Статья
1701 29 февраля 2012 12:45

«Дорожные карты» будущего

Кандидат в президенты, премьер РФ Владимир Путин заявил, что по всем инициативам, изложенным в его авторских статьях, готовятся прямые поручения правительству и будут сформулированы «дорожные карты» их реализации.

На встрече с доверенными лицами, представителями ОНФ и политологами Владимир Путин заверил, что в той программе развития страны, которая была сформулирована им, в том числе с участием ОНФ, «нет предвыборной риторики».

Он подчеркнул, что собрал эту встречу именно для того, чтобы обсудить инициативы, прозвучавшие в его авторских статьях, и ответить на критику тех, кто считает их предвыборным ходом.

«У нас нет никакого желания делить наше общество, кого-то там шельмовать, грязью обливать, а есть желание собрать все самое лучшее, сохранить страну и создать условия для ее поступательного развития», - подчеркнул премьер.

Как заявил Путин, «мы никогда не давали никаких пустых обещаний, были в этих обещаниях всегда крайне сдержаны и исходили в них из так называемого консервативного сценария развития событий».

«Мы никогда не подверстывали то, что будем делать, под предвыборную конъюнктуру, говорили всегда только правду. У нас есть все основания полагать, что то, что мы намечаем сегодня - все это реалистично и будет исполнено», - заявил глава правительства, сообщив, что «мы уже приступаем к этой работе».

Премьер ответил на критику со стороны тех, кто утверждает, что российские власти раньше ничего не делали для реформы в социальной сфере, в частности, в образовании и здравоохранении.


«Я уже знаю критику, которая звучит. И первый вопрос: а что же раньше ничего не делали? Почему же не делали? А национальные проекты?» - сказал Путин в ходе встречи.

«Что значит не делали, делали. Просто сейчас пришло время двигаться дальше», - подчеркнул Путин.

Глава правительства ставит задачу к 2020 году решить задачу по борьбе с бедностью, существенно повысить зарплаты и создать новые рабочие места.


«К 2020 году мы должны серьезно изменить ситуацию с социальным неравенством наших граждан и принципиально решить вопрос по борьбе с бедностью», - сказал Владимир Путин. Он отметил, что в последние годы в вопросе борьбы с бедностью сделаны определенные положительные шаги. «Людей, живущих за чертой бедности, еще, к сожалению, много. Но все-таки результат есть. На сегодняшний день таких 10-11, даже, по некоторым подсчетам, 12,5%», - сообщил премьер.

Глава правительства РФ заявил также, что «средний класс в России в ближайшем будущем должен стать социальным большинством и пополниться, прежде всего, теми, на ком держится страна». По его словам, это педагоги, врачи, ученые, инженеры, квалифицированные работники и военнослужащие.

Владимир Путин заявил, что влияние демократических институтов при реализации управленческих решений будет расширяться, как и участие граждан в управлении страной.

«В России укрепляется гражданское общество, готовое оценить и работу власти, ставить перед ней новые задачи, причем не от выборов до выборов, а постоянно, в ежедневном режиме», - заявил он.

Путин выразил уверенность в том, что исполнительная власть станет более открытой для общества, и в полную силу «заработают институты прямой демократии и общественного контроля».

Владимир Путин заявил, что региональные референдумы и опросы граждан через Интернет о работе ЖКХ и полиции должны стать постоянными инструментами связи с властью.

«Участие граждан в управлении страной будут расширяться. Убежден, что граждане должны не только выбирать руководителей своих населенных пунктов, но и регулярно оценивать эффективность работы тех, от кого напрямую зависит качество их жизни», - заявил он.

«Местные референдумы, массовые опросы, в том числе, через Интернет, должны стать способом постоянной обратной связи власти и общества», - подчеркнул Владимир Путин.

Премьер-министр также выступил за расширение практики парламентских расследований, но заявил о недопустимости превращения этого института в способ сведения политических счетов.

Владимир Путин предложил расширить возможности судебной системы для рассмотрения споров, возникающих между гражданами страны и чиновниками.

«Важнейшая тема - восстановление и укрепление доверия общества к судебной системе», - заявил он.

