Статья
1732 19 января 2011 13:53

Дресс-код воспринят в штыки

В СМИ разгорелась бурная дискуссия в ответ на идею представителя духовенства ввести общероссийский дресс-код. Общественность считает такие ограничения излишними в демократическом государстве.

Развитие этой темы началось с выступление протоиерея Всеволода Чаплина на одном «круглом столе» по межэтническим отношениям.  В отношении женщин представитель РПЦ сказал: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права», - сказал он тогда.

На выступление последовала реакция и патриарху Кириллу было написано письмо за подписью 700 человек с резкой критикой высказываний отца Всеволода.

Протоиерей, в свою очередь, пояснил: «Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)».

Он указал на то, что «во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом».

«Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе - не только их "личное дело". Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости - если он бомж, например», - отметил священник в своем ответе, который опубликован на сайте «Интерфакс-Религия».

Он выразил мнение, что наступят времена, «когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться». «Думаете - утопия? Да нет, скоро придется привыкать», - сообщил представитель РПЦ.

Представитель Либерального клуба «Единой России» Алексей Чеснаков раскритиковал предложение главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина о введении общероссийского дресс-кода внешнего вида граждан.

«Заявление господина Чаплина является проявлением мракобесия. Сегодня вводить какие-либо общероссийские дресс-коды нет необходимости. Люди сами должны определять, в чем им ходить. Ни государство, ни общественные организации не должны вмешиваться в это право граждан. Это должно быть ограничено принятыми в обществе нормами морали и вкусами конкретного человека», - заявил Алексей Чеснаков «Интерфаксу».

По его мнению, в противном случае, «кто-то будет принимать за людей решение о том, что им прилично носить, потом - дело может дойти до того, что человеку будут рекомендовать - что говорить и что делать».

«В современном демократическом обществе подобного рода инициативы являются проявлением средневекового мышления», - подчеркнул Чеснаков.

Идею священника встретили в штыки не только единороссы, но и правозащитники. В частности, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов выступил жестко против введения в России какого-либо дресс-кода.

«Бессмысленно что-то насаждать. У нас и так масса дресс-кодов, и все они мирно уживаются. Необходимости что-то менять нет», - сказал Федотов «Интерфаксу».

«Что-либо менять я бы не стал. Более того, я бы не стал что-то навязывать. У нас нет обязательного закона о ношении брюк лицами мужского пола. Такой закон не нужен. Регулирование не должно вторгаться туда, где ему не место», - сказал глава президентского совета.

«У нас уже есть общероссийский официальный дресс-код. Для мужчин - это костюм и галстук. Для женщин - брючный костюм, платье или юбка», - отметил он.

«Существует православный дресс-код. Мы все знаем, что мужчина, входя в церковь, должен снять головной убор, и он не должен туда идти в майке и шортах. Такой же дресс-код существует для женщин, она должна входить в церковь с покрытой головой. Существует мусульманский дресс-код, иудейский. Россия - светская страна и у нас существует масса дресс-кодов. Свой дресс-код в банке, он отличается от дресс-кода на заводе. У нас уже давно существует большой набор дресс-кодов, которые широко применяются в обществе. Не нужно ничего менять, но нужно развивать культуру, в том числе в отношении одежды», - сказал Михаил Федотов.

Журналист Максим Кононенко, рассказывая «Актуальным комментариям» о своем критическом отношении к идее Чаплина, отметил, что «игра с Русской православной церковью уже дошла до совершеннейшей крайности». «Если раньше хоть патриарх старой формации сдерживал все это, то сейчас они все превратились в откровенных клоунов», - сказал он.

Директор Московского бюро по правам человека, член Общественной Палаты РФ Александр Брод негативно оценил предложение главы синодального Отдела.

Эксперт заявил в интервью «Актуальным комментариям», что определить, какой должна быть одежда российских граждан, невозможно, потому что это «личная жизнь человека и вторгаться в нее ни церковь, ни государство не имеют права»

«Это дело каждого, особенно в чем ходить по улицам. Другое дело – какие-то приемы, где сами организаторы в приглашениях обозначают форму одежды, или ресторан, который не впускает людей в спортивной одежде, театр, храм, где есть определенные нормы одежды», полагает Брод.

