Статья
1154 26 января 2011 19:02

«Доверие людей – самое главное»

Обещание «давать полноценное интервью российским газетам на регулярной основе», данное Медведев в 2009 году, выполняется. Первой стала оппозиционная «Новая газета». Потом настал черед «Коммерсанта». А теперь президент ответил на вопросы «Ведомостей».

В интервью были затронуты основные направления курса страны, а также предстоящие реформы и преобразования во внутренней политике.

Президент определил критерии, по которым будет оцениваться успешность его работы, - качество жизни россиян и общее доверие граждан. По его словам, многое будет зависеть от способностей властей победить кризис и ответить на те жесткие вызовы, с которыми сталкивается страна, включая борьбу с преступностью и терроризмом. Глава государства также рассказал, как должна изменяться власть и кому и как в идеале она будет доставаться в условиях политической конкуренции, которая необходима и значима для страны.

Дмитрий Медведев определил ключевые моменты, определяющие дальнейшее развитие России. Две глобальные темы - борьба с коррупцией и модернизация страны – стали краеугольными в беседе с президентом.

Так, весьма неожиданно прозвучало признание Медведева, что «успехов в борьбе с коррупцией почти нет». Медведев также рассказал, что когда стал президентом, его «отговаривали от этой темы». «Говорили буквально следующее: зачем вы за это беретесь? Вы же не победите коррупцию ни за год, ни за два, ни за президентский срок», - рассказал Медведев, отметив, что считает верным, что антикоррупционная тема поднята на высший уровень. «Что бы там ни говорили, мы борьбу начали», - сказал он, подчеркнув, что не собирается отказываться от борьбы с коррупцией.

Он напомнил, что в России впервые за всю тысячелетнюю историю создано антикоррупционное законодательство. Медведев также считает правильным, что ввел декларирование доходов чиновников. «Да, некоторые будут [занижать свои доходы], но это приучит к порядку», - уверен он. «При возможности люди будут легализовывать свои доходы, потому что каждый разумный человек заинтересован иметь нормальную финансовую историю», - считает президент.

Также президент России считает, что органы власти иногда «тормозят» модернизацию. «Если бы у нас были другие институты власти, начиная от президента и правительства и заканчивая муниципальными органами управления, может быть, нам и модернизация не потребовалась бы. Если бы они были в таком же состоянии, как, допустим, в Евросоюзе. Но мы-то в России», - сказал Дмитрий Медведев.

Несмотря на то, что президент не скупился на критику власти, он заметил, что «ее невозможно поменять за один день». Власть - это ведь не абстрактный институт.
Он подчеркнул, что политическая система России еще молодая, «есть и недостатки, и определенные достоинства».

Глава государства также назвал иллюзией мысли о том, что в этом случае «возникнут хорошие чиновники, которые не будут брать взяток, государство, которое не будет вмешиваться в экономическую жизнь, суды, которые будут всегда последовательны и будут выносить абсолютно правосудные и мотивированные приговоры, - и будет создано общество всеобщего благоденствия».

Говоря о модернизации, Медведев заметил, что не считает, что есть какие-то выдающиеся успехи, однако есть и положительные моменты. «Первое: мне теперь никто не говорит, что у нас и так все хорошо, что у нас есть определенный курс и если будем все делать так, как планировали, то тогда все получится. Представители разных партий, начиная с правящей партии и заканчивая оппозиционными, понимают, что без модернизации экономики, только за счет ресурсов углеводородного развития, нам ничего не сделать. Это очень важно!»- сказал президент.

Как только закончился кризис и начался сырьевой рост, «кое-кто уже начал потирать руки и говорить, что все нормально, нефть уже почти $100, все будет хорошо, как в 2007 году». Однако, по словам Дмитрия Медведева, сырьевая экономика не может обеспечить России процветание. Потому-то речь, по его словам, идет не просто о модернизации промышленности и внедрении новых технологий.

Так, говоря о наукограде Сколково, президент заметил, что этот проект не решит всех проблем, не поднимет всю страну, «но мы должны показать, как можно организовать инновационный бизнес в том ключе, в котором это делается во всем мире». В большинстве российских наукоградов, где работают блестящие ученые, организация этой работы - зачастую еще советская, и пока нежизнеспособна в условиях рынка, считает президент. «Стало быть, нужно создать новую модель. Таковы весьма скромные результаты модернизации», - отметил глава государства.