«Граждане должны быть уверены в том, что их права надежно защищены, а закон и справедливость торжествуют», - добавил премьер.

Владимир Путина не пугает критика, звучащая по поводу внесенного им предложения о законодательных инициативах, которые получают одобрение не менее 100 тысяч пользователей Интернета.

«Я уже предлагал, чтобы общественные инициативы, которые набирают более 100 тысяч авторизованных подписей в Интернете, обязательно вносились в федеральный парламент», - заявил премьер, отметив, что он знает, «что по этому вопросу возникает критика».

Владимир Путин заявил, что наличие оппозиции в стране - это нормальный процесс, однако призвал ее представителей уважать мнение большинства.

«Это нормальный абсолютно процесс. Вопрос только в том, что люди, которые говорят о необходимости развития и укрепления институтов демократии, сами должны придерживаться этих правил. Главное правило заключается в том, что нужно уважать мнение меньшинства, но подчиняться выбору большинства», - заявил он.

Премьер добавил, что это - главное правило, и «меньшинство не имеет права навязывать большинству свою точку зрения». «Оно имеет право, и государство должно это обеспечить, сформулировать свою точку зрения, предъявить ее бороться за нее, но конституционными и законом предусмотренными средствами и методами», - отметил Путин.

Глава правительства подчеркнул, что наличие оппозиции в любой демократической стране – «это естественное дело и это создает конкурентную среду в политике».

Кандидат в президенты РФ Владимир Путин считает, что его победа в столь бурной избирательной кампании будет означать получение кредита доверия от граждан.

«У нас такая шумная эта кампания. Откровенно говоря, я и думал, что так будет. Я не захотел конституцию менять, я не захотел автоматом оставаться у власти, я знал, что будет такая полемика», - сказал он.

Как пояснил премьер, «для того, чтобы работать дальше, нужно получить кредит доверия в новой обстановке, без этого невозможно работать». «Поэтому я рад, что такая у нас буря, это хорошо», - заметил Путин, добавив, что, тем не менее, «все должны оставаться в рамках закона».

Он выразил надежду на то, что, несмотря на бурную избирательную кампанию, «особой грязи не будет дальше». «Она заканчивается, слава богу, и мне бы хотелось, чтобы у нас уровень политической культуры понимался», - сказал премьер.

Владимир Путин напоследок призвал объединиться всех вокруг интересов страны и ее граждан.

В ходе встречи Путина со своими доверенными лицами, представителями ОНФ и политологами кандидату в президенты был задан вопрос о том, что он сделает, чтобы стать главой государства для всех - и тех, кто за него, и тех, кто против и сейчас критикует Путина.

В ответ премьер напомнил о своем выступлении в Лужниках 23 февраля. «Я там прямо тогда сказал, что мы никого не отталкиваем, никого не собираемся шельмовать как-то, делать врагами: мы призываем всех объединиться вокруг интересов страны, ее развития и ее граждан», - сказал Владимир Путин, выразив надежду, что так оно и будет.

Комментарии экспертов

Встреча прошла по-человечески очень тепло, я бы сказал, приватно. Путин начал встречу с того, что он представил некий суммарный итог всех своих предыдущих статей. И, по сути дела, это была такая мини-программа того, что он собирается делать.

По стилистике общения было видно, что Путин очень заинтересован в реальной поддержке, в том, чтобы его предложения серьезно обсуждались. Идея публикации такой серии статей в этой встрече очень наглядно реализовалась. Путин представил свое видение, как бы дал общий очерк, плюс некие конкретные варианты дальнейшего развития России. И все это не в качестве уже кем-то и им конкретно заранее предрешенного, а в качестве предмета обсуждения, открытости к новым предложениям.

Во время встречи люди реагировали на разные позиции его программы, что-то уточняли, что-то просили дополнительно. Так что, очевидно, что стилистика будущего президентства – это открытость, нацеленность на то, чтобы экономика и политика работали на людей. От встречи осталось ощущение, что глава государства предлагает программу, которая должна давать какой-то конкретный и внятный результат каждому гражданину России.

