Статья
3 Марта 2011 21:02

Дугин призывает не путать рабство с созерцательностью

<p><strong>Факт освобождения крестьян в 1860 году прекрасен и замечателен, но то, как оно было проведено, и то, что за ним последовало, и тот ущерб, который оно нанесло крестьянскому хозяйству также нельзя недооценивать</strong>.</p>
<p>Такое мнение в день 150-летия отмены крепостного права высказал в интервью «Актуальным комментариям» <strong>философ и политолог Александр Дугин. </strong></p>
<p>Собеседник редакции против однозначных оценок проведенных 150 лет назад реформ, т.к. крестьянам тогда не были созданы условия для развития в их традиционном общинном укладе.</p>
<p>Александр Дугин пояснил: «При освобождении крестьян не учли общинный характер ведения сельского хозяйства. То есть реформа была направлена на то, чтобы крестьяне занимались индивидуальным фермерским трудом, о чем значительно позже стал говорить Столыпин. Но условия, чтобы крестьянские общины сохраняли свой традиционный уклад, но только без унизительной процедуры крепостного права, не были созданы».</p>
<p>В этом эксперт видит главное противоречие тех реформ, которые, по его словам, обрекали крестьян на пролетаризацию или на индивидуальное хозяйство, к которому «большинство русских людей были не готовы, так как существовали совершенно другие традиции».</p>
<p>Что касается того, что в сознании общества еще витает крепостничество, то такой взгляд на русское общество собеседник считает примитивным. «Славянофилы, в частности Аксаковы, писали относительно того, что часто мы понимаем под рабством просто недостаток вовлеченности в определенные политические процессы», – напоминает Александр Дугин.</p>
<p>Он проводит грань между тем, когда тем, когда государство подчиняет все формы человеческой жизни и тем, когда большинство людей просто не интересуются проблемами политики. «Может быть, люди сосредоточены на других проблемах. Может быть, для них есть вещи более ценные и интересные, чем, например, политическое управление», - рассуждает собеседник.</p>
<p>«Вот этот пафос, что Александр Второй освободил крестьян, а крестьянское рабское сознание осталось, – он свойственен на самом деле очень небольшому сегменту нашего общества – либерально-демократическим западническим элитам, - отмечает философ. -  Они не понимают русского народа, не понимают логики нашей истории, не понимают специфики нашего самосознания. И то, что воспринимают как рабство и покорность, на самом деле может быть созерцательностью русского общества».</p>
<p>При этом Александр Дугин, по его собственным словам, не стремится никоим образом оправдывать лакейские черты. «Они (эти черты – ред.) свойственны либералам в большей степени, чем крестьянам. Холопский дух свойственен не крестьянам, освобожденным Александром Вторым, а сопутствующим власти прислугам, которые не способны ни властвовать, ни работать», - считает философ.</p>
<p>Он убежден, что не крестьянская среда является главным носителем несвободы и рабства, а «холуи при власти, которые поддерживают то коммунистов, то Ельцина, то Путина, а теперь Медведева. Они сегодня будут славословить Александра Второго, а завтра почитать Ивана Грозного. Сегодня - Петра, а завтра - Сталина, Ельцина или Горбачева».</p>
<p>«А народ у нас - очень нежный, созерцательный, глубокий и с чистой детской душой», - подытоживает Александр Дугин.</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".