Статья
523 8 июля 2011 8:04

Экономические стратегии

Основным трендом недели стало обсуждение экономической политики на ближайшие три года. Поводом к обсуждению стало традиционное Бюджетное послание президента РФ. С публикации документа начинается подготовка основного финансового документа страны. При этом, основные положения послания позволяют определить общую архитектуру бюджета 2012-2014 годов. В документе ставка будет сделана на сохранение социальных обязательств, рост эффективности госрасходов и масштабную программу приватизации.

Сохранение финансовых обязательств перед отдельными группами населения остается краеугольным камнем бюджетной политики России. В 2011 году правительство существенно увеличило пенсионные выплаты и зарплаты бюджетникам. При этом существенных резервов для роста социальных расходов в бюджете не осталось, и для сохранения достигнутого уровня Минфин и Минздравсоцразвития сделали ставку на рост эффективности госуправления социальными расходами за счет снижения дефицита внебюджетных фондов.

Сбалансировать доходы и расходы последних позволит оптимизация налогового бремени и реформирование их общей структуры. В систему внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования. Перечисленные структуры (за исключением ФОМС) являются основными реципиентами государственных расходов, превысивших к 2013 году четверть всего федерального бюджета. Учитывая, что рост страховых взносов был нивелирован, правительству придется дополнительно изыскать около 300 млрд рублей дополнительных доходов.

Частично компенсировать расходы позволит масштабная программа приватизации, которую правительство приняло в ноябре 2010 года. Причем, Дмитрий Медведев настаивает на существенном расширении программы приватизации.

Президент предлагает сохранить в госсобственности исключительно инфраструктурные компании и бизнес-структуры, связанные с государственной безопасностью. Но так как Дмитрий Медведев не уточнил инфраструктурные направления (нефтепроводное, авиационное, железнодорожное и др.) и границы безопасности (энергетическая, финансовая и др.), под исключения главы государства могут попасть все стратегические компании - от «Транснефти» до «Сбербанка».

Параллельно с массовой распродажей госактивов президент предложил ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств. Данный проект на протяжении нескольких лет лоббировался Алексеем Кудриным, однако до последнего времени против стратегических инициатив главы Минфина выступали практически все федеральные ведомства и вице-премьеры. Согласно предложениям Минфина, правительство четко формулирует политику государства, которая затем укладывается в финансируемые из бюджета государственные долгосрочные целевые программы (ГДЦП). Последние, по замыслу Минфина, должны представлять из себя совокупность ведомственных целевых программ, более узких по направлениям и масштабам, за которыми стоят конкретные результаты - предоставить определенное количество субсидий, оказать расписанный объем услуг, поддержать такой-то слой граждан. Эти конкретные результаты станут формой отчетности, и по ним будет проверяться эффективность проделанной работы и оцениваться необходимость существования ГДЦП в дальнейшем. При этом переход на новые принципы финансирования коснется всех бюджетных организаций, и со временем они будут получать средства не через смету, как было ранее, а через субсидии. При этом полномочия руководителей госучреждений будут расширены. Фактически они должны превратится в топ-менеджеров, чья эффективность работы будет оцениваться при планировании бюджетных расходов. Таким образом, Минфин пытается выстроить озвученную еще несколько лет назад идеологию бюджетирования, нацеленную на результат.

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".