Отметил бы также хорошую и бодрую уверенность в победе. Это тоже очень важно. Путин дал понять, что оппозиция – важная составляющая системы, с ними не надо бороться, просто нужно уметь доказывать собственную правоту.

Вот такой, образ интегрирующего лидера, человека, который занимает четкую позицию, готов к диалогу и в то же время стремиться предложить некие объединяющие идеи, собравшиеся увидели сегодня на встрече. Таким, скорее всего, Путин будет, когда победит 4 марта.

 

 

Путин подвел итоги и сформировал на базе предшествующих статей комплексную стратегию развития России. Можно даже говорить о том, что мы реально наблюдаем, как на наших глазах происходит складывание плана Путина версии 2.0. Он дает ответ на самые различные вызовы, которые стоят перед страной: от внешней политики до социальных проблем. Он обращается к разным слоям населения. Он не стремится стать партийным президентом, а стремиться действовать как президент всех россиян. Избирательная кампания заканчивается, и это такая своего рода итоговая встреча.

У этой предвыборной гонки было несколько специфических особенностей. Появился фактор Прохорова, фактор уличных митингов, которого не было прежде. По итогам мы видим значительно ослабевание Владимира Жириновского. А Зюганов пытался себя позиционировать как политик, который реально может занять высший пост в стране, то есть, впервые у него была кампания, довольно удачная. При этом сохранялось и усиливалось по мере движения к финалу кампании доминирование Владимира Путина.

Консервативное большинство, которое Путина поддерживает, воспринимало Болотную площадь как вызов. Возникла дилемма: если не Путин, то кто – Зюганов или Болотная? И это усилило, это стало одним из важнейших факторов роста электоральной мобилизации и поддержки премьера к концу электоральной кампании.

Что касается заявлений о среднем классе, Путин и раньше обращал внимание на это. Он всегда высказывался за необходимость того, чтобы средний класс стал большинством населения. Просто многие не хотят видеть очевидное, не хотят читать текст. Путин всегда за это выступал. Просто он понимает средний класс достаточно широко, не как узкую группу людей со специфическими требованиями, а как огромный слой, куда входят и бюджетники, и мелкие предприниматели. То есть большинство населения. Он за широкое понимание среднего класса. И это очень достойная и адекватная позиция.

И, конечно, по итогам встречи можно сказать, что Путин открыт и готов к диалогу.
 

Предвыборные статьи Путина довольно общие и, как правило, констатирующие. Но помимо того, что там написано, важно обратить внимание на то, чего в них нет. Тот факт, что в этих статьях я не прочел ни одного слова про укрепление вертикали власти, усиление административного управления, про необходимость консолидации и тому подобное,  о многом говорит. Конечно, можно сказать: мало ли что написано, политики говорят одно, думают другое, делают третье. Но даже когда политики так поступали, какой-то форме их намерения проявлялись. Очень трудно себе представить политика, который имеет в виду усиление административного пресса, запрет партий, усиления цензуры в СМИ, и при этом говорит нечто прямо противоположное. Это крайне маловероятно. Поэтому обычно, когда хотят завинчивать гайки, то произносят всякие благообразные слова про наведение порядка, усиление дисциплины, про восстановление управляемости и т.д.

Тот факт, что ничего подобного не говорилось, а наоборот отмечалось (пусть без конкретизации как это сделать) нечто противоположное, говорит о том, что в намерения Путина не входит то, о чем так много сейчас рассказывает либеральная оппозиция. «Закручивание гаек» в намерение Путина не входит. И это разумно. За два последних месяца Путин мог убедиться, что тот уровень открытости (свободы слова, свободы уличных шествий), который значительно увеличился, не представляет опасности для власти.

