Комментарий
9 Февраля 2010 0:00

Другая война

Дмитрий Бавырин публицист, кинокритикДмитрий Бавырин

Дмитрий Бавырин
публицист, кинокритикДмитрий Бавырин
<p>По раскладу выходит, что церемония вручения самой престижной кинематографической премии мира – «Оскара» – выльется в геополитическую войнушку, поединок мировоззрений, а то и в кухонный скандал бывших милёнков, что еще интереснее. <br />
<br />
Не верьте никому: делать в этом смысле прогнозы столь же результативно, сколь и применять высшую математику к рулетке. В головах киноакадемиков могут возобладать и индивидуальное чувство прекрасного (тогда победят «Бесславные ублюдки» или картина «Мне бы в небо» – фильмы, которые есть за что полюбить), и брутальная политкорректность (тогда позолоченный болванчик уйдет к «Невидимой стороне» или ленте «Тужься» – фильмам с идентичным сюжетом о горькой долюшке афроамериканских детишек из гетто). <br />
<br />
Другой вопрос, что такое развитие событий все-таки маловероятно, а остальные работы явно были заявлены, что называется, «для кучи». И получается, что основных фаворитов двое – это «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Повелитель бури» его бывшей супружницы Кэтрин Бигелоу. <br />
<br />
Бигелоу – это та самая, что сняла однажды «К-19» с Харрисоном Фордом – редкий в США фильм про русских, где обошлись практически без клюквы (если не считать чисто географических ляпов и «Красной стрелы», прибывающей на Киевский вокзал). Сказать, что получился шедевр – сильно душой покривить, но советских подводников режиссёрша живописала как родных, а их подвиг – с неженским пониманием того, что есть такое «присяга родине». <br />
<br />
Еще ранее она отличилась уникальным в ряду своих товарок умением снимать классические мужицкие фильмы («На гребне волны» – это тоже она). И вот теперь презентовала «Повелителя бури» – свою, безусловно, лучшую картину. <br />
<br />
Эта военная драма столь резко контрастирует с «Аватаром», что не понятно, как эти двое вообще уживались в одной спальне. Далекий от нравственных сомнений Кэмерон снял безумно красивую картину про предательство, переполненную интернациональным, мультикультурным и экологическим пафосом (не то чтобы он сам был эколог или левый активист, скорее уж большой ребенок, который к тому же <a href="http://actualcomment.ru/daycomment/360/ ">умеет считать деньги</a>). Бигелоу, напротив, признавая ужас и бессмысленность войны как таковой, не считает возможным расставлять акценты самостоятельно, передоверяя это зрителю: её ручная камера лишь безмолвный свидетель будней саперов, призванных на иракскую авантюру Буша. <br />
<br />
Однако переход на сторону «чужой правды» для Бигелоу абсолютно неприемлем. Чисто по-бабьи переживая за уход кормильцев из дома и потенциальных сирот (как тут не вспомнить, что второе название «К-19» – «Оставляющая вдов»), клеймя войну как адреналиновый наркотик, с которого торчат вчерашние заботливые папы, она, не смущаясь, подсовывает в кадр звездно-полосатые стяги и ни на минуту не забывает, что в Ираке схлестнулись не только люди, но и культуры, одна из которых для здоровой морали немыслима. <br />
<br />
Те иракцы, что представлены в фильме, ничуть не похожи ни на злодеев, ни на террористов, ни на врагов как таковых. Однако условный противник зашивает тротил в тела четырнадцатилетних детей и приковывает «пояс шахида» к многодетному отцу семью замками. Соблазну восхититься «альтернативной культурой» Бигелоу, в отличие от бывшего мужа, не поддалась ни разу: американские солдаты в её понимании ни добрые, ни справедливые, ни свободу несущие – но они свои, и точка. <br />
<br />
Так показать войну могла только женщина. Её отстраненная, но горячая любовь к стуку армейских ботинок, её презрение к соплям и нюням, её фетиши в виде накачанных торсов, свежих шрамов, надежного оружия и зажатой в зубах сигареты, её позиция холоднокровного наблюдателя, её равнодушие к политике, её женское понимание чисто мужского ада, когда в рот снайперу заползает муха, а патроны приходится отчищать от крови, – пугают и восхищают одновременно. И пусть не обманывает вас ослепительная по меркам «дамы сильно за пятьдесят» красота, – Бигелоу из тех баб, на которых русский тыл в сороковые держался, из тех зен, что королевы воинов. <br />
<br />
Понятно, что это не наша война, чужой патриотизм и, наконец, чисто западный кинематограф. Но Бигелоу любит своих так сильно, свежо и ненаигранно, так мастерски живописует подвиг, так мудро и тонко рефлектирует, что Никита Сергеевич на её фоне – наивный безусый юнкерок, только портянки и нюхавший. Завидно, одним словом. <br />
<br />
И да простят меня фанаты милых синекожих нави, главный фильм ушедшего кинематографического сезона – это «Повелитель бури». Пропустите женщину. <br />
 </p>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".