Статья
545 13 мая 2011 11:32

Эффекты Народного фронта

Идея создания Народного фронта оказалась достаточно неожиданной. Раньше у нас во время избирательных кампаний такого рода подходов не наблюдалось. Были некие похожие вещи, которые использовались оппозиционными партиями, в частности коммунистами – разного рода союзы. Но для партии большинства или просто для  партии власти это - достаточно неожиданный подход.

Самым главным свидетельством серьезности идеи является то, что сами инициаторы очень быстро приступили к ее практической реализации. Был создан координационный комитет, который уже начал работать, причем, в регулярном режиме. А то, что есть такой активный и широкий отклик  свидетельствует о востребованности идеи.

Говоря о Народном фронте, есть смысл поразмышлять о возможных эффектах и последствиях реализации этой идеи. Соответственно, с этими эффектами и связаны ожидания участников – как действующих, так и потенциальных. Эти ожидания влияют на их поведение.

Я бы выделил несколько таких больших групп возможных эффектов. Прежде всего, не стоит забывать, что это идея - электоральная. Здесь большую роль играют чисто электоральные соображения и цели - освежить связи партии с избирателями, повысить привлекательность кандидатов, а значит - повысить и электоральный потенциал партии. Это - нормальная задача для любой партии, но что касается «Единой России», здесь есть два дополнительных обстоятельства, которые делают решение этой задачи еще более актуальной.

В межвыборный период довольно часто связи партии и избирателей слабеют, потому что партия сосредотачивает основную свою деятельность на работе в парламенте. Естественно, что выход в режим избирательной кампании требует эти связи актуализировать и усиливать. Но для «Единой России» важен еще один аспект, и, может быть, его нужно было ставить на первое место. Я имею в виду особый генезис партии. Во-первых, генезис бюрократический. Бюрократическое наследие очень сильно, и оно действует отрицательным образом на способность партии выстраивать значимые связи со своими избирателями.

Во-вторых, «Единая Россия», как и ее предшественницы из партий власти в нашей стране, создавалась в значительной степени как конгломерат региональных политических машин, которые были центрированы чаще всего на губернаторах. Это обстоятельство также не способствовало тому, что между партией как таковой и избирателями выстраивались прямые связи. Прямые – я имею в виду прямые и непосредственные связи, которые не опосредованы какими-то другими фигурами и инстанциями. Раньше в роли таких инстанций выступали губернаторы. В дальнейшем роль губернаторов снизилась, но полностью эта задача создания прямых связей между «Единой Россией» как общенациональной партией и избирателями решена не была.

Известно, что «Единая Россия» создала такой механизм подбора кандидатов, как праймериз. В принципе, это был шаг в правильном направлении, и этот механизм по идее рассчитан именно на то, чтобы связи между избирателями и кандидатами от партий укреплять. Именно в этом состоит его главная задача. Но известно, что к практической работе праймериз было достаточно много нареканий. Механизм продолжал находиться под сильным влиянием региональных элит и далеко не всегда справлялся со своей непосредственной задачей - отбирать таких кандидатов, которые пользуются поддержкой и симпатией избирателей. Поэтому, подключение к роли укрепления и расширения связей с избирателями непосредственно фигуры лидера партии способно в гораздо большей степени, чем прежние механизмы, решить задачу повышения электоральной привлекательности партии. Не будем забывать, что списки будут партийные, но Народный фронт, все-таки, создается вокруг фигуры лидера партии, а партия (по крайней мере, временно) отходит на второй план. Это - первая группа задач, на решение которых ориентирована модель Народного фронта.

Вторая группа касается отношений с элитами, о чем лидер партии говорил достаточно открыто и ясно - о необходимости социальных лифтов, новых лиц и новых людей, расширения присутствия молодежи. Переводя это на политический язык, можно говорить о том, что одна из задач, которую призван решить Народный фронт в отношении с элитами – это обновление элит.

Есть и вторая задача, также связанная с отношениями с элитами. Речь идет об их консолидации. У нас, как и везде, выборы консолидируют различные группы элит вокруг политических партий. Если это партия большинства, то элиты консолидируются вокруг партии большинства.

