Статья
1545 6 марта 2017 18:22

Экономия форматов

В контексте мирного процесса в Донбассе предложения по расширению численного состава «нормандской четверки» или по переходу к новому дипломатическому формату урегулирования конфликта выдвигаются с той или иной степень регулярности.

Когда речь идет о преобразовании «четверки», как правило, имеется в виду подключение к переговорам в качестве полноправного участника Вашингтона. В качестве новой площадки допускается реанимация в новом виде «будапештского формата», в который, помимо России, Украины, США и Великобритании, могут войти и другие европейские страны, в том числе соседи Киева в Восточной Европе.

В период работы администрации Обамы российское руководство никогда принципиально не возражало против расширения «нормандского формата» за счет США и трансформации «четверки» в «пятерку». Тогда Соединенные Штаты активно прощупывали почву для своего возможного вхождения в переговоры. Москва предложила Вашингтону сначала согласовать этот вопрос с Берлином и Парижем. Однако последние предпочли сохранить контроль над минским процессом в своих руках, дав понять Белому дому, что хотят и дальше справляться с конфликтом без американцев. В целом Россия относилась к этой идее нейтрально, поскольку Вашингтон, по договоренности с «четверкой», обладал полной информацией обо всех договоренностях и мог подключаться по необходимости, используя возможности челночной дипломатии.

В то же время в Кремле всегда выступали категорически против появления новых участников, не знакомых с деталями минского процесса, как и против создания новых форматов. В этом с Россией были солидарны Германия и Франция. Новым странам потребуется длительное время на ознакомление с накопленным опытом переговоров, что еще больше будет затягивать дипломатический процесс, который и так не может похвастаться большими результатами.

Что касается альтернативных форматов, то они неизбежно девальвируют Минские соглашения, которые «четверка» считает безальтернативными и исчерпывающими с точки зрения полноты параметров урегулирования, а Россия наряду с этим – в наибольшей мере отражающими интересы Донбасса. Умножение площадок также будет работать на торможение переговоров. Как показывает опыт Минска, Киев будет апеллировать к разным форматам для переинтерпретации своих обязательств и, в конечном счете, для того, чтобы не выполнять ни одно из них.

На прошлой неделе идея изменения дипломатического формата вновь появилась в повестке урегулирования конфликта. 1 марта на встрече министров иностранных дел Украины, Польши и Великобритании глава польского МИД Витольд Ващиковский предложил подумать о «расширенном формате переговоров», поскольку «нормандский формат» так и не принес мира в Донбассе. Ранее Ващиковский выступил за присоединение Соединенных Штатов к «нормандскому формату» на том основании, что в прошлом веке ни один конфликт в Европе «не удалось решить без американцев». Украинский президент предпочел дистанцироваться от этой инициативы. Однако 5 марта замглавы Администрации президента Украины Константин Елисеев, который курирует минские договоренности, допустил, что «в ближайшее время будут важные сигналы со стороны Вашингтона о более активном привлечении к процессу имплементации Минских договоренностей».

Интересы Киева в расширении «четверки» за счет США и/или Великобритании легко поддаются экспликации. Украинские власти сохраняют ощущение высокой уязвимости на случай неблагоприятного исхода парламентских выборов в Германии. Киеву нужны гарантии того, что возможное выбывание Ангелы Меркель не приведет к радикальной перемене баланса сил в «нормандском формате» не в пользу Украины. Кроме того, украинской стороне выгодно включение в переговорный процесс новых игроков, которые придерживаются идентичной с ней точки зрения на причины конфликта с Донбассом. В таком случае новые переговорщики усилят давление на Россию и существующие в рамках минского процесса перекосы в пользу украинских властей.

Однако по этим же причинам изменение формата обречено не получить позитивного отклика в Москве. Российские власти заинтересованы лишь в появлении таких переговорщиков, которые будут придерживаться другой точки зрения на события на Украине и в Донбассе. Если же в мирный процесс включатся западные страны, которые полагают, что конфликт в Донбассе является де-факто конфликтом между Киевом и Москвой, это никак не будет содействовать прогрессу в мирном урегулировании. Наоборот, участникам будет еще сложней прийти к компромиссу, а заложенные в «нормандском формате» дисбалансы усилятся. Более того, Россия будет терять интерес к переговорной площадке, на которой позиция международных партнеров будет лишь тем или иным отклонением от украинского видения конфликта.

В этом смысле Кремлю сейчас не имеет смысла поддерживать вхождение в переговоры ни Вашингтона, ни тем более Лондона и Варшавы. Правительство Великобритании занимает открыто проукраинскую позицию. Польское правительство не заявляет о своей твердой приверженности Минским соглашениям. А американская администрация пока не демонстрирует готовности сформировать новый подход к конфликту. С другой стороны, если перспективы того, что линия Белого дома может измениться и администрация Трампа проявит большее стремление слышать позицию России, окажутся реальными, согласие России на переформатирование «четверки» в «пятерку», разумеется, не исключено. До тех пор, пока условий для этого нет, следует признать, что любое изменение формата скорее может привести к разрушению минского процесса, а не сделать его работающим. 

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора
____________

Читайте также:
16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".