В то же время правозащитник отмечает, что «Чаплин поднимает важный вопрос». По мнению эксперта, «действительно, со вкусом, с культурой, с духовностью у наших жителей серьезные проблемы, и здесь, наверное, нужно думать о повышении нашего культурного уровня, эстетического вкуса наших граждан».

В свою очередь, член ОПРФ Елена Николаева предложила дискуссию о дресс-коде перевести в другую плоскость.  По ее словам, в обществе следует внедрять определенную этику поведения. «Ну, условно говоря,  ходить раздетым неприлично? Неприлично. И это, наверное, как раз то, о чем хотел сказать отец Всеволод», - предположила она в интервью АК.  По мнению Елены Николаевой, «излишне вызывающие наряды, к коим сейчас прибегают определенные слои нашего населения, причем, не обязательно представители определенных «профессий»,  действительно являются асоциальными в том смысле, что могут спровоцировать какие-то вещи».
 
Однако, «запретительно» эти вещи решать нельзя, уверена Елена Николаева. «Противодействовать распространению таких неприятных тенденций можно только путем просвещения, путем общественного договора, что в целом в обществе сегодня принято», - говорит она.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский поддержал идею Чаплина о необходимости введения дресс-кода. Правда, подчеркнул священник, такой дресс-код должен быть неписаным законом. «Существует такое понятие, как общественный договор, он не пишется ни на какой бумаге. Общественный договор – это некая договоренность в обществе о способах поведения. Одежда тоже есть жест, это поведение определённое», – заявил представитель РПЦ в эфире «Русской службы новостей». 

По его словам, мужчины, приходящие в церковь на исповедь, часто жалуются, что некомфортно чувствуют себя в обществе женщин, если ты одеты не должным образом.  «Женщины каким-то образом должны себя защищать и своей одеждой тоже. Мы, священники, исповедуем молодых людей, и многие говорят о том, что они обращают внимание на то, как одеваются девушки, и не всегда комфортно себя чувствуют, – пояснил он. – Должно быть общественное порицание, отношение к этому как к пошлости. Люди – стайные существа, когда они видят, что это никому не нравится, они изменяют свое поведение».

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, со своей стороны, согласился с мнением Чаплина. Он  призвал российских женщин являть собой пример благопристойного поведения. «Женщина является в первую очередь матерью, она воспитывает своих детей, она должна быть в большей степени духовной, и, конечно же, ее одежда, характер, привычки, вообще облик - это главное в семье. Она должна быть примером и для подрастающего поколения, и для своих детей», - заявил муфтий корреспонденту «Интерфакс».

Комментарии экспертов

Определить, какой должна быть одежда российских граждан, невозможно, потому что это личная жизнь человека и вторгаться в нее ни церковь, ни государство не имеют права. Это дело каждого, особенно в чем ходить по улицам. Другое дело – какие-то приемы, где сами организаторы в приглашениях обозначают форму одежды, или ресторан, который не впускает людей в спортивной одежде, театр, храм, где есть определенные нормы одежды.

Другое дело, что Чаплин поднимает важный вопрос о том, что, действительно, со вкусом, с культурой, с духовностью у наших жителей серьезные проблемы, и здесь, наверное, нужно думать о повышении нашего культурного уровня, эстетического вкуса наших граждан.

Этому нужно учить в школе – насколько я знаю, сейчас в школе в старших классах и нет уроков музыки, до предела сокращены предметы гуманитарного цикла. В то же время очень мало внимания уделяется воспитанию культуры на телеканалах, в СМИ – одного канала «Культура» явно недостаточно. Общий уровень культуры, духовности очень упал - и в связи с коммерциализацией, и в связи с тем, что государство уделяет этому процессу очень мало внимания.

Тема поднята важная, даже более глобальная, чем гардероб наших граждан, другое дело, что меры, которые предлагает Чаплин, идут вразрез с правовым полем, но есть предмет, повод, чтобы задуматься и обществу и власти, как в целом поднять культурный, духовный, эстетический уровень граждан.

