Статья
995 15 апреля 2012 1:29

Эдгар По

По сыграл огромную роль в развитии европейской литературы, став предтечей символизма и сюрреализма, не говоря уже о том, что он заложил основы таких популярных в современности жанров, как фантастика и детектив.
Комментарии экспертов

В сериале «Симпсоны» есть эпизод, в котором доктор Ник Ривьера, предлагая испытать изобретенное им чистящее средство приносит на шоу-эквивалент нашего «Магазин на диване» надгробье Эдгара Аллана По. Люди, знакомые с мультсериалом вряд ли удивятся надгробию, но вот то, что оно принадлежит По — заслуживает некоторых пояснений.

Эдгар Аллан По, хотя часто об этом забывают, был всего лишь на 10 лет моложе Александра Пушкина и был на три года старше Ивана Гончарова. Пушкин и Гончаров считаются абсолютными классиками русской литературы, По же во многом для американцев остается одним основателем американской. Например, «Падение дома Ашеров» было опубликовано почти за двадцать лет до «Обломова». Речь, конечно, не идет о том, чтобы сравнивать тексты — и контекст и жанр совершенно разные у обоих произведений, но вполне очевидно, что «Падение...» выглядит гораздо современнее. Т.е. По для США это и нечто древнее и опередившее свое время одновременно. Таких противоречий и в творчестве и в биографии По было много.

В середине апреля в широкий прокат в России вышел «Ворон», в котором Джон Кьюсак сыграл роль Эдгара По. Фильм, снятый Джеймсом МакТигом, режиссером «V значит вендетта», в стилизованных масках главного героя которого сейчас разгуливают вдоль Wall Street американские анархисты, затрагивает последние дни жизни По и, конечно, совершенно фантастичен. Однако, сам МакТиг в своих интервью упоминал, что в работе над фильмом обращался к биографии По, написанной Питером Акройдом, автором цикла биографических книг о столпах англоязычной культуры.

Как и все книги Акройда в этой серии, «Эдгар По. Сгоревшая жизнь» — это предельно краткое жизнеописание героя, которое пропускает множество деталей, что в случае жизни и смерти По оказывается не таким уж сложным делом. Родившийся в семье актеров, По рано осиротел и был принят на попечение семьей богатого коммерсанта из Ричмонда, Вирджиния. Несмотря на то, что семье пришлось перебраться в Англию, а потом обратно в США, По получил блестящее образование и в юности слыл образцовым южноамериканским джентльменом, получавшем высокие отметки за точные науки, иностранные языки и даже бравшего призы в соревнованиях по легкой атлетике.

В какой момент блестящий молодой человек, поступивший в Вест-Поинт, военную академию по подготовке офицеров армии США, превратился в известного, но совершенно нищего, нервного и мнительного алкоголика — остается за кадром.

Фактом остается то, что после своей женитьбе на Вирджинии Клемм, своей кузине, По не вылезал из проблем как с деньгами, так и со здоровьем (часто, причиной последних было запойное пьянство). Правда, вместе с женой, По обрел ещё и тещу, с которой ему в самом деле несказанно повезло. До самой его таинственной кончины, Мария Клемм была для По и матерью, и домработницей, и сиделкой.

При этом По был достаточно далек от образа нищего писателя, служащего своей музе. Он был достаточно трудолюбивым и успешным редактором. Например, некоторые из журналов, в которых он работал, смогли за счет его таланта в несколько раз увеличить тираж. Однако, проблемы с алкоголем и с окружающими (По был на редкость язвительным литературным критиком и обозревателем и оскорбил практически всех сколь-нибудь заметных писателей в США своего времени) всегда становились причиной его увольнения.

Решение всех своих проблем По видел в одном из двух возможных сценариев. Во-первых, он сможет самостоятельно редактировать издаваемый им же самим, но субсидируемый кем-либо сторонним, журнал. Предполагалось, что этот проект его озолотит. Во втором случае, когда По понял, что первый сценарий вряд ли реализуем, он стал добиваться получения должности в госаппарате, в частности в администрации президента Джона Тайлера. Ни один из этих проектов, впрочем, так и не был реализован.

Биография Акройда не позволет, конечно делать слишком смелые выводы о личности Эдгара По, но пожалуй, представляет его как человека противоречивого и «пластичного» для художественной обработки. Возможно, трактовка МакТига личности писателя будет не самой неудачной.

Питер Акройд, «Эдгар По. Сгоревшая жизнь. Биография», М.: 2012, — 256 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".