Статья
1904 28 июля 2011 15:04

Эффективная бюрократия

Президент РФ Дмитрий Медведев на церемонии вручения государственных наград в Кремле призвал не ругать бюрократов.

Глава государства вступился за государственных служащих, отметив, что, «как здесь правильно говорилось, зачастую их труд не виден, но это тоже люди, которые помогают своей стране». «Несмотря на то, что принято бюрократов ругать, без них жизнь тоже невозможна, надо просто, чтобы они работали эффективно», - добавил президент.

Но самое главное, подчеркнул Дмитрий Медведев, «чтобы мы в такие сложные, может быть, переломные периоды развития нашего государства, могли сплотиться и достичь общих целей, консолидироваться». «Мне представляется, что, несмотря на сложности обычной текущей жизни, в настоящий момент в нашей стране именно такая атмосфера, мы сейчас не разведены во все стороны, у нас есть проблемы, но мы все-таки можем сообща их решать», - сказал президент.

Президент не впервые задумывается о судьбах российской бюрократии. В частности, во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме он отметил, что этап развития России, связанный с усилением роли государства в экономике, исчерпан.

«Хочу заявить предельно четко: мы не строим государственный капитализм. Да, у нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике. Он был, по сути, неизбежен и во многом в определенный период необходим», - отмечал Медведев.

По его словам, важно было стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов. «Однако теперь потенциал этого пути исчерпан», - сказал президент.

По его словам, «любая неопределенность законодательства - это риск предпринимателя, но не государства». «И принцип “государство всегда право” - выражается либо в коррупции, либо в повсеместных преференциях “своим” компаниям причем, независимо от формы собственности», - сказа глава государства.

В таких условиях работают не рыночные институты, а принципы ручного управления. Но их эффективность не просто сильно ограничена, а весьма избирательна. Качество работы бюрократии и управления экономикой при такой системе часто напоминает известный анекдот о том как развиваются компьютерные системы: «да, старые ошибки были устранены, но зато добавлены новые», отмечал Медведев.

Позже, на встрече с участниками Форума «Селигер-2011», президент России отметил, что одним из помощников в преодолении бюрократизма должен стать интернет. С точки зрения Медведева, именно недостаточная развитость электронных услуг ведет к росту бюрократии.

«В нашей стране с этим пока не очень хорошо. Мы это все внедряем [электронные услуги], но идет это все пока гораздо медленнее, чем в некоторых других государствах. Это не здорово, потому что если нет полноценного электронного правительства, если электронные услуги недоразвиты - бюрократия сильнее. Это абсолютно прямая зависимость. Чем больше услуг оказывается в электронной форме, тем меньше влияние бюрократии на повседневную жизнь», - сказал Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов

Трудно не согласиться с нашим президентом. Как можно жить без бюрократии? Ведь государство еще никто не отменял, оно должно свои функции исправно выполнять. И, по большому счету, бюрократы – это государственные служащие, которые должны нам предоставлять качественные услуги.

Мне кажется, надо, прежде всего, изменить понимание бюрократами своей главной задачи. Бюрократия должна понимать, что она нанята населением для того, чтобы населению предоставлять качественные услуги.

Наши бюрократы воспринимают себя совершенно по-другому - как сословие, которое имеет доступ к государственным ресурсам. То есть получается, что они воспринимают себя не как функцию от населения, а как функцию от государя, который расставил бюрократов по местам, и, соответственно, они несут государеву службу. Они себя не воспринимают как действительно подотчетные населению чиновники, которые должны этому населению предоставлять качественные услуги. Не все бюрократы считают себя обязанными чем-то населению. Они думают, что поставлены распределять деньги, вымогать… Если бюрократы и дают гражданам какие-то услуги, то они считают, что граждане должны им за это доплатить, то есть они не воспринимают это как свою обязанность. Поэтому мы и сталкиваемся повсеместно с проблемами взяток, коррупции, неэффективного управления и т.д.

Есть попытки действительно изменить ситуацию – например, с помощью электронной бюрократии. Эти попытки потихоньку в России сдвигаются с места. И слава богу, потому что это повышает элемент контроля.

Но самое главное – надо объяснить бюрократам, что служат они не президенту, что они - не какое-то замкнутое сословие, наделенное привилегиями, а люди, получающие деньги из налогов, которые платят обычные граждане, и за это они должны этим гражданам предоставлять качественные услуги. Граждане им за это заплатили не в виде взяток, а в виде своих налогов, которые они перевели. Вот если бы это действительно удалось донести до бюрократии, то произошел бы серьезный психологический перелом, который привёл бы и к другим позитивным последствиям.

Нынешняя широкая и последовательная кампания по борьбе с коррупцией многими неверно интерпретируется как борьба с бюрократией. Между тем, именно создание эффективной, дееспособной и компетентной бюрократии, на мой взгляд, является главной целью этой кампании.

Наша проблема состоит не в количестве бюрократов, а в том, что они неадекватно выполняют свои функции. За предшествующий период развития государственные чиновники в значительной степени превратились в самодостаточную группу, которая слабо подчинялась дисциплине. Они утратили главное своё свойство, а именно - быть инструментом государства, служить государству. То есть они переставали быть служащими, они превращались в нечто самостоятельное.

Показателей того, что госслужащие превращались в такую самодостаточную категорию, очень много, начиная с низкой исполнительной дисциплины и социальной нечувствительности различных категорий госслужащих на местах и заканчивая масштабным использованием государственных должностей для личного обогащения. Всё это - показатели неблагополучия. И главная цель антикоррупционной кампании состоит в дисциплинировании бюрократии, то есть в возвращении госслужащего к выполнению своих прямых обязанностей.

Второе. Понятно, что антикоррупционная кампания сама по себе, при всей её важности, не в состоянии обеспечить превращение государственного служащего в эффективного бюрократа. Здесь необходим целый комплекс мер. Составляющими этого комплекса являются обеспечение государственным служащим приемлемого уровня жалования, достаточного для поддержания определенного образа жизни и достаточного для того, чтобы не попадать под искушение коррупционных практик, а также повышение профессиональной компетенции государственных служащих.

Фактически оборотной стороной превращения российской бюрократии в самодостаточную величину явилась ее широкая депрофессионализация. В самом деле, если государственные служащие, наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей, начинают одновременно и в различной форме заниматься частным предпринимательством, это не может не приводить к утрате ими части, иногда значительной части, своей профессиональной компетенции. Поэтому профессионализация государственных служащих – очень важная составляющая оздоровления государственного аппарата.

Нельзя не сказать ещё об одном инструменте. Мы не сможем преодолеть самодостаточность российской бюрократии, если не будет подключен также инструмент политического контроля. Государственные служащие, лишенные политической дисциплины, а именно контроля со стороны политических партий, представители которых избраны в парламент, будут неизбежно разваливаться на различного рода группы и клики, которые будут действовать прежде всего в собственных интересах, а не в соответствии с основными должностными обязанностями. Поэтому, наряду с разрывом коррупционных связей и профессионализацией, установление действенного политического контроля над бюрократией - это исключительно важное условие для повышения дееспособности государственных служащих и возвращения их в положение инструмента государства, а не чего-то самодостаточного.
 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".