У нас в нескольких регионах в пробном порядке внедряется курс «Основы религиозных знаний»: на выбор учеников и их родителей разработаны разные модули– либо они выбирают основы мировых религий, либо основы светской этики, либо отдельный курс истории православия или ислама или иудаизма и так далее. Я думаю, что это важно, но, на мой взгляд, важно изучать основы мировых религий, и уже по выбору учеников, факультативно, какой-то отдельный курс, какую- то одну конфессию - наиболее близкую, интересующую детей.

Но этого мало, я думаю, что нужно изучать и основы художественной культуры, должны быть уроки этики и эстетики не только в школах, но и в вузах. И я думаю, что и наши телепрограммы  должны уделять больше внимания учебным материалам. В советский период по второй программе всю первую половину дня шли учебные передачи по разным предметам, это было целое учебное телевидение. Выпускалось громадное количество учебной литературы, учебных фильмов, диафильмов. Сейчас нужно развивать эти традиции с учетом новых технологий, Интернета, и на ДВД дисках должны появляться учебные материалы, учебные курсы, популярная литература, написанная специалистами – все это должно сыграть свою роль.

То, что отец Всеволод выступает за некую сдержанность и здравомыслие в одежде – я думаю, это абсолютно правильно. Было бы странно, если бы он выступал за мини-юбки, разнузданность и полную свободу. Церковь - институт консервативный, и его пожелание, чтобы одежда людей соответствовала месту, где они находятся, на мой взгляд, вполне здравое.

Я, конечно, понимаю, что приказом  и распоряжением это не делается. Это все-таки сложный вопрос. Тут вам и «Модный приговор» работает, тут вам и воспитание вкуса, отношения к себе, к одежде – это вопрос не приказного характера.

Но известно, что если вы пойдете в какую-то крупную компанию, то вам немедленно прикажут надеть соответствующую одежду. Если вы дама, то вам удлинят юбку, наденут чулки и даже укажут размер украшений, который стоит и не стоит носить. На самом деле я это тоже приветствую, потому что учить нужно всему, и умению одеваться, соответствуя случаю, учиться тоже надо.

Есть, конечно, компании типа Google, где в офисах ходят в майках, но это скорее исключение в этом серьезном бизнес-мире. Никто не порицает мир бизнеса за пуританскую одежду, ничего страшного – дресс-код, так дресс-код. Никто не порицает за дресс-код, когда мы идем в тот или иной клуб, хотя я этого абсолютно не понимаю.

Я думаю, что определять, в чём ходить, люди могут сами, но при этом совершенно не плохо людям периодически рассказывать, что хорошо и что плохо, в этом нет ничего удивительного и ничего плохого. Церковь может иметь свою точку зрения, программа «Модный приговор» может иметь свою точку зрения, а мы свою. Нам еще предстоит проделать огромный путь в понимании того, куда в чем стоит, а куда в чем не стоит ходить.

Например, журналистское сообщество совершенно точно имеет определенный дресс-код. Журналисты и даже журналистские руководители, если это не отдельный случай высокого уровня торжественности, никогда не будут выпендриваться и демонстрировать друг другу приметы гламурной или невероятно богатой жизни. Во всем мире журналистский дресс-код – это твидовый пиджак, полосатая рубашечка в английском стиле, а если это молодые ребята, то тоже всё предельно демократично.

Что имел в виду очень уважаемый мною, очень толковый и очень умный человек отец Всеволод, может быть, стоило бы ему пояснить и расшифровать. Я думаю, он не в сталинские френчи собирается всех обрядить, когда говорит об определённом дресс-коде. Я думаю, что он не собирается одеть всех, как в Северной Корее. Я думаю, он совершенно не против того, чтобы девушка, пошедшая в ночной клуб, была в мини-юбке, а на пляже бы все лежали в соответствии со своими представлениями. Но правда в том, что у нас по улицам ходят, как на пляж, у нас самые фантастические варианты  взаимоотношений возникают между человеком, одеждой, местом, временем и смыслом посещения.

Мы, конечно, пугаемся страшно, волнуемся, что вдруг нас сейчас ещё в чём-то ограничат, пресекут, лишат чего-нибудь, но чего можно лишить тех, у кого ничего нет: ни вкуса, ни меры, ни толка, ни здравомыслия? Может быть, это не решается тем методом, которым мыслит отец Всеволод. Но я думаю, что посевы культуры на ниве одежды, внешнего вида, соответствия, мы еще не начинали сеять. Что нам ждать всходов, если ещё весна не пришла для этого? В этом смысле у нас полная ерунда и полное безобразие.