У нас - сдвоенный электоральный цикл, причем последовательность такова, что сначала идут парламентские выборы, а затем - выборы президентские. Вот эта консолидация элит проходила в два этапа: сначала - на парламентских, а потом - на президентских выборах. Но была такая очень важная особенность – парламентские выборы были лишь репетицией президентских, они были очень сильно подчинены президентским выборам и самостоятельной роли не играли.

Сейчас же, с подключением модели Народного фронта, парламентский этап консолидации становится самостоятельным и полноценным, перестает быть служебным, простой репетицией. Это такой неявный эффект, пока об этом не многие говорят, но это очень важно. Потому что, в случае успешной реализации, он усложняет и укрепляет российскую политическую систему.

Третья группа задач связана с партийным строительством или политическим развитием «Единой России». Народный фронт может стать новым раундом национализации партии, то есть ее превращения в полноценную федеральную партию и еще одним шагом к разрыву с конгломератом региональных партийных машин, каковым «Единая Россия» была первоначально. За последнее время партия ушла достаточно далеко от этого конгломератного состояния, но, все же, в полной мере федеральной партия еще не стала. Вес региональных элит, претендующих на самостоятельность и на такую квази-автономию, был достаточно велик. Можно вспомнить Юрия Лужкова и его неизбежное влияние на московскую партийную организацию. Тот факт, что Народный фронт призван консолидировать избирателей и элиты, прежде всего, вокруг фигуры национального лидера Владимира Путина - это шаг на пути превращения «Единой России» в общефедеральную политическую организацию.

Возможное воздействие Народного фронта как политической модели на последующее развитие «Единой России» говорит о том, что задача и возможные эффекты фронта не исчерпываются просто избирательной кампанией.

Реализация данной модели может существенным образом повлиять на развитие «Единой России» как партии. Она может приблизить «Единую Россию» к решению трех кардинальных задач партийного строительства. Во-первых, это может помочь партии стать партией электоральной, то есть той партией, для которой главный политический ресурс – это голоса избирателей. Давайте не будем забывать, что до недавнего времени на региональном и местном уровнях «Единая Россия» довольно часто использовала административные возможности, в то время как для выживания в качестве полноценной политической партии необходимо ориентироваться на голоса избирателей.

Второе – реализация предложенной модели может помочь «Единой России» стать партией программной. На первый взгляд, это звучит довольно странно, потому что у всех партий есть программы. Но в данном случае речь идет не о формальном наличии программы, а о том, как эта программа используется. У программной партии программа становится инструментом победы на выборах. Собственно, в программе закрепляется ориентация партии на предпочтения избирателей. И программа становится основой для последующего выстраивания отношений партии с исполнительной властью в центре и в регионах. Отношения выстраиваются в зависимости от того, что зафиксировано в программе. Если же исполнительная власть в центре и регионах начинает в своих действиях отклоняться от тех требований и принципов, на основании которых партия большинства оказывала поддержку исполнительной власти, то партия большинства может, опираясь на эту программу, осуществлять меры по дисциплинированию исполнительной власти.

Третья важная задача – «Единой России» для того, чтобы стать полноценной партией, необходимо стать партией правительственной. В данном случае, это означает не автоматическое одобрение всего того, что делает правительство, а способность быть сопоставимой с правительством по компетенции, то есть по знаниям, умениям и навыкам. Быть в состоянии вести с правительством содержательный диалог и, если надо, содержательную полемику, потому что очень часто по уровню компетенции правительство перевешивало думские партии, в том числе и парламентское представительство партии власти. То есть, правительство было более компетентным. Для того, чтобы стать полноценной политической партией, «Единой России» необходимо выйти на сопоставимый уровень компетенции с правительством. К решению всех этих задач модель Народного фронта, с учетом заложенных эффектов, может «Единую Россию» приблизить.

И есть еще один возможный эффект. Он также долгосрочный и тоже связан непосредственно с избирательной кампанией. Состоит он в следующем – реализация модели Народного фронта может изменить качество будущей Думы, то есть увеличить политический вес партии большинства и изменить стилистику отношений партии большинства Государственной Думы с правительством. То есть Госдума в этом случае может стать более действенным инструментом для дисциплинирования правительства, для обеспечения механизма подотчетности исполнительной власти власти законодательной.

Так что, Народный фронт - вещь исключительно интересная и способная в случае удачной реализации породить очень важные эффекты для развития политической системы.

Алексей Зудин
, специально для Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".