На самом деле, власть находится в самом ранимом состоянии, в состоянии выбора, она фактически беременна. И в этот момент резкое усиление критики, открытость, свобода реально никакого ущерба власти не нанесли. Власть сумела частично купировать это дело, частично отбить атаку, частично не отбить атаку. Короче говоря, разжимание рук дало власти точно неплохой результат, а какой бы результат дало сжимание кулаков - совершенно очевидно. Поэтому, если Путин преследует цель сохранения власти, управляемости административной и финансовой, то более разумный способ - потихоньку отпускать вожжи, немножко видоизменяя стиль правления. Более опасно затягивать вожжи, наступать публике на мозоли. Это, конечно, увеличивает на какой-то краткий период временный объем власти, но это чревато очень опасной формой ломки этой власти.

Система управления после выборов будет другой, конечно. Но какой именно - утверждать не берусь: на 6 лет точно. На данный момент очевидно, что у нас очень расширились границы системы. То есть, так называемая, несистемная оппозиция включается в систему. Формально она получает право регистрации, а фактически получает доступ в большие СМИ. И вроде ничего страшного не произошло. И власть вроде бы этого не боится. Так что эта перемена уже, по-моему, произошла де-факто. Конечно, как всегда, бюрократические рефлексы таковы, чтобы отдавать как можно меньше и как можно труднее, но вектор, тем не менее, задан в сторону открытости.

Именно на открытость, а не демократизацию. Демократизация - понятие неопределенное. У нас сейчас разве не демократия? Разве у нас не власть большинства? Даже термин «управляемая демократия» давно не используется. Ведь на самом деле неуправляемой демократии в истории человечества не бывает. Разве в Европе - не управляемая демократия? Любой анархист, который потребует, допустим, отмены Конституции, национализации частных компаний, установления коммунизма, расизма и т.д., имеет возможность об этом говорить на больших телеканалах?

Любая система самоуправляется. Вопрос в том, какие методы управления. В России методы управления жесткие и неповоротливые. На Западе управление называется «мягкая сила». Там тоже управляемая демократия, просто это не значит, что сидит один человек, дергает за рычаги, куда захочу туда и покачу. Это значит, что правящие элиты управляют мнением избирателя. Что такое выборы? Это когда избирателей разные стороны накачивают с помощью телевидения, теперь уже с помощью социальных сетей определенной идеологией. Но есть общая некоторая цель, на которую все работают.

На сегодняшний день намерение наших властей - большая открытость, переход от жесткой силы к мягкой. Конечно, власти легко это декларировать, легко об этом мечтать, а реально в случае опасности она будет по старым рефлексам хвататься за жесткую силу. Но Путин и его ближний круг понимают, что «завинчивание гаек», во-первых, опасно в ближайшей перспективе, а во-вторых - практически не нужно. Потому что и без этого более мягкими методами есть полная возможность удерживать власть. Это показывают нынешние выборы.

Демократия не должна заканчиваться подходом к урнам во время выборов власти. Демократия должна заключаться и в возможности контроля над этой самой властью. 

В этом существуют ключевые проблемы, потому что ни одна власть не позволит себя контролировать. Но если мы исходим из принципов демократии, из ценности каждого человека – в поле зрения сразу появляются судебная власть, правоохранительные органы. В этих трех китах и нужно разобраться. 

Многие говорят о новом Путине. Я вижу обычного Путина, того Владимира Путина, к которому я привык. И в защиту этой позиции я могу сослаться на него самого. Премьер уже один раз отвечал на этот вопрос, отметив, что остается сам собой.

К тому же я не считаю, что в период своего правления, в период первых двух сроков Владимир Путин не использовал демократические инструменты, что он не опирался на демократическое управление. Ту централизацию, которую он провел (восстановление вертикали власти в период первого президентства), отмену прямых губернаторских выборов и введение пропорциональной системы я не считаю антидемократическими мерами. Как он сам сказал, не надо делать из централизации или децентрализации фетиша – это инструменты. И я считаю, что при Владимире Путине наше государственное устройство сделало очень большой шаг по направлению к демократии.

Владимир Путин построил политический курс на предпочтениях большинства. При нем впервые интересы большинства были интегрированы в политический курс российского государства. Демократия начинается с большинства. Тот политический процесс и те политические режимы, которые были у нас в девяностые, выражали интересы прежде всего меньшинства - причем незначительного меньшинства. Это закончилось очень сильным отчуждением массовых слоев общества от государства.

