Статья
1088 25 октября 2010 13:43

«Двуличие» евро-атлантики

20 октября 2010 года в подмосковных Горках президент РФ Дмитрий Медведев встретился с участниками Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. В ходе консультаций состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов евроатлантической повестки дня. Среди них особое внимание было уделено оптимизации архитектуры европейской безопасности и повестке дня предстоящих саммитов НАТО в Лиссабоне и ОБСЕ в Астане.

Фактом встречи с представителями влиятельной атлантической дискуссионной площадки российское руководство дало понять, что намерено развивать оборонные контакты как с НАТО, так и ЕС. Формально Мюнхенская конференция прочно ассоциируется с Североатлантическим альянсом и стоящими за ними бюрократическими группировками. Их интересы в Горках представлял бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Также примечательно, что во встрече участвовал постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Однако в то же время встреча 20 октября имела и четкий европейский «след». В делегации Мюнхенской конференции доминировали представители немецкого политического, экспертного и делового истеблишмента. Среди них можно отметить бывшего начальника Управления политического планирования Министерства обороны ФРГ Ульриха Вайсера и действующего парламентского секретаря того же ведомства Кристиана Шмидта. Особое внимание в ходе встречи было уделено состоянию трансатлантического сообщества безопасности с учётом итогов прошедшего накануне трёхстороннего саммита в Довиле. Тем самым Москва дала понять, что говоря с НАТО, она не забывает и о ЕС.

Интенсификация диалога с евро-атлантическими политическими и оборонными структурами необходима РФ для того, чтобы подчеркнуть свой текущий прозападный статус. Предметность контактов, как с Североатлантическим альянсом, так и Евросоюзом пока остается на довольно низком уровне. Так, заявленная в июне 2010 года Москвой и Берлином идея создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне всё ещё находится на стадии «экспертного согласования». Тем не менее, имитация действий без реального движения обеспечивает РФ видимость благожелательного настроя к евро-атлантическим контрагентам и готовность обсуждать даже самые сложные вопросы. Не случайно, что встреча в Горках прошла в преддверии ноябрьского саммита НАТО в Лиссабоне, участие в ряде мероприятий которого примет Медведев. Тем самым Кремль дал понять, что открыт если и не к предметному, то к декларативному сотрудничеству с этим блоком.

Интрига дискуссии вокруг расширения связей РФ с евро-атлантическим сообществом безопасности заключается в том, что у Кремля нет единой позиции по этому вопросу. Он придерживается «двуличного» подхода. С одной стороны, администрация Медведева продвигает достаточно пространную инициативу о заключении Договора о европейской безопасности, ориентированную на Европейский союз и ОБСЕ. А с другой стороны, часть российского руководства поддерживает идею постепенной интеграции России в систему НАТО.

В тактическом плане двойственность подхода Москвы - скорее плюс, чем минус. Апеллируя сразу к двум сложившимся платформам, администрация Медведева может балансировать между НАТО и Евросоюзом, ориентируясь только на собственные интересы. Именно она выступает в качестве субъекта, имеющего «спрос» на трансатлантическом рынке, а не наоборот. «Двуличному» Брюсселю, в котором размещены постоянные штаб-квартиры обеих организаций, Кремль предлагает столь же «двуличный» подход. Это обеспечивает РФ необходимое пространство для маневра на треке и возможность самой устанавливать правила игры. Причем, как в диалоге с Североатлантическим альянсом, так и ЕС. Обе структуры испытывают в настоящее время «дефицит» в военной силе и слишком сильно зависят от оборонного потенциала Соединенных Штатов. Помощь России рассматривается ими как весьма выгодная, способная ослабить одностороннюю привязку к Вашингтону.

Однако в стратегическом отношении двусторонний курс играет против Кремля. «Двойная игра» субъекта практически всегда вызывает раздражение его контрагентов. Рано или поздно у НАТО и ЕС возникнет ощущение, что Москва ориентируется в диалоге с ними исключительно на собственные планы добиться большей «интеграции с Западом». В этом случае такая «интеграция» может быть попросту приостановлена. Причем, как в обороной, так и в политической сфере. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что стремление РФ добиться укрепления оборонных связей с Евро-Атлантикой может породить эффект ослабления российского военно-политического потенциала. Кремль традиционно воспринимался как волевой игрок, самостоятельно устанавливающий правила игры в области безопасности. Его же попытки создать новую архитектуру безопасности в Европе или даже войти в НАТО будут расценены такими странами как США или Китай как добровольный отказ от части собственного военно-политического суверенитета. А сама дискуссия на тему о возможном членстве РФ в Североатлантическом альянсе воспринимается многими партнерами Москвы как «признак слабости». Тем более что в их числе есть пусть и непрямые, но оппоненты данного блока. Вступление же России в НАТО станет для них демонстрацией того, что её больше нельзя воспринимать как подлинно независимого контрагента со своим собственным мнением. Такой сценарий способен привести к ослаблению партнерских связей РФ со странами Ближнего Востока и Латинской Америки.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".