Статья
20 Сентября 2014 11:56

Дорожная карта к миру

<p><strong>Контактная группа в Минске с участием Украины, ДНР, ЛНР, России и ОБСЕ в ночь на субботу согласовала дорожную карту по осуществлению режима прекращения огня, сообщает «</strong><a target="_blank" href="http://www.rg.ru/2014/09/20/memorandum-site.html"><strong>Российская газета</strong></a><strong>».</strong> <br />
<br />
В заседании приняли участие экс-президент Украины Леонид Кучма, премьер-министр ДНР Александр Захарченко, глава ЛНР Игорь Плотницкий, первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин, председатель Верховного совета ЛНР Алексей Карякин, посол РФ в Киеве Михаил Зурабов, официальный представитель председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини.<br />
<br />
Стороны договорились отвести средства поражения калибром свыше 100-мм на расстояние не менее 15 километров от границ населенных пунктов и запретить размещение поблизости от них тяжелого вооружения и военной техники.</p>
<p>Обеспечивать контроль над выполнением достигнутых договоренностей будет ОБСЕ. Численность сотрудников организации для выполнения этой задачи вырастет с 300 до 500 человек.<br />
<br />
Переговоры, продолжавшиеся более семи часов, характеризуются как «напряженные». Тем не менее, сторонам удалось прийти к ряду важных соглашений, оформленных в итоговый меморандум, который уже назвали «дорожной картой» мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины.<br />
<br />
Документ содержит девять пунктов, которые уточняют и максимально конкретизируют положения <a target="_blank" href="http://actualcomment.ru/theme/3055">протокола, подписанного в Минске 5 сентября</a>. <br />
<br />
МИА «<a target="_blank" href="http://ria.ru/world/20140920/1024864151.html">Россия сегодня</a>» приводит все девять пунктов этого документа:</p>
<p>1. Прекращение применения оружия считается общим.<br />
2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября.<br />
3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.<br />
4. В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зоны безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы.<br />
5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и тяжелой техники в районе, ограниченном населенными пунктами (населенные пункты обозначены в тексте документа, но Кучма не стал их перечислять).<br />
6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений у границы зоны безопасности, обязательства на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.<br />
7. Запрет с момента принятия данного меморандума полетов боевой авиации и иностранных летательных аппаратов за исключением аппаратов ОБСЕ над зоной безопасности.<br />
8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой миссии ОБСЕ в составе группы наблюдателей организации в течение суток с момента принятия данного меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество границ которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой группы наблюдательной миссии ОБСЕ.<br />
9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ.<br />
<br />
Экс-президент Украины Леонид Кучма, представлявший на переговорах в Минске официальный Киев, заявил, что реализация минского меморандума начнется уже через сутки. По его словам, стороны также договорились продолжать более активный обмен пленными.<br />
<br />
Следующая встреча контактной группы по разрешению украинского кризиса может пройти через неделю, сообщил председатель Верховного совета самопровозглашенной Луганской народной республики Алексей Карякин, передает <a target="_blank" href="http://itar-tass.com">ИТАР-ТАСС</a>. Он выразил удовлетворение прошедшими переговорами, несмотря на то, что «встреча была достаточно тяжелой».<br />
<br />
«Главные дискуссии развернулись вокруг линии разделения сторон», — отметил он, подчеркнув, что к компромиссу по этому вопросу стороны прийти не смогли. Карякин сообщил, что удалось договориться о существенном увеличении численности наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта с 300 до 500 человек.<br />
<br />
Представитель ЛНР отметил, что из-за многопланового характера реализации соглашения о прекращении огня выполнение меморандума станет возможным «только дней через пять».<br />
<br />
5 сентября в Минске в ходе второй встречи контактной группы был подписан протокол, состоящий из 14 пунктов, включающих в себя все аспекты контроля за соблюдением перемирия, обмена пленными и др.</p>
Комментарии экспертов