Так что я не считаю, что Владимир Путин будет каким-то другим, и не думаю, что второе президентство Путина будет отличаться использованием демократических методов -  в то время, как первое президентство Путина таких методов было лишено. Я с этим не согласен. Другое дело, что нынешнее правление Путина будет осуществляться в условиях повышенной политической конкуренции. И это обстоятельство действительно создает качественную разницу. Но это не разница между демократией и не демократией.

Еще один важный момент прозвучал относительно того, что необходимо резкое расширение рядов среднего класса, и что этот класс должен стать большинством. Я считаю это принципиальным. И здесь речь идет о включении в ряды среднего класса массовых слоев интеллигенции, таких, как преподаватели, учителя и врачи.

Но хочу напомнить, что ранее была выдвинута идея о необходимости создания в России рабочей аристократии. То есть средний класс должен расшириться и на рабочих. Это как раз демократический подход к социальной политике. Причем в отличие от того, что предлагают левые, подход Путина полностью совместим с рыночной экономикой, потому что основан на понимании важности человеческого капитала для развития России. И это принципиально.

Кстати, я убежден, что в свое время введение плоской шкалы налогообложения было шагом в сторону интересов среднего класса - точно также, как и весь в целом социально-экономический курс. Все-таки у нас забывают, что ряды среднего класса существенно расширились в период президента Путина. Но противники списывают это, как и все остальное, на счет роста нефтяных цен, забывая, что результатами роста нефтяных цен еще надо уметь правильно распорядиться.

Новые доходы, которые появились в российском обществе и у государства, помогли среднему классу численно увеличиться именно благодаря той социально-экономической политике, которая проводилась в первые два срока правления Владимира Путина. Так что Владимир Путин в своей политике отстаивал интересы не только социально слабых групп населения, что он безусловно делал, но также интересов среднего класса, о чем оппоненты упорно замалчивают.

Но после своего вероятного избрания Путин, как мне кажется, продолжит политику, направленную на удовлетворение интересов среднего класса - наряду с соблюдением интересов социального большинства. Он предлагает политику, благоприятствующую интересам среднего класса.

И это то, что связывает Путина образца 2012 года с Путиным образца 2000-2007 годов. А разница состоит в том, что в период нового президентства Путина средний класс сможет расширить свое политическое представительство и сможет начать повышать уровень политической компетенции.

Как показали события на Болотной и прочие митинги, к сожалению, мы можем говорить о существенном политическом инфантилизме российского среднего класса. Это, может быть, утверждение достаточно обидное, но оно опирается на факты. Те требования и призывы, которые выдвигала часть протестующих, были откровенно анархистские.

То особое удовольствие, которое получала часть присутствующих от личных нападок на Владимира Путина, говорит как раз о политическом инфантилизме. Это и есть низкий уровень политической компетенции. И важно здесь также то, что политическая компетенция не возникает автоматически ни с ростом доходов, ни с ростом образования, ни с расширением кругозора человека. Политическая компетенция может возникать только в реальных политических практиках. И если эти политические практики ограничены только голосованием раз в четыре года или в пять лет, уровень этой компетенции будет невысокий. И в этой связи новые предложения по расширению политического участия в период между выборами очень актуально.

Именно это является базовым для формирования реальной политической компетенции для различного рода идеологизированных образований. И именно этот уровень Владимир Путин предлагает начать развивать не вместо выборов, а вместе с выборами. С тем, чтобы люди были включены в политический процесс не только от выборов к выборам, но и в промежутках между ними.

Таким образом результатами новой открытости политической системы в состоянии воспользоваться, прежде всего, развивающийся российский средний класс. И именно эта новая открытость и приобретение новой реальной компетенции и может позволить российскому среднему классу повзрослеть и превратиться в реального политического субъекта. Пока таковым в России средний класс не является. К сожалению, от имени среднего класса говорят радикально и антисистемно настроенные меньшинства. В будущем ситуация, надеюсь, изменится.