Как считает Медведев, уже удалось поменять законодательство, ориентируя его на модернизацию экономики и промышленности. «Плюс я, по сути, продавил решение о том, чтобы в России можно было применять законодательство Евросоюза. Да, это свидетельство того, что у нас неразвитое законодательство. Но уж лучше не терять время и иметь возможность эти законы применять, чем ждать, пока мы создадим свои», - сказал Дмитрий Меведев.

Вопрос модернизации прозвучал очень актуально на фоне того, что Дмитрий Медведев, несмотря на прогремевшие взрывы в «Домодедово», все-таки отправился на международный экономический в Давос. Глава российского государства намерен представить мировому бизнес-сообществу новую, взявшую курс на модернизацию Россию, в которую выгодно и престижно вкладывать инвестиции. «Мне кажется, что только такой открытый диалог позволяет лучше понять, в каком состоянии находится Россия», - отметил он в интервью.

Весьма оптимистично прозвучало в этом свете и утверждение, что «наказание за экономические преступления в России чрезмерно жесткое» и, соответственно, нуждается в либерализме.

При этом президент уделил особое внимание судебной системе. Он отметил, что, судьи не должны оставаться безнаказанными и «быть забронированы от любого контроля». По его словам, «на этот счет есть целый ряд идей, и некоторые из них сейчас в работе».

На фоне предстоящих в декабре выборов в Государственную думу РФ достаточно неожиданно прозвучало заявление Медведева о необходимости политической конкуренции в стране. «Политическая конкуренция, безусловно, необходима, нечего даже обсуждать. Это такая прививка от авторитарных или тоталитарных тенденций, способ разрешения противоречий», - сказал Дмитрий Медведев «Ведомостям», отметив при этом важность того, чтобы конкуренция проходила в законных рамках, ведь только в этом случае «она не ослабит государство».

«Я согласен, что наличие конкурирующих сил, в конечном счете, оздоровляет ситуацию, но только в конечном счете», -  подчеркнул президент.

По его словам, политическая конкуренция в России сохраняется на уровне муниципальных образований, но она, к сожалению, не препятствует проникновению во власть криминала. Это, например, доказывается опытом станицы Кущевская.

На более высоких уровнях, признал Медведев, оппозиция - «не очень сильная». При этом, президент отметил, что, по его мнению, российское общество должно основываться на сбалансированном представительстве нескольких партий во власти.

Дмитрий Медведев также высказал уверенность, что использование его изображения и цитат в агитационной работе «Единой России» на выборах не подрывает шансы на победу других партий.

«Президент у нас пока фигура беспартийная, но я все-таки не могу забывать о том, что «Единая Россия» меня поддержала на выборах. Поэтому я ей признателен за ту поддержку, которую она мне оказала тогда и которую оказывает сейчас. Давайте все-таки не забывать, что было, когда президент Ельцин не мог провести через парламент почти ни одной своей инициативы, - все блокировалось оппозицией», - заметил Дмитрий Медведев в интервью.

В интервью не был затронут постоянно муссируемый вопрос о том, кто из членов правящего тандема будет баллотироваться на пост президента в 2012 году. Впрочем, эта интрига, по мнению большинства аналитиков и экспертов, останется актуальной чуть ли не до начала президентской кампании.

Комментарии экспертов

Можно считать, что «Единая Россия» является неким скрепляющим элементом в российской политической системе. Дело в том, что в силу особого конституционного устройства российской политической системы, в ней очень сильная позиция президента, президентской власти, которая вынесена за пределы трех ветвей власти, исполнительной, законодательной и судебной. И долгое время вот этот пост президента, по сути дела, был главной политической силой в стране. Но когда президентом был избран Дмитрий Медведев, поменялись конфигурации, и политическая система получила еще две опорные точки. Это, прежде всего, премьер Владимир Путин и партия «Единая Россия». То есть, стабильность и прочность системы в такой конфигурации значительно повысилась.

Если раньше практически все зависело от президента, и это, с одной стороны, создавало жесткую централизацию власти, но, с другой стороны, делало всю систему очень уязвимой, то теперь, эта система опирается на три опоры: на президента, на премьера и на «Единую Россию». Поэтому, конечно же, когда Медведев отмечает стабилизирующую роль этой партии, он действительно констатирует очень важные особенности той политической системы, которая сформировалась за последние несколько лет.

