Статья
31 Мая 2011 2:04

Двойная игра

В конце мая 2011 года в центре внешнеполитического внимания администрации Дмитрия Медведева продолжали оставаться Северная Африка и Ближний Восток. Причем, в отличие от предшествующего периода, Москва перешла от наблюдения за обстановкой к практическим действиям. 23 мая министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел переговоры с участниками прошедшей в Подмосковье межпалестинской встречи. В консультациях участвовали представители руководства таких движений как «Фатх», «Хамас», НФОП, НФОП-ГК, ДФОП, а также лидеры «Палестинской народной партии» и «Палестинской национальной инициативы». В тот же день Лавров принял эмиссара Переходного национального совета Ливии, бывшего министра иностранных дел и экс-постпреда Ливии при ООН Абделя Шалькама. Наконец, 24 мая президент РФ Медведев провел телефонный разговор с президентом Сирии Башаром Асадом.

Итоги консультаций российского руководства с политическими деятелями Магриба и Ближнего Востока говорят о том, что в регионе РФ следует принципам «двойной игры». С одной стороны, Москва не отказывается от прямого диалога со своими традиционными партнерами, испытывающими проблемы в связи с народными волнениями. Об этом говорит телефонный разговор Медведева с Асадом. В настоящее время режим Асада старается сдерживать попытки оппозиции, направленные на его свержение. На пресс-конференции 18 мая Медведев заявил, что РФ выступит против возможной резолюции Совета безопасности (СБ) ООН, которая могла бы санкционировать применение в отношении Сирии военной силы со стороны стран Евро-Атлантики. Но, с другой стороны, Кремль идет на установление связей с новыми политическими игроками, появляющимися в результате арабских революций. По итогам встречи Лаврова с Шалькамом РФ признала Переходный национальный совет Ливии легитимным партнером по переговорам. Получается, что Кремль пытается выстраивать контакты с абсолютно всеми региональными субъектами, в том числе и прямо антагонистичными друг с другом. Приоритет отдается не четкому следованию одной линии (в данном случае – поддержке существующих политических режимов), а тактической игре по ситуации.

Основной причиной выбора в пользу «двойной игры» является неспособность Москвы предугадать долгосрочное развитие событий в странах арабского мира. Серия революций, начавшаяся в январе 2011 года с Туниса, не прекращается. Более того, в таких странах, как Ливия и Йемен, конфликт между властью и оппозицией перешел в затяжную форму. Сказать однозначно, какая политическая сила выйдет из него победителем, в настоящее время довольно сложно. Как нельзя сделать четкий прогноз и по ситуации в более «стабильных» странах, подобных Сирии. В этих условиях Кремль вынужден лавировать, подыгрывая всем сторонам. Отказ от диалога с правящими режимами чреват разрывом сложившейся системы политико-экономических связей. А нежелание выходить на новые политические силы может привести к срыву ранее заключенных договоренностей и постепенному «выдавливанию» из региона. При этом в тех случаях, где исход противостояния кажется Москве более или менее очевидным, она занимает более внятную позицию. Например, в случае с Ливией РФ сделала окончательный выбор в пользу оппозиции. Об этом говорит как признание Переходного национального совета, так и высказывания Медведева. 27 мая он заявил, что лидер Джамахирии Муаммар Каддафи должен уйти. Одновременно президент РФ подчеркнул, что Москва заинтересована в сохранении Ливии как единого государства.

Формально «двойная игра» представляется достаточно адекватной моделью поведения. В период легислатуры Медведева РФ всё более последовательно ведет себя как региональный игрок с четко ограниченной сферой прямых политико-экономических интересов. Магриб и Ближний Восток в неё входят весьма опосредованно. Как следствие, в отношении субъектов данного региона Кремль может вести себя «по ситуации». От его мнения мало что зависит. Серьезных потерь от масштабной смены политических режимов он не понесет. Достаточно «плыть по течению» и пытаться встраиваться в сложившиеся политические реалии. На такую линию игры указывает и то, что РФ никак не проявляет себя в деле решения Ливийского кризиса – ни на площадке ООН, ни в качестве самостоятельного международного посредника. Её вовлечение в ситуацию ограничивается риторическими призывами к мирным переговорам и уходу Каддафи.

Тем не менее, на практике такой курс чреват определенными издержками. Во-первых, Россия рискует потерять доверие местных игроков. К ней будут относиться как к государству с «двойным мнением», не стремящемуся поддерживать своих традиционных союзников. Во-вторых, схожий имидж РФ может заработать и в глазах мирового сообщества. Так, США и страны Европы перестанут воспринимать Россию всерьез в СБ ООН, зная, что она всегда может изменить своё мнение под воздействием конъюнктуры. Наконец, в-третьих, «двойная игра», так или иначе, способствует вытеснению Москвы с Ближнего Востока. Основным алгоритмом подобной тактики является либо бездействие, либо ограниченная активность (примером чего стали действия РФ на треке в конце мая). В условиях же стремительной трансформации обстановки, требующей оперативного реагирования, Кремль с таким подходом может оказаться «на обочине» региональных процессов. Его место займут другие игроки, проявляющие куда большую активность. В настоящее время в этот пул, кроме США, Франции и Великобритании, входят ФРГ и Турция.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".