Статья
1141 1 января 2010 0:00

Дума-2009

Нынешний год в Думе начинался как год кризиса. Кризиса в экономике, и как следствие – во всех областях российской жизни. Главным вопросом было наболевшее размышление: что раньше кончится деньги, или сам кризис. Однако денег со скрипом хватило, хоть и пришлось затянуть пояса. И хотя теперь острый период формально закончился, отголоски всемирной экономической паранойи до сих пор еще как слышны. Взять хотя бы главные трагедии уходящего года – пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», подрыв «Невского Экспресса» и катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС. Впрочем, это последствия, скорее, системного мировоззренческого кризиса страны, речь о привычке ее жителей к коррупции, любви к халтуре и их неистребимая рассеянная халатность. В истории с гидроэлектростанцией российский парламент сыграл свою роль, думская комиссия обнаружила и назвала виновных – директоров и инженеров СШ ГЭС. А «Невский экспресс» и «Хромую лошадь» большинством голосов решили обсуждать в будущем году.

Кризисом демократии называли октябрьские региональные выборы. Так окрестили их, конечно, проигравшие. По их свидетельствам, 11 октября на избирательных участках было совершено беспрецедентное число нарушений. Однако столь же беспрецедентным количеством официальных документов жалобы так и не подтвердились, поэтому остались стрельбой в воздух без всякого смысла.

Оппозиция нашла во всех этих кризисных явлениях повод для новых нападок на партию власти. В рядах критикующих власть заговорили о том, что никакой стабильности, безопасности и равноправия в стране нет. Так и получилось, что весь этот год оппозиция ругала действия власти, а власть бездействие оппозиции. Причем, последнюю объявили слабой и недоразвитой.
 
Впрочем, как с одной, так и с другой стороны, критика выглядела вполне невинно, поскольку дальше разговоров дело все равно не шло. Где-то далеко позади осталась эпоха громких скандалов с рукоприкладством в зале парламентских заседаний, и экспрессивных ругательств с трибуны. Даже демарш трех фракций как следует никого не удивил. Не удалось хотя бы прервать работу Госдумы, необходимый кворум для продолжения заседания сохранился и без участия бунтовщиков. Драма и клоунада наконец-то ушла из парламента в театры и цирки. Все наконец, стало чинно, спокойно, серьезно. Сменился парламентский стиль. И словно в подтверждение этого под занавес года от нас ушел ярчайший персонаж парламентской жизни Василий Шандыбин. Экс-коммунист, а затем аграрий Шандыбин был одной из последних артистических натур на политической арене. Из тех, кто мог себе позволить подтвердить свое мнение крепким русским словцом, а иногда и кулаками. Теперь в вечно полупустом зале Госдумы некого запросто схватить за галстук или лишить на месяц слова за нецензурный выкрик.
 
И уходя, «доктор рабочих наук» увел за собой целую парламентскую эпоху. Эпоху, в которой уже нет места шуткам.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".