Ну и, разумеется, такое подчеркивание не исключает того, что «Единая Россия» - это партия среди других партий, что у нас должна быть конкуренция. Это не означает, что сама «Единая Россия», будучи доминирующей партией, должна играть в поддавки. Но это значит, что другие политические силы также должны стремиться выдвигать конструктивные предложения, не нарушая политической стабильности и предлагать альтернативные варианты развития, на которые мог бы опираться и Медведев, в том числе.

Президент Медведев в интервью газете «Ведомости» признал отсутствие успехов в борьбе с коррупцией, однако не думаю, что власть себя раскритиковала впервые. Каждый раз, когда власть говорит о необходимости борьбы с коррупцией, утверждая, что коррупция разъела весь государственный организм, власть критикует саму себя.

Между прочим, нельзя сказать, что никакой борьбы не ведется. Речь идет о сотнях и, может быть, тысячах уголовных дел, и количество чиновников, которых сняли с занимаемой должности, и, может быть, арестовали -  совсем немаленькое.

Однако возникает естественный вопрос - если эффект не достигнут, то какие меры нужны? Я пока не услышал, что именно власть собирается менять в этой антикоррупционной концепции. Похоже, что власть этого не знает. А констатировать, что борьба не дала эффекта – этого мало.

К тому же понято, что если просто усилить прессинг, то есть арестовать в несколько раз больше чиновников и взяточников, увеличить им сроки заключения, то едва ли это приведет к каким-то принципиальным изменениям.

На мой взгляд, кроме механического подавления должны быть какие-то моральные стимулы. Уверен, если чиновник не ворует только по тому, что боится, в такой ситуации борьба с коррупцией – это как воду решетом носить.

Необходимо создать какой-то моральный противовес, это имело бы колоссальное значение. Мотивация не брать взятки может быть самой различной. Например, человек знает, что он из такой семьи, что ему стыдно мздоимствовать в силу семейных традиций, или ему неловко перед своим окружением, или он религиозный человек. У него есть какие-то другие интересы, например он хочет преобразовать свое ведомство и т.д. То есть, нужно принимать во внимание человеческий фактор. 

Пока, насколько я знаю, в нашем обществе многие руководствуются тем, что воровать не стыдно, а стыдно попадаться.

Отдельная тема – модернизация. Утверждения Медведева, что отчасти «власть тормозит модернизацию в России». Видимо, какие-то преобразования грядут во властных структурах и ведомствах. Хотя я не знаю, в чем они будут проявляться.

Мне кажется, что тут проблема не во власти, а в том, что модернизация не востребована экономикой. Там, где она востребована, модернизация идет. 

Например, известно, что Прохоров создал какой-то свой вариант автомобиля и, назвав его «Ё-мобиль», применил множество новых технических решений. Так что, если у человека есть интерес к этому делу, если он надеется, что на рынке это будет востребовано, будет и модернизация.

Проблема в том, что реальному бизнесмену это не нужно, так как он не видит отдачи. Скажем, есть секторы экономики, которые дают хорошую отдачу – сырьевой, торговля, строительство. Там все более или менее понятно. В современном же глобальном мире высоких технологий, как многие считают, России пробиться вперед практически невозможно. Конкурентоспособными мы там не будем.

При этом, убежден, что государство взяло верный курс на модернизацию, решив, вопреки сегодняшней экономической и бюрократической конъюнктуре, вкладывать в нее средства. Государство может себе позволить вкладывать деньги, отдельный бизнесмен – нет.

Ключевая тема в интервью Медведева - политическая конкуренция, которая, по его убеждению, является хорошей прививкой авторитарных или тоталитарных тенденций.

В этом у нас, как всегда, сложная ситуация. Трудно представить себе власть, которая сама ищет себе приключения и взращивает зубастую конкурентную оппозицию. Какими бы ни были пожелания власти, но представить себе человека, который помогает своим противникам - очень трудно.

Поэтому, тут некий замкнутый круг. С одной стороны, власть понимает, что монополия означает загнивание и застой, поэтому нужно помогать создавать оппозицию. Ведь в нашем обществе снизу ничего не растет – ни инновации, ни оппозиция. Все надо пропихивать сверху.