<p>Надо было сломать всю конфигурацию взаимоотношений в Европе и мире,  нагадить огромному количеству компаний и корпораций, выстраивавших  десятилетиями сотрудничество с Россией, надо было пролить реки крови,  превратить Украину в какого-то супербанкрота экономического, уничтожить  инфраструктуру и потенциал Донбасса в значительной степени для того,  чтобы вернуться именно к той схеме, которую Россия предлагала еще до  переворота — это нейтрализация и федерализация Украины.</p>
<p>Сейчас эти девять пунктов касаются, в первую очередь, абсолютного  прекращения огня, это подтверждают заявления различных политиков.</p>
<p>Ситуация смешная — страны, которые сами исповедуют глубочайший  федерализм, такие как Соединенные Штаты и Германия, почему-то бешено  сопротивлялись этой совершенно логичной, двадцать лет как выдвигаемой  концепции спасения Украины, которая представляет собой несколько разных  идентичностей, которые могут сосуществовать только в условиях  возможности эти идентичности неконфликтно реализовывать.</p>
<p>Для России это колоссальный компромисс. Нейтрализация Украины для  России — это колоссальный шаг навстречу своим геополитическим  противникам. И это вполне симметричная и достойная для наших  геополитических противников сделка. Альтернативой этой сделки является  политический, военный и геополитический разгром России. Но эта цель не  достижима.</p>
<p>Наступает ожидаемое некоторое отрезвление наших западных партнеров, и  в первую очередь, Соединенных Штатов. Процесс идет явно на основании  некой общей договоренности между нами и американцами. И именно поэтому  Порошенко перестал выступать с самобытными идеями, или, во всяком  случае, он выступает с ними только перед своей аудиторией, и  это никакого отношения к процессу не имеет. Порошенко выглядит  чрезвычайно кротким и исполняющим задачу, которая решена и обговорена  без него, что и требовалось доказать. Украина не субъектна, с одной  стороны, с другой стороны, никому кроме России она не нужна совсем,  поэтому по большому счету, никому и не нужен был мир на Украине.</p>
<p>Эскалация зашла в тупик, как и вся эта история с санкциями,  потому что дальше идет уже война, которая, с одной стороны,  развязывает руки России полностью, а с другой стороны, окончательно  добивает все формы кооперации, которые были. И санкционное давление, и  все остальное преследовало цель Россию запугать, продавить. Поскольку  продавить не удалось, следующие санкции будут уже карательными. На  карательные санкции следуют симметричные карательные же ответы. Это  реально война, к войне никто не готов.</p>
<p>Если мы посмотрим на блок НАТО, то поймем простую вещь, что  объединяет полностью консенсусно блок НАТО, что полностью  объединяет в одном флаконе Эстонию или Соединенные Штаты, Италию или  Турцию, — это блок стран, которые категорически отказываются проливать  кровь в войне с Россией. Вот все, что находится за рамками блока НАТО, оно  может быть использовано как пушечное мясо. А вот эти ребята, даже  румыны и латыши, не говоря уже о немцах, французах и американцах,  бросать свои регулярные подразделения на войну с Россией не собираются  ни при каких обстоятельствах. В этом смысле блок НАТО — это гарант мира  как отсутствия глобальной войны с Россией, потому что этот вариант  категорически неприемлем для стран-участников НАТО.</p>
<p>Минский меморандум — это начало процесса, который не может быть остановлен.</p>
<p>Ярош — клоун, но за этим клоуном стоят определенные движущие силы.  Украина управляема только в условиях войны, но при этом она не  может вести войну, это пат. Почему я думаю, что те условия, на которых  настаивает Россия, так или иначе, рано или поздно будут приняты полностью? Потому что этот пат не позволяет  Украине существовать: войну она вести не может, во всяком случае, на  сегодняшний день и на обозримый среднесрочный период, а мирно  существовать она тоже не может, потому что тогда начинается война всех  против всех, внутренняя, и Ярош — просто симптом этого.</p>
<p>Когда мы говорим о федерализации Украины, как бы это не предъявлялось  сейчас, очевидно, что для Донбасса не приемлемы границы самоуправления  по действующей линии фронта. Поэтому сейчас речь идет не о  самоуправлении, а о прекращении огня, то есть о состоянии  устойчивого перемирия, только в рамках которого можно вообще о чем-то  говорить.</p>
<p>Естественно, что Донецкая и Луганская республики будут добиваться  прав в границах Луганской и Донецкой областей, но таких же  прав начнут добиваться не только области юго-востока, но и другие  регионы Украины, и, безусловно, их получат, потому что у Киева нет  возможности их не дать. Там будут действовать самые разные интересы, в  том числе интересы тех же самых Коломойских, которые являются  удельными князьками и которым нужно свое удельное княжество  легитимировать. Закарпатье с гражданином Балагой, который тоже хочет  быть не хуже Коломойского. Безусловно, захотят своих прав Волынь и  Галичина.</p>
