Статья
955 28 Апреля 2017 16:10

Эффект Тянитолкая

Любая стабильность в государстве прежде всего обязана своим установлением долготерпению граждан.

Если граждане не сумеют достаточно долго терпеть - перестройки, перегрузки, перетряски и перебранки - никакая стабильность никогда не сможет установиться, прежде чем нетерпёж подавляющего большинства, так и не дождавшись результатов, снова нaчнёт всё перестраивать, переделывать, перетряхивать и перезагружать.

Когда перестройка жизненно важных канализаций расползается на десятилетия, это называется застой.

Государство может сочетать перманентную перестройку центра и вечный застой на окраинах.  Это очень наглядно просматривается на примере города Москвы.

Пятьдесят лет назад, когда мы с родителями вьезжали в свою родную гольяновскую новостройку, всё Щёлковское шоссе было копано-перекопано-перепахано : вдоль него строили девятиэтажки, перпендикулярно которым возводили пятиэтажки, параллельно которым подводили коммуникации.

В жару там стояла невероятная пыль, в сырую погоду невероятная грязь. В остальное время, в зависимости от настроения и других побочных обстоятельств, жить было молодо, весело и даже беспечно, если вовремя поглядывать под ноги и особенно не заморачиваться.

Пятьдесят лет спустя, Щёлковское шоссе снова колдобится, копаноe-перекопаноe-перепаханоe : во дворах, вдоль него, ломают пятиэтажки, возводят многоэтажки и подводят новые коммуникации. Всё это, параллельно с дорожными работами, перпендикулярно стоит поперёк горла жителям района, круглосуточно вдыхающим серо-бетонную пыль, с пряным привкусом выхлопных газов.

У метро Щёлковская, уже который год, строят-построят- выстроить не могут массивную "рокаду", перекрывающую небо над головой, распластавшуюся вправо-влево и по сторонам: пешеходы семенят по шатким деревянным настилам, подворачивают щиколотки в пробоинах и застревают каблуками в асфальтовых щелях. Троллейбусы подминают всю автомобильную мелочь и едут прямо по головам, высаживая пассажиров в кучи стройматериалов и мусора, разбросанных вперемежку с остановками. 

Чуть далее, к спорткомплексу Олимпийский, где всё копано-перекопано-перепахано ещё со времён московской Олимпиады, снова строят какие-то ответвления. А ещё чуть дальше, за стадионом Локомотив, от Большой Черкизовской, до метро Преображенская площадь, всё перерыто-перекопано и выворочено наизнанку, потому что там тоже меняют какие-то коммуникации.
 
Никто уже не помнит точно, какие и зачем, потому что меняют их годами и так надо. Если поспрашивать местных жителей, вам ответят, что неважно, какие коммуникации меняют, главное, что подрядчики меняются быстрее коммуникаций : один разворотил, проворовался или обанкротился - передал другому. Следующий - по той же схеме. Никто не скажет, кто первый начал, но продолжают все. Работают даже по воскресеньям и праздникам, а развороченные окрестности и ныне там.

Такое вечное перерытье и подвёрнутые на закаменевших кучах грязи ноги. От Окружной до Преображенки, всё пылит бетонной крошкой и загазовывает население выхлопами нескончаемого транспорта.

Вот так побегаешь вдоль района, лет пятьдесят, на оббитых колдобинами ногах и начинаешь понимать, что чистоты и газонов может так и не появиться, за всю оставшуюся жизнь. А вот бетонной крошки и закаменелой глины запросто хватит до последнего вздоха…

Граждане, конечно, терпеливы. Надеются и ждут. Иногда ропщут, но в основном, свыклись и не замечают. А когда замечают, то всё равно надеются. Как одна дама очень средних лет, которая объясняла мне сколько ж  времени можно  развозить грязь, в таких примерно терминах:

-Так ведь они строят и воруют, воруют и строят, ведь!
-Но почему ж так долго строят? 
-Так ведь они так много воруют!
-И нет никакой возможности что-то изменить, чтоб достроить, наконец, в одном поколении ? Hе доворовать, но достроить?
-Так ведь сначала надо центр перестроить, a потом и до нас дело дойдёт. Был бы мэр толковый,  дайте время...

Время, между прочим, поджимает. Во-первых, одно поколение - моё, например, можно сказать, научилось дышать бетоном, не глядя на статистику соответствующих заболеваний, такую же недоделанную,  как недостроенные и вечно перестраевыемые "коммуникации".

Во-вторых, мэр вроде толковый : после пробежки по ямам и канавам, с перепрыжкой мусорных и глиняных препятствий, я попала в МФЦ и откровенно обалдела - там работают совсем другие люди и совсем другие сроки. 

Все в белых рубашках, со значками « Мы-команда мэра! » Электронная очередь и мгновенное обслуживание: я не успела присесть и уткнуться в бумажки, как меня вызвали к окошку и вежливо решили все мои проблемы, буквально в неполных пять минут. Я ушла, пошатываясь, потому что, после ЖЭКов семидесятых,  до сих пор никак не могу привыкнуть к новому обслуживанию. 

Значит здесь всё-таки перестроили и наступила стабильность. А прямо снаружи, всё на том же шоссе - развал и полный застой.

Может, бросить на срочное завершение строительных работ вот эту самую "команду мэра", у которых всё так здорово внутри получается?

Может, у них и снаружи получится проконтролировать, чтобы уж "доворовали" побыстрее и, наконец, достроили, пока новое поколение не надышалось бетоном и не возмутилось вечным перекопом, уже безнадёжно и окончательно? 

Потому что, когда в центре стабильность, а на окраинах всё тот же недострой, получается неприятный эффект "Тянитолкая"- кто помнит этого замечательного персонажа, с одним туловищем, при двух головах, с обоих концов.

Всё-таки, людям хочется жить в красоте, при каких-никаких газонах, а не застревать каблуками в деревянных настилах и не увязать в грязи вдоль шоссе, целую терпеливую жизнь...

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



____________

Читайте также:
  • Пока не сломаются пальцы...
  • Такое кино
  • На смерть политолога



    Комментарии для сайта Cackle
    © 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".