Но, с другой стороны, когда власть начинает помогать оппозиции, невольно она делает так, что появляются оппоненты, «приятные во всех отношениях». Это уже не оппозиция, а ее имитация, которая никому не нужна, – ни стране, ни власти, ни иностранным наблюдателям, которым мы всегда придаем огромное значение. Она нужна только самой себе, чтобы места в Думе занимать.

В этом смысле, я думаю, во время этой предвыборной кампании ничего не изменится. Сук, на котором сидишь, рубить никто не хочет. На мой взгляд, странно было бы предъявлять президенту претензии, чтобы он пилил сук, на котором он сам сидит. Он и не собирается, а выражает признательность «Единой России» за поддержку.

Медведев в интервью отметил, что в своей законотворческой деятельности опирается на правящую партию. Эту позицию Медведев заявлял уже не раз. Он неоднократно подчеркивал, что политическая система должна развиваться, что градус политической конкуренции должен повышаться и все это должно происходить в стабильном, нормальном режиме.

Речь идет о том, что качество работы политических институтов, политической системы, партий, включая и правящую партию, и оппозиционные партии, должно расти. Институт правящей партии – важнейшая основа стабильного развития политической системы. Не случайно президент напомнил, как в прежние времена у нас невозможно было выстроить нормальное взаимодействие власти с парламентом и проводить те или иные законопроекты.

Понятно, что стабильность партийной системы, наличие устойчивого парламентского большинства – важный момент. Медведев не раз заявлял, что он хочет от «Единой России», чтобы она не просто поддерживала модернизацию, но в ней участвовала и была бы ее основным «политическим мотором». Так что в этом смысле позиция президента - обоснованная и понятная.

Для Медведева «политическая конкуренция», упомянутая в интервью газете «Ведомости», не является каким-то новым тезисом. Он напоминает, что это бесспорный пункт, своего рода конституционная догма для демократической России и демократического государства вообще. При этом президент конкретизирует этот вопрос. В частности, в отношении того, что политическая конкуренция – это конкуренция политически ответственных лиц. На мой взгляд, этим он мягко упрекает оппозицию и общественность, напоминая им, что обвинения в адрес власти звучат задним числом, только когда дело уже состоялась.

Например, что касается ситуации с Кущевской, вся информация была у прессы, а тем самым и у оппозиции больше 5 лет назад. Если мы поднимем архивы, то мы не найдем постановки вопроса о криминализации нижнего уровня власти.

И в этой связи очень важный момент заключается в том, что Медведев добивается повышения качества оппозиции. Она больна отказом от диалога, неспособностью идти к компромиссу и поиску общеприемлемых решений.

Диалог оппозиции и власти – это двустороннее движение. У нас, к сожалению, это обычно ультиматумы вперемешку с обидами и провокациями. Даже американцы, как мы узнали из WikiLeaks, выражают крайнее недоумение деградацией российской оппозиции, описывая ее в служебной переписке. 

А сегодня при террористическом ударе мы видим, что даже такая ситуация атаки на общество практически не приводит оппозицию в чувство, не консолидирует ее. Она не выполняет свою роль создания коалиции вокруг конкретной политики, даже когда это касается безопасности или политики модернизации.

Поэтому очень важно, что Медведев при этом привязывает политическую конкуренцию и ответственность, в том числе политическую, к кадрам власти. Это означает, что не просто стрелочники отвечают за такие чудовищные вещи, как теракты, а поиск конкретных виновников не заменяет поиск тех, кто несет политическую ответственность, в том числе в государственных и силовых структурах.

У Медведева есть очень важное в этой связи утверждение, что экономический строй, который строится в России, должен быть в целом морален. И в этой связи он признается, что даже в кругу высшего руководства, хотя он не называет фамилий, ему предлагали, например, порезать социальные расходы и отговаривали от борьбы с коррупцией. Вот этот тезис – связь политики и морали как условия адекватной стратегии модернизации, адекватного прочтения стратегии 2020, о которой мы часто говорим, - очень важный момент.