<p>Продуктивная модель для Украины есть, она называется Босния и  Герцеговина. Понятно, почему американцы пошли легко на такое физическое  разделение, де факто существование двух государств под одной формальной  крышей, по одной простой причине — иначе эти государства жить не могут.  Но было проще, потому что там один хозяин.</p>
<p>Федерализация Украины подразумевает реальные международные гарантии,  то есть соглашение сторон между Россией и Западом по гарантиям  нейтралитета. Когда мы рассуждаем о том, на что согласятся и на что не  согласятся ополченцы, надо отдавать себе отчет, что в значительной  степени эти отряды не являются ни регулярной армией, ни регулярной  политикой. И тезис «за что мы кровь проливали» имеет императивное  значение. И свои принципы люди не сдадут.</p>
<p>Можно уговорить Донбасс на формальное существование в составе некой  единой Украины, если все их права гарантируются  в самом прямом  юридическом формальном смысле Россией. Больше никаких других гарантий  они не примут. Москва должна выступить гарантом абсолютного  самоуправления Новороссии, а это означает сохранение и реализацию  культурной идентичности, возможностей  внешнеэкономической деятельности с Россией вне зависимости от воли  остальных регионов, и, по сути, это означает действительно раздельное  существование и проживание. Безусловно, все внутреннее  устройство самостоятельное, включая суд, полицию, силовые органы.</p>
<p>Может существовать какое-то подобие украинской армии, но на самом  деле всему человечеству будет легче жить, если в рамках этой  нейтрализации у Украины практически этой армии не будет, потому что  гарантии и ее безопасности будут обеспечиваться соглашениями между  Европой, Америкой и Россией. И не понятно тогда, кто еще может напасть на  бедную Украину, кроме ИГИЛа.</p>
<p>Нейтрализация Украины необходима. Я помню разговоры о том, что украинцы не будут воевать друг с другом. Это с каких  это пор украинцы перестали воевать друг с другом? Самая кровавая  гражданская война, самое кровавое гражданское противостояние всегда  проходило именно на Украине. Кровавое, чрезвычайно жесткое с обеих  сторон, если эти стороны ограничить двумя, а их иногда было гораздо  больше.</p>
<p>Мы сейчас присутствуем не на федерализации, мы присутствуем  при обеспечении предпосылок для федерализации. Предпосылок, при которых  ничего другого просто предложить нельзя. Представить себе сильную  легитимную и сверхпопулярную власть Порошенко, предоставившего реально  огромные права Донбассу (а тут он никуда не денется), отказывающегося  предоставлять эти права всем остальным регионам Украины, — вот это фантастика. Поэтому Киев никуда не  денется и от предоставления таких прав и другим регионам.</p>
<p>Сейчас все стороны конфликта и международное сообщество сошлось на  том, что кроме решения, которое предполагалось с самого начала Россией,  другого не существует. Да, есть иные варианты — вариант военного разгрома, вариант третьей мировой войны с применением ядерного оружия в  широких масштабах, гибели человечества, есть вариант уничтожения  Украины, если Запад не вмешается, и ликвидации ее как государства вообще  в условиях военной победы одной из сторон. Но все эти варианты в  дипломатических кругах даже обсуждать не очень позитивно, во  всяком случае, дипломатия ими не занимается. В рамках  дипломатии существует один вариант — это российский, и других никаких  нет и быть не может.</p>
<p>Отвод войск, отвод артиллерии свыше ста миллиметров на безопасное  расстояние и другие пункты этого соглашения мне кажутся  малореалистичными с точки зрения исполнения. Имеется в виду  имплементация этого меморандума украинской стороной, нам-то отводить  нашу артиллерию некуда.</p>
<p>Я думаю, что Украина готовится не к обороне, а к наступлению. Об этом  свидетельствует очередной этап мобилизации, переговоры со странами НАТО  о закупках вооружений и практически ежедневные заходы на Украину  частных военных компаний. Может быть, под видом этих частных военных  компаний туда уже заходят регулярные подразделения стран-членов НАТО.  Мне это не известно, но то, что количество таких частных  подразделений огромное и вооружены они по последнему слову техники, остается фактом. Следует ожидать все-таки военной  эскалации со стороны Украины. Я не думаю, что Киев будет выполнять  мирные договоренности, достигнутые вчера в Минске.</p>
<p>При этом я считаю, что такие мирные попытки должны быть, и надежд на  мирное урегулирование оставлять нельзя. Все-таки речь идет о  человеческих жизнях. Но поступаться при этом независимостью, я считаю,  неправильно и недопустимо.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".