Статья
708 29 марта 2011 0:50

Две сенсации выборов

Прошедшие выборы в региональные парламенты принесли, как минимум, две сенсации. И обе они связаны с партией «Единая Россия».

Сенсация первая – масштаб победы правящей партии. Россия лишь недавно вышла из экономического кризиса. Многие губернаторы непопулярны. Против «Единой России» все партии вели агрессивные контркампании. Параллельно долговременную акцию против «партии жуликов и воров» (и явно в интересах «Справедливой России») проводил Алексей Навальный. И вот итог: 68% мандатов – «Единая Россия», 13% - КПРФ, 8% - «Справедливая Россия», 6% - ЛДПР. Достигнутый результат значительно лучше, чем на предыдущих региональных выборах. В целом он даже более благоприятен, чем на «референдумных» парламентских выборах 2007 года.

Сенсация вторая – существенное усиление позиций «Единой России» в условиях роста явки избирателей. И политикам, и экспертному сообществу еще 12 марта такое казалось невозможным, немыслимым. Тезис о том, что правящая партия (как и КПРФ) способна побеждать лишь в условиях низкой явки и ухудшает свои электоральные результаты с притоком на участки голосующих граждан, был до банальности общепринятым. С 14 марта, когда были подведены итоги выборов, все мы живем в новой реальности. Реальности, в которой, по меткому выражению публициста Леонида Радзиховского (отнюдь, заметим, не комплиментарно настроенного по отношению к «Единой России»), налицо «новая рать медвежьих избирателей». Кто эти люди? Почему они пришли именно сегодня?

Моя гипотеза - «Единая Россия», удержав традиционного избирателя, смогла мобилизовать молодежь и средний класс, прежде всего, в крупных городах. Общество отчетливо формулирует сегодня запрос на перемены (перемены к лучшему) и запрос на порядок (порядок во власти). «Единая Россия» дала на них достаточно убедительные ответы – и выиграла.

Технологи оппозиции играли на рост явки практически любой ценой, полагая, что любой дополнительный голос – это голос против правящей партии. Прежде всего этим объясняется предвыборная агрессия КПРФ и «Справедливой России». Никогда раньше символами избирательной кампании Компартии не были танк с красным знаменем, бейсбольная бита и призыв «бить морду» власти. Однако ни призывы КПРФ к насилию, пусть и во многом виртуальные, ни провокации технологов «Справедливой России» в Курске, ни эсеровские «двойники» в ХМАО не помогли: на эти приемы позитивно отреагировала лишь откровенно незначительная часть избирателей. К тому же, как известно, реальная сила – это сила спокойная. Дубиной (битой, мордобоем) угрожает как последним средством политик, силы которого на исходе.

«Единая Россия» сделала другую ставку – на лидеров, максимально популярных у избирателя и максимально приближенных к нему. Прежде всего, речь идет об одномандатниках. Подавляющее большинство депутатов региональных законодательных собраний, избранных по одномандатным округам, выдвинуты правящей партией. Трудно найти более убедительную иллюстрацию того, что «Единая Россия» - это партия реальных дел. Во многом благодаря одномандатникам на выборы пришел «новый» избиратель. Кроме того, очевидно: оставаясь правящей, «Единая Россия» не стремится ассоциироваться исключительно с губернаторами. В Кирове, Курске, Твери и Владимире были созданы новые партийные элитные коалиции, в которые вошли и динамичные активисты социальных сред, и известные деятели местного самоуправления. Их популярность и авторитет стали еще одним источником электоральной мобилизации.

Теперь правящей партии важно удержать нового избирателя и сформировать к парламентским выборам «новое большинство», которое сможет стать устойчивой социальной базой власти и после завершения электорального цикла 2011-2012 годов. С учетом того, что на думских выборах будет задействован «фактор Путина», важнейший ресурс партии, может возникнуть позитивный для «Единой России» мультипликативный эффект. Не исключено, что избирательную стратегию 2007 года политтехнологам «Единой России» придется сильно изменить, а то и вовсе от нее отказаться в пользу новой – более жесткой - и, тем самым, провести максимальную электоральную мобилизацию до необходимого уровня. Во всяком случае, итоги региональных выборов дают для такого сценария достаточные основания.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".