Статья
1456 25 мая 2010 22:55

Думы о Кавказе

Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой  Центра и проблемами оптимизации системы управления регионами Северного Кавказа.

Завершился процесс смены власти в Ростовской и Оренбургской областях. Президент внес на рассмотрение депутатов законодательных собраний Ростовской и Оренбургской областей кандидатуры главы администрации Ленинского района Московской области Василия Голубева и мэра Орска Юрия Берга для наделения их полномочиями губернаторов. Кадровые решения стали, скорее, неожиданными для местных элит, представители которых готовились к смене власти по принципу преемственности (в рамках этой модели на посты глав регионов выдвигаются члены действующей «команды» - вице-губернаторы и пр.). Основным мотивом для рассматриваемых решений, вероятно, стало стремление Центра реформировать сложившиеся за долгие годы пребывания у власти Владимира Чуба и Алексея Чернышева системы власти и повысить эффективность управления за счет привлечения новых кадров. Стоит также отметить, что непредсказуемость федеральных кадровых решений для региональных элит может рассматриваться как фактор, повышающий управляемость политической ситуации в субъектах федерации.

После внесения президентом новых кандидатур на рассмотрение депутатов заксобраний Ростовской и Оренбургской областей в экспертном сообществе и в медийном пространстве возобновилась дискуссия о перспективах дальнейшей ротации губернаторов-«старожилов». Можно прогнозировать, что этот процесс, инициированный федеральным Центром еще в конце прошлого года (смена власти в Свердловской области, которой с начала 1990-х гг. руководил Эдуард Россель), получит продолжение. Однако длительность пребывания у власти по-прежнему рассматривается лишь как один из критериев, обусловливающих необходимость обновления руководства того или иного субъекта федерации. При этом важно учитывать, что федеральный курс на повышение эффективности управления российскими территориями отнюдь не исключает возможности привлечения имеющих репутацию успешных губернаторов к управлению другими регионами (своеобразное перемещение «по горизонтали»).

Между тем в ближайшей перспективе на федеральном уровне будут приняты решения в отношении руководителей Калужской и Тамбовской областей: срок действия полномочий Анатолия Артамонова и Олега Бетина истекает в июле 2010 г. Руководство «Единой России»  уже провело первые консультации по возможным кандидатурам с представителями Администрации президента. С учетом особенностей политической и социально-экономической ситуации можно прогнозировать сохранение действующей «команды» в Калужской области, в Тамбовской этот сценарий также не исключен, но возможна и смена власти. И Артамонов, и Бетин являются доминирующими фигурами в составах региональных элит, однако позиции первого существенно усиливают успехи в решении задач экономического развития, в частности, в сфере привлечения инвестиций: во многом именно личные усилия губернатора способствовали превращению традиционно аграрной Калужской области в один из российских центров автомобилестроения. Эта стратегия получила положительную оценку на федеральном уровне власти, что, вероятно, будет учтено при решении кадрового вопроса: стимулирование губернаторов к самостоятельной инвестиционной активности выступает одним из приоритетов Центра.

В заключение отметим, что в системе управления регионами Северного Кавказа грядут перемены: на минувшей неделе полпред президента Александр Хлопонин озвучил свои предложения, направленные на решение приоритетных задач по борьбе с коррупцией и клановостью. Речь идет о сокращении избыточного административного аппарата, контроле за принятием кадровых решений со стороны полпредства и централизации процесса взаимодействия федеральных органов власти, работающих в регионе: координацией их деятельности займется Минрегионразвития. Планируемые меры в целом традиционны, о необходимости подобных преобразований говорилось и ранее, вопрос в том, удастся ли новому полпреду воплотить их в жизнь. Отметим, что в целях укрепления собственных политических позиций Хлопонин в этом заинтересован; в противном случае реализовать анонсированную ранее масштабную программу привлечения инвестиций на Северный Кавказ ему не удастся.

Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".