позиции. Поэтому, в общем, подобная мера имеет смысл. Осталось преодолеть лоббизм самих корпораций. Эти компании имеют все преимущества пребывания в частном секторе в виде, прежде всего, очень высоких доходов их менеджмента, но не несут рисков, характерных для традиционного классического частного бизнеса, потому что эти риски в существенной степени переложены на государство. Последнее, впрочем, касается не только государственных крупных компаний, и не только в России, но и во всем мире. И это вот корпоративный коммунизм, корпоративный социализм, когда преимущества рынка работают на частный бизнес, а государство оплачивает все издержки, конечно, с ним надо что-то сделать. </p>
<p>И всегда нужно помнить, что уровень коррупции является очень высоким не только в государственном аппарате, но и в корпоративном секторе, как  в частном, так и в государственном. </p>
<p>Что касается предложения президента не создавать региональные министерства по делам малого бизнеса, то, на мой взгляд, малый бизнес лучше виден в регионах, и его развитие, прежде всего, должно быть сферой ответственности региональной власти. В общем, уже говорилось о том, что должны быть специальные уполномоченные по малому бизнесу в регионах, условно говоря, по инвестиционному климату. Идея о том, что деловые ассоциации, и отраслевые, и крупные, типа «Деловой России», «Опоры России», должны брать на себя хотя бы часть работы по разработке стандартов государственной политики. Мне кажется, что на региональном уровне политика стимулирования бизнеса поощрениями должна реализовываться и разрабатываться именно на региональном уровне.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".