Поэтому, в частности, я думаю, что Дмитрий Медведев, несмотря на очень тяжелое давление обстоятельств внутри страны, едет все-таки в Давос. Опять-таки, он берет при этом на себя задачу, проваленную, к сожалению, нашим политическим классом. Он намерен реабилитировать Россию как нормальную страну, как безопасное место для инвестиций, как место, где политический курс, стратегический курс, принятый надолго, не будет произвольно меняться.

Это то, что, вообще-то говоря, должен бы делать наш политический класс - как партии оппозиции, так и правящая партия. И если этого не происходит, то значит это очень серьезная недоработка, которая и заставляет Медведева самому лично бросаться в прорыв.

Это касается и модернизации. Медведев признает, что низкое качество государственных институтов тормозит модернизацию. Он об этом говорит абсолютно прямо, но само низкое качество государственных институтов связано в значительной степени с низким качеством общества и его политических сил, включая оппозиционные силы. Они не способны создавать коалицию в поддержку определенной политики, в данном случае - политики модернизации.

У нас никто не против модернизации. Либеральная общественность очень любит говорить о ней, но она при этом не создает коалиции в поддержку, а только критикует и упрекает Медведева за то, что модернизации - слишком мало, и идет она медленно. 

Политика – это создание коалиций и политика требует выбрать - кого ты поддерживаешь. В этом смысле, у нас не будет качественных государственных институтов, если наши сторонники либеральных взглядов будут выступать только в роли комментаторов чужой политики, что мы наблюдаем сегодня. В этом смысле низкое качество государственных институтов находится в прямой зависимости от плохой коммуникации общества и власти. И в одночасье решить эту проблему невозможно, так же как невозможно быстро победить коррупцию. 

Здесь Медведев высказался совершенно определенно – как о своих приоритетах, так и о том, каким образом он их достигает, так и о том, что он собирается продолжать  борьбу с коррупцией. Здесь очень важно, что он признал промежуточную тактическую неудачу целого ряда мероприятий. Но если мы проанализирует сказанное, это опять же связано в значительной степени с бойкотом в бюрократическом аппарате и  связанных с ним общественных кругах бизнеса и зависимой от него прессы.

То есть, на мой взгляд, сложилась такая парадоксальная коалиция части бюрократии и исполнительной власти, части предпринимательского сословия и печати, которые бесконечно упрекают власть в коррупции, но категорически отказывается предложить или поддержать определенную антикоррупционную политику.

Понятно, что любая антикоррупционная политика будет предполагать ущемление сложившихся обычаев наших предпринимателей, бизнеса и либерального сообщества, связанного с ним очень тесно.

При этом хочу отметить, что интервью газете «Ведомости» вряд ли можно назвать программным для Медведева. Да, это развернутое хорошее качественное интервью, оно связано с форумом в Давосе, но затрагивает только часть политических проблем. У Медведева впереди будут еще программные заявления. Мне кажется, он просто своим интервью просто постарался разбудить общество. Ведь проблема, на мой взгляд, в том, что, накануне очень большой ответственной федеральной избирательной кампании, общество и его политические силы как бы демобилизованы.

Они пребываю в атмосфере сырьевой экономики в большей степени, чем сама экономика. Они живут в какой-то пассивной, расслабленной, аморфной атмосфере. При этом, все время спрашивают – ну когда же что-то начнется, когда вы проведете модернизацию, когда вы справитесь с коррупцией, кто это будет делать?

Если они ждут, извините за выражение, «жестокую госпожу» в коже и с кнутом, то они тем самым будут питать авторитарные силы и провоцировать самые темные фракции в бюрократии на противодействие модернизации.

Сегодня ситуация такова, что произошедший теракт показал очень интересную вещь - когда в любой демократической стране подобная трагедия консолидирует общество вокруг, у нас этого не произошло. На взрыв в «Домодедово» реагирует как будто там упала сосулька, и кого-то задавила. Обсуждают бесконечно таксистов, которые якобы заламывали  цены, но не обсуждают реальные проблемы, в том числе и проблемы политической ответственности. Иногда звучат просто возмутительные обвинения власти в содействии террористам.

Это говорит об очень низком качестве старта, в котором, к сожалению, наш политический класс подходит к повестке дня новой избирательной кампании. И Медведев должен быть готов к тому, что в значительной степени правящей партии придется почти в одиночку формировать политическую повестку самой кампании и будущего избирательного цикла.

