Дума готова поддержать инновации
Депутаты Госдумы считают, что для создания инновационной экономики нужны системные меры и заявили о необходимости формировать соответствующую нормативную базу.
Заявление «О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики» принято сегодня на пленарном заседании.
Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, комментируя документ, отметил, что мировой финансово-экономический кризис потребовал ускорения перехода отечественной экономики на инновационный путь развития как безальтернативный для России. Однако инфраструктура инновационной экономики, институты и инструменты такого рынка в РФ продолжают оставаться на стадии формирования, что обусловлено совокупностью многих факторов, в том числе отсутствием необходимых нормативных правовых норм в различных отраслях законодательства.
В связи с этим депутаты призывают принять ряд мер «системного характера». В частности, необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие создание бюджетных, налоговых, таможенных и иных условий для приоритетного развития рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, отмечают депутаты, требуют развития финансовые, имущественные и другие институты инновационной деятельности.
Кроме того, необходимо развивать систему технического регулирования. Для этого потребуется ввести технические нормы и требования, обеспечивающие использование высоких технологий в экономике. Одной из первоочередных мер депутаты также считают повышение эффективности государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева сообщила, что в настоящее время активно идет разработка соответствующих документов. «Речь идет о мерах как прямого действия - субсидии, возмещение затрат инновационным компаниям, так и о косвенных мерах - налоговые, таможенные льготы», - подчеркнула она. Например, отметила она, госкорпорация «Роснанотех» совместно с ММВБ и при участии специалистов ФСФР, Минэкономразвития, Минобрнауки разрабатывают предложения по упрощению доступа инновационных компаний на финансовые рынки, то есть доступа к инвестиционным ресурсам.
«Так, рассматривается предложение о субсидировании затрат, связанных с выходом компаний на биржу. Другое предложение предусматривает внедрение специальных образовательных программ для менеджмента инновационных компаний», - сказала депутат.
Что касается непосредственно законотворческой деятельности, то сегодня второе чтение прошел президентский законопроект о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Он вносит изменения в законы «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О защите конкуренции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». С принятием документа в России будет введен институт социально ориентированных НКО. К ним отнесены некоммерческие организации, которые ведут деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также иные виды деятельности.
Кроме того, депутаты приняли также во втором чтении законопроект, который уточняет нормы действующего законодательства, связанные с досрочным освобождением от должностей председателя Счетной палаты (СП) РФ, его заместителя и аудиторов.
Дума также приняла в первом чтении законопроект, обязывающий теплоэлектростанции заранее создавать запасы топлива на зиму. Соответствующие изменения могут быть внесены в закон «Об электроэнергетике» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Внедрению научных достижений в жизнь препятствует целый ряд проблем. Одна из них – это проблема развития нашей экономики в целом. Она состоит в том, что у нас выгодно заниматься сырьем и невыгодно заниматься чем-то ещё. Вторая проблема – тоже общесистемная, но касающаяся не только нашей экономики. Это вообще одна из главных проблем инновационной деятельности, инновационного бизнеса во всём мире, в том числе выстраивания отношений между бизнесом, государством, изобретателями, учёными. Это проблема правовых режимов, авторских прав, кому в конечном счёте принадлежат права на те или иные разработки, как это всё потом выстраивается с юридической и экономической точки зрения. Это очень тонкие вопросы, которые, я думаю, у нас ещё далеко не отработаны.
Третий существенный блок вопросов – то, что у нас не очень хорошо с инновационным менеджментом. То, что связано с наукой и превращением научных знаний в разработки, продукты, выводом их на рынок, технологией выстраивания отношений с наукой, коммерциализией разработок – относится к специфическому типу бизнеса и менеджмента. Решение проблем является вопросом, в том числе, государственной политики.