Статья
744 11 Сентября 2012 13:55

Дума начала работу

Депутаты сегодня приступили к работе в рамках осенней сессии. Первое пленарное заседание Госдумы открыл её председатель Сергей Нарышкин. Спикер сделал несколько заявлений, по которым можно, вероятно, судить о характере предстоящей сессии.

Как заявил Нарышкин, выступая с речью перед парламентариями, «в нашей повестке на четыре предстоящих месяца множество очень важных и востребованных законов».

Ранее Нарышкин, говоря о ключевых законопроектах, которые планируется принять в рамках осенней сессии, назвал проект закона об образовании, поправки к Гражданскому кодексу, законопроекты о порядке формирования палат Федерального парламента, о выборах мэров. «И, разумеется, в эту сессию нас ждет работа над федеральным бюджетом. Его отмечу особо, поскольку это - первый такой опыт для нынешнего созыва», - подчеркнул председатель Госдумы.

По словам Нарышкина, также будет продолжена работа, начатая в период весенней сессии, которую спикер обозначил как «сессия политической модернизации». В рамках такой работы он обратил внимание на важность проведения мониторинга хода реализации ранее принятых законов.

Выступая при открытии осенней сессии, председатель Госдумы призвал депутатов быть осмотрительными в своих заявлениях и «не переступать опасную грань».

По его словам, недопустимо, когда вместо юридических аргументов звучат тезисы, вступающие в противоречие со всем 20-летним периодом развития современной России. «Неуместна для законодателя и избыточная подозрительность в отношении отдельных категорий граждан, когда предлагается, что называется, "на всякий случай ограничить их права"», - сказал спикер.

При этом, по словам Нарышкина, не учитывается природа законодательной власти, когда, к примеру, «обозначается идея ограничения участия в ней по признаку родства». Тем самым Нарышкин напомнил о законодательной инициативе единоросса Андрея Исаева, который предложил ввести запрет на избрание в парламент родственников.

«Подчеркну, недопустимо забывать о равенстве прав и свобод граждан, гарантированном Конституцией РФ», - сказал председатель Госдумы.

Кроме того, Нарышкин сообщил о готовности сформировать совет непарламентских партий.

«Напомню, что еще в марте я выразил готовность создать площадку для взаимодействия с партиями, не представленными в Госдуме. Такой момент назрел, поэтому в ближайшее время я сформирую совет непарламентских партий и приглашу их представителей к участию в его деятельности», - сказал спикер, выразив уверенность, что такая работа будет полезна для законотворчества.

По его словам, между парламентом и вновь зарегистрированными партиями должен быть налажен эффективный диалог.

Комментарии экспертов

Создание совета непарламентских партий - это очень разумная инициатива. С одной стороны, она позволяет услышать мнение представителей непарламентских партий по поводу политической повестки. К тому же такой совет позволяет сформировать механизм влияния непарламентских партий на законодательный процесс.


И наконец, очевидным следствием этого может стать ослабевание протеста. Если непарламентские партии будут иметь канал коммуникации, канал влияния на принятие решений парламентом, то, естественно, протестная активность текущая, если и не исчезнет, но до какой-то степени ослабнет.  

Есть ужесточение, вызванное необходимостью преодоления хаоса 90-х. Я имею в виду ужесточение, связанное с незаконными демонстрациями, с нарушениями общественного порядка, хотя там штрафы, на мой взгляд, неадекватные. А вот мера о том, что отец или родственники не могут быть членами Федерального собрания – это уже самопиар того, кто выдвинул это предложение. Надо понимать, где необходимо ужесточение, связанное с наведением порядка в стране, что объективно соответствует задачам преодоления хаоса 90-х и формированию нормального государства. 


Организованные преступные группировки, к сожалению, - это норма для страны, и никто с этим не борется. И вообще, у нас уйма нерешенных проблем. Но это вопрос философский, а я говорю конкретно. А с другой стороны, инициативы по ужесточению, например усиление ответственности за неповиновение полиции т.д., больше походят на желание привлечь к себе внимание. 


Надо знать настроения в России, вот этой подавляющей части населения, общества. В конце концов, если взять Путина - откуда его популярность в начале нулевых? Он отвечал на запрос общества на справедливость и порядок. Поэтому многие люди на этом просто делают себе политическую карьеру, обращают на себя внимание. Но тут надо, я повторяю, быть очень точным и аккуратным. Должно быть понимание, где это ужесточение необходимо и где либерализация законодательства наносит вред. 


Есть ужесточение, вызванное необходимостью наведения порядка, и есть ужесточение, связанное с самопиаром отдельных депутатов. Поэтому призыв избегать инициирования законов, «на всякий случай» ограничивающих права граждан, должен быть конкретизирован. 

В связи с либерализацией закона «О политических партиях» и регистрации массы новых организаций партийного толка власти требуется навести определенный порядок на партийном поле, попытаться понять, что же за партии появились, какие у них шансы, каковы требования этих структур и кто их лидеры.

 

Такая конструктивная площадка, которую предлагает Нарышкин (Совет непарламентских партий - прим. ред.), вполне в интересах власти. Политическая ситуация в России достаточно непростая и запутанная. И кто знает, собственно, какие радикальные организации могут сыграть на следующих выборах и вообще проявить себя в большой политике? Лучше изначально с ними не вступать в конфронтацию, а, напротив, вести конструктивный диалог. И такой совет имеет смысл создавать.

