Комментарий
4 Ноября 2009 6:54

Единство разных

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков
<p>Постепенно День народного единства становится привычным праздником. Однако сама его суть побуждает вновь и вновь непраздно задумываться о нем как вызывающе непривычном. О том, например, как множество разных нас нынешних, живущих в горизонтали данного нам «сегодня», могли бы соединиться, принимая наше общее «вчера» и созидая наше общее «завтра».</p>
<div> </div>
<div>Это значит, что сам праздник заставляет мыслить о нем недвусмысленно консервативно. То есть мыслить «народ» как неразрывную связь и преемственность поколений прошлых, ныне живущих и даже еще нерожденных. Однако такой способ мышления неизбежно натыкается на такое событие в нашем прошлом, как – «Революция». Попробуйте-ка мыслить ее консервативно!</div>
<div> </div>
<div>Трудность начинается уже с самой даты. 4 ноября ведь выбрано не случайно: в массовом сознании оно должно бы стать заместителем тех «ноябрьских праздников», которые для ряда советских поколений превратились практически в безусловный рефлекс. И новый праздник должен бы этот рефлекс постепенно вытеснять.</div>
<div> </div>
<div>Способ известный – христианская церковь устанавливала локальные праздники так, чтобы они замещали праздники прежние, языческие. И это не сразу, но срабатывало. В нашем случае, кстати, эта христианская коннотация тоже подразумевается. Ведь 4 ноября Русская православная церковь отмечает день «Празднования Казанской иконе Божьей Матери». А в этом году получается еще и 450-летие официального государственного праздника, установленного еще царем Алексеем Михайловичем и бывшего таковым вплоть до 1917 г. Так вот и судьба самого этого праздника словно взывает к нам: разберитесь же, наконец, со своим прошлым! Поймите, чем была и сегодня является для вас (для всех очень разных нас!) - «Революция».</div>
<div> </div>
<div>«Русским бунтом» ли «бессмысленным и беспощадным», которому пророчески ужасался Пушкин?</div>
<div> </div>
<div>Футуро-авангардистским восстанием против «Истории» с намерением – взорвав Россию - положить (задолго до Фукуямы) ей «конец»?</div>
<div> </div>
<div>Или – парадоксальным способом историзации самой России, превращения ее если не в исключительного Креатора «Истории», то уж точно – в ее Демиурга?</div>
<div> </div>
<div>Эти три опции можно рассматривать как три расходящихся смысловых «пути», перед которыми стоит сегодня «Народ», имитируя известную картину «Витязь на распутье». А можно взглянуть на эту триаду по-гегелевски. Взяв за тезис извечный «русский бунт бессмысленный и беспощадный», противопоставив ему как отрицание – сверхосмысленный большевистский проект «перманентной революции». И резюмировав тезис и антитезис в синтезе нежданно-негаданно получившегося СССР с проектом «строительства социализма в одной стране.</div>
<div> </div>
<div>Все зависит от нас. Сами мы должны решить, какое время настало – камни собственной истории разбрасывать или собирать?</div>
<div> </div>
<div>И решение это выражается вполне наглядно. До тех пор пока мы – сегодняшние, разрывая собственный едва складывающийся народный образ, будем ходить 4 ноября разными «маршами» друг на друга словно «стенка на стенку», о времени «сбора камней» говорить не придется. Значит – по факту, по очевидному факту нашей розни – нужно признать, что до сих пор в России длится время «разбрасывать камни».</div>
<div> </div>
<div>Как бы не пробросаться…</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".