Статья
1768 25 марта 2011 10:47

Экобезопасность

Масштаб долгосрочных последствий стихийных бедствий в Японии, приведших к аварийному состоянию атомной электростанции «Фукусима-1», для политической и экономической сфер еще предстоит оценить. Между тем на федеральном уровне обсуждается возможность принятия новых критериев оценки эффективности работы глав регионов, отражающих показатели экологии.

С точки зрения создания благоприятных условий для жизни населения (что является традиционным приоритетом федеральной политики) внимание к экологической проблематике вполне оправданно: Россия находится в числе лидеров по количеству самых загрязненных населенных пунктов мира. Об ответственности глав регионов за состояние окружающей среды Дмитрий Медведев заявил в ноябре прошлого года, выступая с Посланием Федеральному Собранию. Президент поручил главам регионов ежегодно готовить доклады об экологической ситуации, а также предложил провести оценку состояния загрязненных территорий и создать нормативы качества среды для улучшения системы управления в природоохранной сфере. Изначально «экологический» критерий в системе оценки работы губернаторов был лишь один - «доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества» (понятие «надлежащее качество» законодательно не уточняется). Затем были добавлены показатели, отражающие работу бизнес-структур и состояние сельского хозяйства.

Постановлением правительства, принятым в середине марта, перечень показателей значительно расширяется. Среди новых критериев - объемы выбросов от стационарных источников и зарегистрированного автотранспорта в расчете на единицу валового регионального продукта; качество воды (предлагается оценивать по показателям доли водохозяйственных участков с повышенным индексом загрязнения) и состояние почвы (доля рекультивированных земель от общей площади земель, подвергшихся нарушению, в том числе радиоактивному и химическому заражению). Также будет оцениваться доля особо охраняемых природных территорий в общей площади регионов. Наконец, учитывается и финансовое планирование: при оценке состояния экологии важным критерием станет объем бюджетных средств, который та или иная администрация тратит на сохранение окружающей среды, в том числе, и штрафы, взимаемые с предприятий за ее загрязнение и нерациональное использование ресурсов. Однако стоит учесть, что приведенные показатели во многом зависят от объективных «исходных» условий, экономической и географической специфики регионов, и зачастую не отражают эффективность работы региональных властей (в меньшей степени это касается финансового планирования). В этом контексте экологические критерии стоит рассматривать, прежде всего, как политическую меру, направленную на повышение уровня ответственности глав субъектов перед Центром, и новый «рычаг» давления для федерального контроля за ситуацией в регионах.

Введение новых критериев оценки работы глав регионов расширит «коридор возможностей» для административного давления на администрации субъектов, но не обязательно будет способствовать быстрому улучшению состояния экологии в регионах, особенно традиционно неблагополучных. Речь идет о распространенной практике недостаточного бюджетного финансирования природоохранных мер, проведение которых возложено на региональные и местные власти. Кроме того, не исключен рост неформальной конкуренции глав регионов за экологические показатели, отражаемые в представляемых президенту докладах: в связи с этим не исключены искажения информации, тем более, что сами по себе статистические данные зачастую не отражают реальной картины.

Оксана Гончаренко
, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".