Статья
1403 5 января 2010 0:00

Экономика-2009

Факты, пока предварительные, за 2009 год таковы. Падение ВВП составит порядка 9%. Показатели инфляции также приблизятся к 9%, для сравнения – в 2008 году она достигла 13,3%. Промышленное производство в январе-ноябре уже сократилось на 12%. По уровню промышленного производства страна откатилась где-то на уровень 2005 года. Безработица не упадет ниже 8%.
 
Падение экономики было значительным, однако оно не оказалось катастрофическим, как предрекали многие сценарии. Инфляция сократилась, но все еще остается очень высокой для кризисного периода. Кризис не сделал Россию дешевой страной. С другой стороны, никаких поводов для большого оптимизма пока нет. Второй волны кризиса осенью не произошло. Но в последнее время о перспективах «сдутия» вновь образовавшихся пузырей на фондовых и сырьевых рынках не говорит только ленивый.
 
Несмотря на давление президента и правительства, кредитование реального сектора не возобновилось. Банки не хотят рисковать. В банковском секторе нет уверенности в том, что инвестиции сейчас будут приносить прибыль. Гораздо интереснее работать на фондовом рынке и рынке облигаций. И увещевания властей здесь не помогут. К слову, аналогичная ситуация имеет место сейчас в США и Еврозоне. Так, в США экономика пока держится только на государственной помощи, и без нее потребительский и реальный сектор с прибылью пока работать не может.
 
В 2009 году граждане поняли, насколько уязвима экономика России. У власти тоже есть понимание этой уязвимости, но пока нет четкой программы действий, которая позволила бы, по крайней мере, ее минимизировать. Модернизация все еще остается набором идеологических лозунгов и пожеланий. Она до сих пор узко понимается как переориентация российской экономики на производство инноваций, под которыми, в свою очередь, понимают лишь новые технические устройства, «гаджеты».
 
Но инновации, во-первых, не сводятся к новым техническим приспособлениям (инновации – любое новое, которое позволяет получать прибыль, например, новые способы торговли), а во-вторых, инновации изобретают предприниматели. И вот здесь у нас до сих пор провал. По уровню экономической свободы Россия занимала 146 место на начало года, и за прошедший год никаких существенных сдвигов не предвидится. Система государственного регулирования, выдача различных разрешений, справок и лицензий, которая тормозит предпринимательскую деятельность, сама превратилась в непроизводительный источник дохода для огромного количества людей. В ее сохранении заинтересованы десятки тысяч российских граждан. Инновационная экономика им просто не нужна. Она прямо противоречит их интересам. И пока в этом направлении ничего сделано не будет, на модернизации можно будет смело ставить жирную точку.
 
Если оценивать экономическую политику правительства, то одним из самых показательных примеров служит ситуация на авторынке. Здесь произошла настоящая катастрофа, масштабы которой часто недооцениваются. Производство легковых автомобилей за январь-ноябрь упало на 60,4%. Продажи новых автомобилей рухнули более чем на 50%. Это говорит не только о глубине экономического спада (в силу недоступности кредитов, падения доходов и неуверенности в будущем граждане перестали покупать автомобили), но и о неэффективности политики правительства. В западных странах за счет стимулирования спроса удалось поднять продажи автомобилей. В России была выбрана политика субсидирования производителей, собственников, а не потребителей. Правительство подняло пошлины и одновременно создало неудачную программу по стимулированию спроса.
 
Можно объяснить многие действия властей сквозь призму нарушения базовой экономической логики во имя популизма. Так, в стране, где в период экономического бума растет импорт и где многие национальные бренды производятся в Китае, вводить пошлины в период кризиса – значит дестимулировать потребление. Ведение пошлин приводит к росту цен, рост цен в период кризиса, сопровождающийся падением реальных доходов, заставляет граждан сокращать потребление. Объемы торговли сокращаются, как и рабочие места. А сфера торговли в России занимает большую долю в ВВП, чем нефть и газ. В результате, ни одна из целей – ни подъем производства, ни рост потребления – не оказываются достигнутыми. И цифры говорят сами за себя. В 2009 году Россия стала мировым лидером по введению протекционистских мер, уступив только ЕС, то есть экономическому союзу государств.
 
Главной экономической политикой властей в период кризиса стало выделение денег. При этом деньги давали просто так, ничего не требуя взамен. Классическим примером стал «АвтоВАЗ». Компании были выделены первоначально огромные средства, но взамен не было потребовано предоставления даже обычного бизнес-плана, который позволил бы понять, каким образом она собирается развиваться дальше и вернуться к прибыльности. В связи с этим, одна из главных проблем, которая встает на горизонте, – это рост государственных расходов. Дефицит бюджета практически достиг 5% ВВП. Опасность тенденции к росту расходов состоит в том, что они не вернутся обратно, то есть стратегии выхода у правительства не будет и дефицитный бюджет станет головной болью на ближайшие годы. Дефицитный бюджет – это не только рост внешнего долга, но и потеря инвестиционной привлекательности.
 

Другим событием года стало обострение проблемы моногородов. Решать ее жестко – за счет банкротства нерентабельных производств и создание программ по расселению – власти пока не готовы. Поддержание городов-зомби, то есть косметическое решение проблем, остается предпочтительным. А это опять-таки означает отсутствие у властей воли к непопулярным решениям, которые позволили бы провести реформы, а не сохранять статус кво. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".