Экономические стратегии
Основным трендом недели стало обсуждение экономической политики на ближайшие три года. Поводом к обсуждению стало традиционное Бюджетное послание президента РФ. С публикации документа начинается подготовка основного финансового документа страны. При этом, основные положения послания позволяют определить общую архитектуру бюджета 2012-2014 годов. В документе ставка будет сделана на сохранение социальных обязательств, рост эффективности госрасходов и масштабную программу приватизации.
Сохранение финансовых обязательств перед отдельными группами населения остается краеугольным камнем бюджетной политики России. В 2011 году правительство существенно увеличило пенсионные выплаты и зарплаты бюджетникам. При этом существенных резервов для роста социальных расходов в бюджете не осталось, и для сохранения достигнутого уровня Минфин и Минздравсоцразвития сделали ставку на рост эффективности госуправления социальными расходами за счет снижения дефицита внебюджетных фондов.
Сбалансировать доходы и расходы последних позволит оптимизация налогового бремени и реформирование их общей структуры. В систему внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования. Перечисленные структуры (за исключением ФОМС) являются основными реципиентами государственных расходов, превысивших к 2013 году четверть всего федерального бюджета. Учитывая, что рост страховых взносов был нивелирован, правительству придется дополнительно изыскать около 300 млрд рублей дополнительных доходов.
Частично компенсировать расходы позволит масштабная программа приватизации, которую правительство приняло в ноябре 2010 года. Причем, Дмитрий Медведев настаивает на существенном расширении программы приватизации.
Президент предлагает сохранить в госсобственности исключительно инфраструктурные компании и бизнес-структуры, связанные с государственной безопасностью. Но так как Дмитрий Медведев не уточнил инфраструктурные направления (нефтепроводное, авиационное, железнодорожное и др.) и границы безопасности (энергетическая, финансовая и др.), под исключения главы государства могут попасть все стратегические компании - от «Транснефти» до «Сбербанка».
Параллельно с массовой распродажей госактивов президент предложил ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств. Данный проект на протяжении нескольких лет лоббировался Алексеем Кудриным, однако до последнего времени против стратегических инициатив главы Минфина выступали практически все федеральные ведомства и вице-премьеры. Согласно предложениям Минфина, правительство четко формулирует политику государства, которая затем укладывается в финансируемые из бюджета государственные долгосрочные целевые программы (ГДЦП). Последние, по замыслу Минфина, должны представлять из себя совокупность ведомственных целевых программ, более узких по направлениям и масштабам, за которыми стоят конкретные результаты - предоставить определенное количество субсидий, оказать расписанный объем услуг, поддержать такой-то слой граждан. Эти конкретные результаты станут формой отчетности, и по ним будет проверяться эффективность проделанной работы и оцениваться необходимость существования ГДЦП в дальнейшем. При этом переход на новые принципы финансирования коснется всех бюджетных организаций, и со временем они будут получать средства не через смету, как было ранее, а через субсидии. При этом полномочия руководителей госучреждений будут расширены. Фактически они должны превратится в топ-менеджеров, чья эффективность работы будет оцениваться при планировании бюджетных расходов. Таким образом, Минфин пытается выстроить озвученную еще несколько лет назад идеологию бюджетирования, нацеленную на результат.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев