Статья
14 Марта 2012 14:31

«ЕГЭ» для госслужащих

«ЕГЭ» для госслужащих
Фото: Shutterstock

Президент Дмитрий Медведев  в Сколково провел встречу с участниками «Открытого правительства» - формирующегося в России нового механизма взаимодействия власти и общества.

Это - первая встреча в таком формате, прежде президент встречался лишь с комитетом своих сторонников, участники которого и начали формировать «Открытое правительство», передает «Интерфакс».

Речь на встрече шла о кадровом потенциале государственной службы в России. 

Президент Дмитрий Медведев, начиная встречу, признал, что столкнулся с проблемой нехватки кадров при выборе кандидатов на руководящие посты в госучреждениях.

«Когда начинаешь перебирать в голове, кого можно было бы куда-нибудь направить на работу на руководящие позиции, то выясняется, что подходящих людей не так много», - посетовал президент.

Он отметил, что «есть молодые кадры, есть современные, но, например, без опыта, хотя иногда это и плюс, возможность посмотреть на мир другими глазами, а есть люди проверенные, хорошо себя зарекомендовавшие, но, что называется, «сбитые летчики», которым пора другими делами заниматься».

Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что подобные размышления есть у любого руководителя, какую бы позицию он ни занимал - от президента страны до главы муниципального образования.

При этом президент обратил внимание на то, что по разным данным, на государственной гражданской службе в России заняты порядка 1 миллиона 650 тысяч человек.

Глава государства предложил членам «Открытого правительства» поговорить о том, «каким образом выстраивать работу для комплектования государственной службы по новому».

«Очевидно, что прежняя система не работает, она, собственно, и не сложилась. Мы пользуемся остатками советской системы и какими-то собственными представлениями. Ни нормальных социальных лифтов, ни нормальной системы отбора у нас до сих пор нет», - отметил Дмитрий Медведев. 

Президент выразил недоумение в связи с появившимися в СМИ интерпретациями подготовленного им законопроекта о декларировании госслужащими своих расходов.

«Я посмотрел, какая этому дается интерпретация, и был удивлен. Открыл сегодня газету, и там написано, что вся информация на тему расходов государственных служащих, приобретения ими соответствующих видов имущества будет идти под грифом "секретно". Абсолютное передергивание смысла закона», - заявил Медведев.

По его словам, «с одной стороны, это ответственность самих СМИ, но с другой стороны мы должны сами доходчиво объяснять, о чем идет речь, иначе получается, что благими намерениями у нас, как всегда, вымощена дорога в известном направлении».

«Говоришь, что ситуация будет белая, нет, все равно говорят: она будет черная»», - заметил президент.

Он призвал представителей «Открытого правительства» максимально четко артикулировать свою позицию, «чтобы гражданское общество, люди, к которым мы хотим достучаться, не говоря об экспертном сообществе, оно понимало, о чем мы говорим».

Президент также считает необходимым создать новую систему отбора кадров для госслужбы.

«Я полностью солидарен с теми, кто считает, что у нас анахроничная система управления государством и такая же система подбора кадров», - заявил глава государства.

По его словам, «очевидно, что не может быть современной системы управления государством при прежней системе отбора кадров - продвижении по службе, системе их мотивации и так далее».

«Наша задача - создать новую современную систему отбора персонала на государственную службу и, соответственно, тем самым изменить систему управления в государстве», - сказал Медведев. 

Глава государства также поддержал идею принимать чиновников на работу с испытательным сроком.

«Неплохая идея. Он юридически и сейчас существует. Другое дело, что я не помню, чтобы за последние годы мне в различных должностях хоть раз попадалась бумага, когда мне кого-нибудь порекомендовали бы принять с испытательным сроком», - заметил Медведев. 


Он считает, что рамках госслужбы должна быть налажена система постоянной ротации, а чиновник на госслужбе должен состоять не более шести лет.

В России необходимо провести монетизацию льгот, предоставляемых госчиновникам, считает также президент.

«Я за то, чтобы мы провели монетизацию. Мне кажется, это разумно», - заявил глава государства.

 Однако президент подчеркнул, что сделать это «за один присест» невозможно, потому что «в отношении такого большого количества госслужащих мы не сможем эту идею сразу же реализовать».

«Но делать это надо именно потому, что существующая система предоставления материальных благ в отношении чиновников абсолютно закрытая и порождает у людей негативные эмоции», - считает Медведев.

В ходе встречи с представителями Открытого правительства Медведев прокомментировал предложение создать министерство, агентство или фонд, который займется развитием управленческих технологий. Советник президента Михаил Абызов пояснил, что речь идет о создании «министерства или агентства, являющегося органом исполнительной власти с элементами общественного контроля, либо фонда, который не является органом исполнительной власти, но работает на уровне соответствующего вице-премьера».

Другие новости со встречи открытого правительства

 

Комментарии экспертов
<p class="p1">Пиарить необходимость государственной службы никому не нужно, потому что, согласно большинству социологических опросов, выпускники ведущих вузов с удовольствием идут на государственную службу и рассматривают это как вариант очень простой карьеры и допуск к средствам, которые можно пилить, воровать и так далее. Поэтому с точки зрения повышения интереса к государственной службе делать ничего и не надо. Наоборот, есть нездоровый интерес к государственной службе. К сожалению, уже молодое поколение не воспринимает государственную службу как честное служение государству, а считает доступом к ресурсной кормушке, где можно будет воровать, распределять, получать откаты. Все видят, что у нас хозяева жизни – это чиновники, которые живут, условно говоря, на Рублевке в особняках, едут с мигалками в спецмашинах. Это отдельная  каста неприкасаемых, куда нужно всеми силами попадать. Поэтому здесь если уж и говорить, то  про изменение репутации чиновников. Для того, чтобы изменить репутацию, нужно изменить  ментальность и систему госуправления. </p>
<p class="p2">Если говорить, что чиновник – честный служака России, а потом человек будет выходить на улицу и стоять в пробке 2 часа, пока там, условно говоря, какая-нибудь вип-шишка с мигалкой будет проезжать к месту своей работы, то вы никогда его в этом не убедите.  </p>
<p class="p2">Поэтому на самом деле подбор управленческих кадров - фундаментальная вещь. Да, говорят много правильных предложений: квалификационные экзамены, дифференцированная зарплата чиновников и т.д.</p>
<p class="p2">Но фундаментальный-то момент заключается в том, что надо изменить, безусловно, функцию чиновников. Отношение людей к чиновникам не просто с потолка берется. Пока государственная служба у нас не перестанет быть способом личного обогащения через доступ к распределению благ и ресурсов, ничего не поменяется. Нужно сделать государственную службу тем, чем она и должна быть. То есть, государство нанимает чиновников, чтобы они выполняли функции, нужные для общества. В этом плане надо изменить функции чиновника. Потому что чиновник сегодня – это распределитель ресурсов. Чиновник должен быть, на самом деле, реализатором общественных запросов и потребностей.</p>
<p class="p2">Он в прямом смысле этого слова нанимается не государством, а обществом.  И чиновник  выполняет функции, которые этому обществу необходимы. Тогда уже действительно можно говорить про деление на политических, административных чиновников.</p>
<p class="p2">Для этого должен быть класс профессиональных управленцев, а то у нас огромное количество вузов, которые готовят специалистов по специальности «государственная служба» и где конкурсы сумасшедшие. Но непонятно, как и к чему готовят. Поэтому говорить о том, что у нас появился класс каких-то профессиональных управленцев, наверное, нельзя. </p>