Путина спросили в самом начале о том, какова его миссия как очередного президента: «Куда вы нас ведете, Владимир Владимирович?» Именно в этот момент он заговорил о демократии, о том, что необходимо развитие демократических институтов, что это важно как фактор устойчивости государства и страховка против шоков.

На самом деле лучшая профилактика революции - обеспечение легальной сменяемости власти. Лучшая гарантия от вмешательства внешних сил для смены политического режима - тоже демократия и внутренняя политическая ротация. Так что главный месседж Путина - это развитие демократии и открытость.

Однако в целом формат встречи был больше ориентирован не на те информационные активные среды, которые заинтересованы в процессе демократизации, а на достаточно консервативные социальные зависимые группы населения, которые являются ядерным электоратом Путина. Их Путин и как нынешний премьер, и как будущий вероятный президент интересует, прежде всего, как человек, который стоит на раздаче бюджетных денег. И поэтому было очень много акцентов, связанных именно с различными измерениями социально корпоративного государства. То есть формат встречи, скорее, был обращен к консервативному и ядерному электорату Путина.

Сама декларации, что Россия остается социально ориентированным государством никого не интересует. Львиная доля выступлений и времени была отведена на обсуждение того, каким группам населения будут обеспечены дополнительные возможности, как государство будет стремиться повышать зарплаты или создавать социальную инфраструктуру. То есть обсуждение тех достаточно определенных вопросов, которые интересует большинство населения.

Также на встрече прозвучала мысль, которая мне понравилась и мне близка. Это мысль о том, что средний класс должен стать большинством общества, и что неотъемлемой частью среднего класса должны стать те люди, которые уже сегодня являются хребтом общества, поскольку обеспечивает ее интеграцию. Это врачи, учителя, военные, инженеры, то есть, квалифицированные работники бюджетной сферы. Они сегодня являются средним классом по показателю культурной интегрированности, по показателю образования, культурному уровню, но не являются средним классом по уровню своих доходов. И преодолеть эту диспропорцию, подтянуть уровень доходов этих категорий населения до их культурной образовательной планки, до их роли в структуре общества, это и есть задача государства. В каком-то смысле речь идет о том, чтобы интеллигенция в широком смысле слова, то есть люди, связанные с умственным трудом, были основой среднего класса, и рассматривались в качестве основы среднего класса. И если это действительно будет происходить, то это будет большим шагом вперед.
 

В статье Владимира Путина и на секции с одноименным названием, очень важно, что стоит вопрос стоит не о количестве, а о качестве. Мы в свое время говорили о росте уровня жизни. Это - первый этап, количественный, когда люди должны получать зарплату, чтобы выжить. Когда вырос уровень благосостояния, стали говорить о качестве жизни. Новый уровень – это отрадно. Мы приступили к разговору о качестве государства. Но вырастут и количественные показатели, например, у выборов, также будет расти институт омбудсменов.

И теперь мы уже говорим об эффективности и прозрачности институтов, новых формах прямой демократии, сетевой демократии. Это бурно развивается сейчас. Если раньше это была гипотеза, что сетевые интернет-сообщества могут перейти в реал, то мы это видим сейчас, и ощущаем «встряску».

Владимир Путин сказал, что государство отстает в развитии качества демократии и предложил менять некоторые вещи. Меня поразило в статье выражение «дружелюбный интерфейс». Но Интернет настолько переполнен негативом, желанием уничтожить собеседника, а не переубедить его, и свобода слова стала пониматься как свобода оскорблять, что, конечно, это дружелюбное общество нам очень нужно.

Также появилось выражение «пассивное право» и «активное право». Мы все больше хотим влиять на политический процесс. Еще одна вещь – то, что можно назвать «национальный якорь», чтобы люди не уезжали из страны, нужно делать страну конкурентоспособной по условиям жизни, модернизировать страну, чтобы людям жилось комфортно.

То, что Путин сказал про коррупцию – об этом еще не говорилось. Это распространение контроля на те доходные места, как их раньше называли в России. Для них будет особый контроль, и служащие будут понимать, что над ними будет постоянный контроль. В целом круг вопросов, связанных с демократией, он новый для нашей страны, речь идет о выходе в новую реальность. 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".