Общество, на мой взгляд, к этому, к сожалению, не готово, хотя полно претензий и обид на неизвестно кого. Понятно, что если во всем виновата власть, то, значит, не виноват никто, так как налицо клубок общественно политических проблем. Это очень серьезная проблема. В том числе, и проблема правящей партии, которая не имеет достаточно сильного спарринг-партнера в лице качественной конструктивной демократической оппозиции.

Интервью президента «Ведомостям» можно рассматривать по важности в одном ряду с таким программным документам, как статья «Россия – вперед!» Мне кажется, что важен не только сам факт появления этой статьи, но и то, что она появилась в «Ведомостях». Это говорит о том, что у статьи есть довольно четкая целевая аудитория. В первую очередь, это бизнес, средний класс, который ориентирован на ценности бизнес-конкуренции. Эти люди, как правило, достаточно критически настроены по отношению к существующей у нас политической системе.

И он показал, что он откровенен с ними, готов работать дальше и устранять недостатки. Именно так можно расценить заявление относительно того, что успехов в борьбе с коррупцией почти нет. При этом, Медведев говорит о том, что эта борьба будет продолжена.   

Этим президент подтвердил основные направления своего политического курса и продемонстрировал последовательность. Считаю, когда политический деятель сталкивается с существенными препятствиями, но, тем не менее, принимает решение, что будет достигать те цели, которые поставил, он демонстрирует качество одно из важнейших для политического лидера, которое называется «политическая воля».

Признание в безрезультатности борьбы с коррупцией нисколько не означает, что власть сама себя выпорола. Не президент Медведев развел коррупцию. Другое дело, что борьба с коррупцией воспринимается с определенным скептицизмом. Во многом это происходит из-за того, что коррупция носит очень широкий характер и имеет определенные исторические корни. Во-вторых, в этом вопросе, действительно, очень трудно добиться конкретных и осязаемых успехов. Так что, как я думаю, президент просто напросто отреагировал на тот скепсис и те сомнения, которые есть относительно антикоррупционной кампании в обществе и бизнесе.

Требовать быстрой отдачи от борьбы с коррупцией, как мне кажется, никакой разумный человек не может. Коррупция – это системное явление. Быстро здесь по определению добиться ничего нельзя. Другое дело, что здесь можно добиться определенного перелома, появления каких-то позитивных тенденций. Как мне кажется, президент рассчитывает именно на это.

Что касается утверждения президента, что модернизацию тормозит сама власть, то оно, безусловно, означает, что намечены новые реформы. Эти преобразования президент производит, потому что формула, выбранная для реформы, предполагает перемены последовательные, растянутые во времени. У таких перемен, как правило, больше коэффициента полезного действия, но такие перемены больше уязвимы для критики, потому что результат наступает не сразу.

Я думаю, что совокупность всех этих обстоятельств и побудила президента дать интервью газете «Ведомости».

Интервью подтверждает то, что террористические акты не остановят российского президента и его политику модернизации. Об этом свидетельствует и участие Медведева в экономическом форуме в Давосе. Визит туда он все-таки не отменил. Несомненно, он намерен представить в Давосе новые проекты, которые заинтересует инвесторов.  
И им в своем интервью он подтвердил свою готовность, желание и волю следовать тем курсом, который он провозгласил.

На мой взгляд, важно и то, что была затронута тема политической конкуренции. По существу, президент сказал следующее: конкуренция важна, конкуренция необходима, но конкуренция – это не единственный показатель демократии и не единственный показатель современности системы. И это, на мой взгляд, очень примечательно. Ведь очень часто курс российского президента и сложившуюся систему в России критикуют именно за то, что у нас нет конкуренции, или говорят, что у нас конкуренция происходит не в тех формах, в которых она утвердилась в рамках либеральной модели демократии. В своем интервью президент признал важность конкуренции, а также сказал, что конкуренция – это еще не все. Значимо каждое из этих утверждений, но еще более важны эти утверждения, вместе взятые.

Слова Дмитрия Медведева в адрес «Единой России» станут для нас стимулом к еще более эффективной работе и росту ответственности.

«Единая Россия» всегда поддерживала и будет поддерживать президента страны в реализации его стратегии  модернизации экономики, улучшения жизни людей. Будем и дальше делать все для того, чтобы курс руководства страны на развитие России эффективно реализовывался.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".