Нельзя сказать, что я это поддерживаю, потому что я знаю, что у нас методами предписаний в общественной жизни невозможно чего-то добиться. Методами предписания можно добиться в какой-то компании: просто предписать так ходить - и точка. В широкой общественной жизни вряд ли это возможно. Но если Церковь выработает вменяемые рекомендации для тех, кто уважает ее заповеди и её мнение, рекомендации, чего бы она хотела в этом смысле от людей, от своей паствы в том числе, да и не только – я бы это все с интересом почитал.
 

Мне кажется, что даже в каких-то жестких авторитарных режимах никогда не удавалось ввести единый дресс-код, поэтому даже обсуждать не хочу, это просто смешно.
 
А вот о чем действительно стоит поговорить, так это о тех общепринятых правилах в обществе, которым, так или иначе, следуют все. Это называется этика поведения. Ну, условно говоря,  ходить раздетым неприлично? Неприлично. И это, наверное, как раз то, о чем хотел сказать отец Всеволод. Излишне вызывающие наряды, к коим сейчас прибегают определенные слои нашего населения, причем, не обязательно представители определенных «профессий»,  действительно являются асоциальными в том смысле, что могут спровоцировать какие-то вещи.
 
Но никоим образом запретительно эти вещи решать нельзя, противодействовать распространению таких неприятных тенденций можно только путем просвещения, путем общественного договора, что в целом в обществе сегодня принято. Условно говоря, ходить без штанов в обществе не прилично, вот это «не прилично» - и есть общественный договор. Другой вопрос, что нормы приличия  у нас с вами достаточно вариативны. Они отличаются в зависимости от регионов, от вероисповедания, от культурного уровня и уровня образованности того или иного индивидуума. Говорить об этом надо и продвигать более цивилизованные способы самовыражения.
 
Нужно уметь и другими, пусть более сложными, но все-таки доступными средствами себя продемонстрировать. И потом, это относится не только к женщинам. Давайте и мужчинам скажем, что многие неприлично одеваются, а некоторые вообще пьяными по улицам ходят.
 
Вообще, курс образования в духовной сфере уже введен образовательным стандартом. Основная проблема состоит в том, что на сегодняшний момент предложено делить детей по группам в классах и обеспечивать им программы, имеющие отдельно православное, отдельно мусульманское, отдельно иудейское направление, а отдельно – мировая этика и культура. И здесь есть некоторые тонкие моменты, которые, на мой взгляд, вызывают некоторые сомнения. Но сам факт введения этого курса исключительно позитивен, поскольку он дает образованию новый духовно-нравственный аспект. И именно через продвижение этих идеалов культурных, идеалов духовных, идеалов нравственных, необходимо повышать в целом и уровень образованности и уровень духовно-нравственных ценностей в обществе. Другой вопрос, что делать это нужно не только одним предметом «мировые религии», а делать это можно и нужно через все предметное образование. Через литературу, через русский язык, через историю.
 
Этими высокими идеалами должны быть пронизаны все образовательные программы, но для того, чтобы это произошло, очень важно вернуть в образование так называемый воспитательный компонент, который у нас с вами исчез в предыдущей редакции закона об образовании. Сейчас идет достаточно серьезная дискуссия по этому поводу, в которой я лично придерживаюсь той точки зрения, что именно воспитательный компонент в образовании должен идти через все формы предметного образования.  Тогда можно очень аккуратно, не навязчиво эти высокие идеалы в молодежи воспитывать.
 
Сюда же относятся и вопросы, связанные с национальными и межнациональными отношениями, толерантностью в обществе, с проблемами, связанными с взаимоотношениями мужчины с женщиной, старшего поколения и младшим поколением. На самом деле, в нашей стране сейчас все-таки не достает этой культуры общения и некоторой культуры взаимоотношений. И наличие такого рода проектов и такого рода воспитательного компонента через предметное образование, является очень важной частью в решении таких базовых проблем в обществе.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".