 

Что касается борьбы с инициативами, которые нарушают права граждан, они предлагаются практически всеми - от партии власти до оппозиции. Во-первых, социальная повестка дня является одной из наиболее важных, и поэтому, конечно, речь идет, прежде всего, о тех законах, которые бы не нарушали права трудящихся, чтобы не вели к ухудшению уровня материального благополучия.

 

В настоящий момент во многом политическая стабильность определяется стабильностью социальной. И в этой связи, конечно, периодически возникает дискуссия. В частности, можно отметить недавнюю дискуссию между РСПП и профсоюзами относительно ужесточения трудового законодательства.

 

Государство скорее возьмет сторону профсоюзов и социально-консервативного крыла «Единой России», которое отстаивает в настоящий момент социальную повестку дня. И логично, и целесообразно, что власть пока не будет выдвигать какие-то непопулярные инициативы.

 

Если говорить об ужесточении политических правил игры и ужесточении законодательства в плане обеспечения государственной стабильности, то мне кажется, здесь, с точки зрения власти, есть резон соблюдать баланс. Наверное, в связи с активизацией массовой политики в России ужесточение требуется, потому что оно направлено не столько на ухудшение положения граждан, сколько, наоборот, помогает несколько оптимизировать ситуацию в стране.

 

Например, манифестанты отстаивают свои интересы, но если они перекрывают дорогу – это нарушение прав других граждан, которые хотели бы по этой дороге проехать. Поэтому здесь власть должна подходить сбалансировано, но при этом не бояться политические правила игры ужесточать. Мы уже поиграли в демократию в начале девяностых годов, а в итоге что получили? Тотальный развал и дезинтеграцию.

Тренд по ужесточению различных мер возник в результате демонстративного, возрастающего презрения к законам, что проявляется у граждан в самой разной форме - начиная от криминальных выходок и заканчивая просто хулиганством, которые зачастую выдают за проявление какой-то политической позиции или чего-то еще подобного рода.


Прошлая сессия, выглядящая как закручивание гаек, была, наверное, не до конца продуманной. Это была спонтанная реакция на развившийся правовой нигилизм со всех сторон. В то же время, мне кажется (я всегда считала так и считаю до сих пор), что все-таки, принимая те или иные законы, ужесточающие ответственность граждан, нужно принимать и законы, которые бы граждан защищали. В данном случае я согласна с Нарышкиным. Дума здесь отстает. Поэтому я думаю, что сейчас надо сосредоточиться на каких-то защитных механизмах, на создании законодательных инструментов для упрощения защиты прав граждан. Кстати, в этом смысле могу обратить внимание сразу на три аспекта.


Во-первых, президент подписал за лето два распоряжения, которые касаются русификации двух международных документов. Первый из них касается защиты детей от сексуальной эксплуатации и злоупотреблений, второй – это, собственно, конвенция Совета Европы, к которому мы присоединяемся, и факультативный протокол конвенции о правах ребенка, которая касается торговли детьми, детской проституции и порнографии.

 

Русификация этих двух документов влечет за собой необходимость привести наши законы в соответствие с международными нормами. Иными словами, в ближайшее время Госдуме придется заняться разработкой соответствующих поправок в законы, касающиеся прохождения ребенка через систему правосудия. Это заложено и в национальном плане, который подписал Владимир Путин и который представляла Валентина Матвиенко. Это сейчас нужно будет делать быстро, четко. 

 

Кроме того, я очень рассчитываю на то, что в ближайшее время сдвинется с места обсуждение закона о правах жертв преступлений в России. Я не исключаю, что коррекции придется подвергать и еще целый ряд усилий по так называемой гуманизации. Наша практика показывает, что все-таки нельзя было применять никакие гуманизаторские методы к тем случаям, когда речь идет о нарушении прав граждан на безопасность, на жизнь и на здоровье. Я бы посоветовала нашей Госдуме сосредоточиться на защитных механизмах. И здесь у «Единой России» как у фракции большинства, конечно, есть все возможности. 
Комментарии для сайта Cackle
23 Октября 2019 Анонс
Госдума рассмотрит бюджет на 2020 год
 Госдума рассмотрит бюджет на 2020 год 23 октября Госдума рассмотрит законопроект о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. В нижней палате парламента отмечают, что на этапе первого чтения документа особое внимание будет уделено повышению эффективности расходования средств.
8 Октября 2019 Главное
Бездействующая Дума
 Бездействующая Дума Эксперты Центра политической конъюнктуры провели исследование того, как депутаты Госдумы голосовали по самым разным законопроектам за прошедший год. Исследователи пришли к выводу, что чаще всего депутаты голосуют либо «за», либо просто не голосуют, что влечет за собой вопросы относительно целесообразности содержания института, который перестает быть представительным, а становится заверительным.
8 Октября 2019 Новости
Ненужные депутаты: как парламентарии работают в Госдуме
 Ненужные депутаты: как парламентарии работают в Госдуме Большинство депутатов Госдумы либо всегда голосуют за принимаемые инициативы, либо не голосуют вовсе, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры, на которые ссылаются журналисты РБК.
© 2008 - 2019 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".