<p class="p2">Возникает вопрос: если официальная зарплата у молодого управленца 20-25 тысяч рублей, то с какой целью выпускник какой-нибудь бизнес-академии туда едет? То есть изначально уже здесь заложена порочная мотивация. И пока эту порочную мотивацию не измените, никакого толка не будет. Я думаю, что самое главное сейчас - это не заниматься делением на политических и профессиональных чиновников, введение ЕГЭ, написание вопросов чиновникам. Самое главное сейчас – изменить функцию чиновника.  То есть, если сегодня чиновник -  это распределитель ресурсов, то он должен быть  человеком, который выполняет важные для общества функции и задачи. Вот с этого, я думаю, надо начинать.</p>
<p class="p2">Вопрос как это сделать - очень сложный. Нужно полностью изменить структуру общества, менять социальную матрицу.  Если этого не делать, тогда бессмысленно собирать все эти комиссии. Это как борьба с коррупцией. Есть точка зрения, что коррупция является необходимой функцией в российском обществе, что на этом держится вообще вся система социальных отношений. Если вы ее уберете, то рухнет вообще и общество и страна, потому что это механизм принятие решений на всех уровнях – от крупных заказов, до размещения человека в районную больницу, до поступления в школу и детский сад.  Но какой из этого вывод можно сделать? Может, тогда вообще прекратим борьбу с коррупцией? Запишем в Конституции «коррупция является необходимой социальной функцией российского государства»?  В таком случае тоже самое можно записать в Конституции, что чиновник является распределителем государственных ресурсов, поэтому, пожалуйста, не мучьте его проверками на предмет, откуда у него взялся особняк на Рублевке.  </p>
<p class="p2">Если хотим менять ситуацию – значит надо менять отношения общества к этим явлениям. Без этого все эти комиссии с обсуждением экзаменов для чиновников не принесут никаких результатов.</p>
<p class="p2">Если люди просто берут западный учебник по госуправлению, изучают его, это не значит, это поможет. Нужны фундаментальные изменения. Было бы все просто, если бы дело было в том, что наши чиновники чего-то не знают, а вот введем экзамен, они все это изучат и сдадут. Но это, к сожалению, не так. </p>
<p>Что касается формирования эффективной бюрократии, то здесь нет окончательного решения и никогда не будет. Будут только вырабатываться ряд решений, которые приближают ситуацию к оптимальному варианту. Решения, которые предлагаются Дмитрием Медведевым, идут, без сомнения, в позитивном направлении. Чиновники должны иметь больше легальные доходы, и должен быть жесткий контроль над нелегальными доходами. Но надо понимать, что есть чиновники, которые, принимают решения и имеют отношения к деньгам, а у других такого доступа нет. Все-таки нужно держать контроль над теми, кто имеет отношение к деньгам.</p>
<p>Идея о конкурсной основе для госслужащих – тоже очень разумна. Но здесь нужно не повторить ошибки, которая произошла у нас с конкурсами госзаказов, которые превратились в масштабное поле злоупотреблений.</p>
<p>Самое главное, не нужно впадать в крайности: не нужно каждого направлять на экзамен, а устраивать тесты только на какие-то крупные должности. Начать с губернаторов, условно говоря.</p>
<p>Но самое главное - нельзя попасть в ловушку управленческих решений. Формирование эффективной бюрократии требует управленческих решений, но не может ни коим образом идти у них на поводу. Это - большая политическая задача. Без ликвидации всевластия денег в стране в целом эту проблему не решить.</p>
<p>Нужно ликвидировать всевластие денег, когда все продается и все покупается. Для этого необходимо, в том числе, возрождение трудовой морали. Это должны быть не только управленческие решения, но и политические решения.</p>
<p>Если с утра до вечера по телевизору миллионам людей говорить: деньги - единственное мирило успеха, укради - и ты будешь успешным человеком, а тот, кто честно трудится - лох и неудачник, то никакие управленческие решения не помогут.</p>
<p>Изменить ситуацию - политическая задача, но не чисто управленческая. Но, конечно, здесь есть большой управленческий момент. Политика заключается не в том, чтобы сделать более конкурентным отбор госслужащих. Необходимо возвращение уважения к честному профессиональному труду. Это должно стать одной из ключевых политических задач для правительства.</p>
