Статья
25 Октября 2010 13:43

«Двуличие» евро-атлантики

20 октября 2010 года в подмосковных Горках президент РФ Дмитрий Медведев встретился с участниками Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. В ходе консультаций состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов евроатлантической повестки дня. Среди них особое внимание было уделено оптимизации архитектуры европейской безопасности и повестке дня предстоящих саммитов НАТО в Лиссабоне и ОБСЕ в Астане.

Фактом встречи с представителями влиятельной атлантической дискуссионной площадки российское руководство дало понять, что намерено развивать оборонные контакты как с НАТО, так и ЕС. Формально Мюнхенская конференция прочно ассоциируется с Североатлантическим альянсом и стоящими за ними бюрократическими группировками. Их интересы в Горках представлял бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Также примечательно, что во встрече участвовал постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Однако в то же время встреча 20 октября имела и четкий европейский «след». В делегации Мюнхенской конференции доминировали представители немецкого политического, экспертного и делового истеблишмента. Среди них можно отметить бывшего начальника Управления политического планирования Министерства обороны ФРГ Ульриха Вайсера и действующего парламентского секретаря того же ведомства Кристиана Шмидта. Особое внимание в ходе встречи было уделено состоянию трансатлантического сообщества безопасности с учётом итогов прошедшего накануне трёхстороннего саммита в Довиле. Тем самым Москва дала понять, что говоря с НАТО, она не забывает и о ЕС.

Интенсификация диалога с евро-атлантическими политическими и оборонными структурами необходима РФ для того, чтобы подчеркнуть свой текущий прозападный статус. Предметность контактов, как с Североатлантическим альянсом, так и Евросоюзом пока остается на довольно низком уровне. Так, заявленная в июне 2010 года Москвой и Берлином идея создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне всё ещё находится на стадии «экспертного согласования». Тем не менее, имитация действий без реального движения обеспечивает РФ видимость благожелательного настроя к евро-атлантическим контрагентам и готовность обсуждать даже самые сложные вопросы. Не случайно, что встреча в Горках прошла в преддверии ноябрьского саммита НАТО в Лиссабоне, участие в ряде мероприятий которого примет Медведев. Тем самым Кремль дал понять, что открыт если и не к предметному, то к декларативному сотрудничеству с этим блоком.

Интрига дискуссии вокруг расширения связей РФ с евро-атлантическим сообществом безопасности заключается в том, что у Кремля нет единой позиции по этому вопросу. Он придерживается «двуличного» подхода. С одной стороны, администрация Медведева продвигает достаточно пространную инициативу о заключении Договора о европейской безопасности, ориентированную на Европейский союз и ОБСЕ. А с другой стороны, часть российского руководства поддерживает идею постепенной интеграции России в систему НАТО.

В тактическом плане двойственность подхода Москвы - скорее плюс, чем минус. Апеллируя сразу к двум сложившимся платформам, администрация Медведева может балансировать между НАТО и Евросоюзом, ориентируясь только на собственные интересы. Именно она выступает в качестве субъекта, имеющего «спрос» на трансатлантическом рынке, а не наоборот. «Двуличному» Брюсселю, в котором размещены постоянные штаб-квартиры обеих организаций, Кремль предлагает столь же «двуличный» подход. Это обеспечивает РФ необходимое пространство для маневра на треке и возможность самой устанавливать правила игры. Причем, как в диалоге с Североатлантическим альянсом, так и ЕС. Обе структуры испытывают в настоящее время «дефицит» в военной силе и слишком сильно зависят от оборонного потенциала Соединенных Штатов. Помощь России рассматривается ими как весьма выгодная, способная ослабить одностороннюю привязку к Вашингтону.

Однако в стратегическом отношении двусторонний курс играет против Кремля. «Двойная игра» субъекта практически всегда вызывает раздражение его контрагентов. Рано или поздно у НАТО и ЕС возникнет ощущение, что Москва ориентируется в диалоге с ними исключительно на собственные планы добиться большей «интеграции с Западом». В этом случае такая «интеграция» может быть попросту приостановлена. Причем, как в обороной, так и в политической сфере. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что стремление РФ добиться укрепления оборонных связей с Евро-Атлантикой может породить эффект ослабления российского военно-политического потенциала. Кремль традиционно воспринимался как волевой игрок, самостоятельно устанавливающий правила игры в области безопасности. Его же попытки создать новую архитектуру безопасности в Европе или даже войти в НАТО будут расценены такими странами как США или Китай как добровольный отказ от части собственного военно-политического суверенитета. А сама дискуссия на тему о возможном членстве РФ в Североатлантическом альянсе воспринимается многими партнерами Москвы как «признак слабости». Тем более что в их числе есть пусть и непрямые, но оппоненты данного блока. Вступление же России в НАТО станет для них демонстрацией того, что её больше нельзя воспринимать как подлинно независимого контрагента со своим собственным мнением. Такой сценарий способен привести к ослаблению партнерских связей РФ со странами Ближнего Востока и Латинской Америки.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".