Эксперт: Перспектива транспортировки белорусской нефти туманна
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Украины Виктор Янукович заявили, что Белоруссия будет поставлять из Венесуэлы до 10 млн тонн нефти в год и привлечет к этому проекту Украину.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов отметил, что перспектива транспортировки белорусской нефти достаточно туманна.
Дмитрий Абзалов заявил в интервью «Актуальным комментариям»: «Идея создания совместной нефтяной системы Белоруссии и Украины муссировалась давно, её активно проталкивали Ющенко и Лукашенко. Понятно, что в большей степени это было необходимо для того, чтобы использовать новый аргумент в торге с Москвой по вопросу цен на энергоносители».
Эксперт пояснил: «С экономической точки зрения Минск предлагает следующее. Он предлагает продлить газопровод Одесса-Броды, выстроив его в режиме поставки энергоносителей в направлении от моря, от Одессы. Плюс, достроить ветку до белорусской энергосистемы (сейчас там смычки нет) и фактически поставлять энергоносители посредством танкеров. Танкеры – в Одессу, в Одессе – нефтеналивной терминал, в дальнейшем – провод нефти в направлении Белоруссии и там – переработка на НПЗ».
Однако Дмитрий Абзалов отмечает, что «использование танкеров не выгодно экономически. Второй риск проекта заключается в том, что непонятно, за чей счёт будет достраиваться эта перемычка. У Украины денег на такие проекты нет, и не факт, что Белоруссия сможет профинансировать данную инициативу».
Эксперт выделяет еще один важный момент - экономику проекта. По его словам, «с большой долей вероятности, даже при таком раскладе стоимость поставляемой венесуэльской нефти, переработанной в нефтепродукт, окажется больше, чем стоимость российской нефти даже с высокой таможенной пошлиной. Тем более, что стоимость прокачки обязательно будет заложена в стоимость строительства этого перешейка, поэтому очевидно, что это будет крайне негативно сказываться на транзитном тарифе, и он может оказаться достаточно высоким».
«Украина бы с удовольствием загрузила свои НПЗ, поэтому непонятно, зачем их перенаправлять в белорусскую энергетическую систему. Наконец, ключевой момент – Янукович не будет ссориться с Москвой в преддверии различных преференций», - сообщил Дмитрий Абзалов.
Эксперт полагает, что «перспектива транспортировки белорусской нефти достаточно туманна, причём, судя по всему, транспортировка будет осуществляться просто за транзитный тариф. Даже в совместном предприятии эти перспективы не стоят газовых соглашений с Москвой, не стоят инвестиций российской стороны в украинскую экономику, которой сейчас крайне необходимы внешние вливания, и которые Белоруссия обеспечить не сможет.
Дмитрий Абзалов заключил: «если Украина и пойдёт на этот достаточно туманный проект, то только с точки зрения каких-то информационных интересов, то есть поддержки собственной позиции в переговорах с Москвой или лоббирование какого-то решения. Но реально участвовать в таком достаточно капиталоёмком, сложном с технологической точки зрения и не совсем экономически оправданном проекте Киев вряд ли будет».