<p class="p1">По вопросу о престижности работы госчиновника есть хорошие, убедительные социологические данные всероссийских опросов. И они говорят о том, что в настоящее время чиновник стал самой популярной и желаемой профессией среди опрошенных. Чиновники оттеснили по популярности менеджеров и работников банков, которые возглавляли рейтинг популярности в начале 2000-х  годов. Так что, с престижностью работы госслужащих проблем нет. </p>
<p class="p2">Проблема, скорее, в том, что повсеместная инициация на то, чтобы стать чиновником, идет за счет популярности других профессий, которые не менее важны. И самое главная проблема в том, что ориентация на чиновника не сопровождается столь же массовым возникновением адекватного представления о том, что должен чиновник делать на работе. Потому что чиновник теперь понимается, прежде всего, как человек, который может использовать собственное положение в системе госуправления в личных целях. И как человек, который призван производить общественное благо, чиновник в настоящее время практически не воспринимается.  </p>
<p class="p2">То есть, все это говорит о том, что в плане профессиональной ориентации чиновничество полностью дискредитировано. Люди приходят с неадекватными ожиданиями в госаппарат и стремятся, прежде всего, улучшить собственное материальное положение. </p>
<p class="p2">Что касается критериев, то здесь тоже  много проблем. Критически необходимо, чтобы на государственной службе последовательно выдерживался различный подход по отношению к политическим назначенцам и карьерным чиновникам. Фактически это сплошь и рядом нарушают. Это говорит о том, что люди не только стремятся работать чиновниками, ориентируясь, прежде всего, на личные интересы, но и о том, то чиновничий аппарат в значительной степени пронизан групповыми связями и так или иначе политизирован. </p>
<p class="p2">Как только та или иная властная группировка терпит поражение, то сразу идет замена, сразу все ее сторонники либо теряют свое положение в госуправлении, либо их положение резко ухудшается. Все это говорит о том, что чиновничество как профессиональный класс у нас не сформировался. </p>
<p class="p2">Между тем этот класс критически необходим для того, чтобы сделать государство устойчивым и способным производить общественное благо, то есть, выполнять свою прямую главную обязанность - работать на общество.  </p>
<p class="p1">Уверен, что подход к государственным кадрам должен быть системным. Нужны четкие критерии оценки работы чиновника не по принципу «нравится» или «не нравится» начальнику, а через целеполагание и публичный контроль результатов. Должен быть конкретный набор параметров, который будет обсужден в обществе и понятен людям. Мониторинг результатов работы чиновников должен быть доступен для общественного контроля и обсуждения. Одним из параметров могла бы стать социология, которая будет показывать динамику удовлетворенности людей действиями чиновников по их областям ответственности.</p>
<p class="p2">По результатам оценки эффективности можно было бы ввести систему автоматического поощрения 5% чиновников, набравших минимальный балл, и также автоматически увольнять 5% самых отстающих. Это стало бы одним из механизмов и постоянно действующим социальным лифтом для госслужащих, а уровень качества их работы постоянно повышался.</p>
<p class="p2">В условиях размера нашей страны сделать эту систему эффективной можно только при активном использовании информационных технологий и коммуникаций. Адекватно измерить эффективность чиновника можно только при системном подходе, где по всему объему данных о его работе  будет возможность находить и анализировать информацию по любым параметрам, и формировать «публичную историю» госслужащего. Так, кстати, можно выявлять и закономерности в работе, а потом выстраивать прогнозы. Причем, именно государство должно здесь формировать тренд, само заниматься систематизацией информации, создать такую систему.</p>
<p class="p2">Открытость и технологичность взаимодействия государства и общества снимает множество вопросов о недоверии граждан к власти, о способах влияния общества на власть и участии в управлении страной. Вызовы нового века необходимо решать современными методами. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".