Эксперты составили рейтинг социологов-практиков
Эксперты Центра политической конъюнктуры составили топ-50 лучших социологов-практиков, занимающихся прикладными исследованиями. По словам авторов доклада, это первый подобный рейтинг, который учитывает сразу несколько показателей: признание внутри профессионального сообщества, популярность эксперта в соцсетях, его востребованность в СМИ, а также исследовательскую активность. «Актуальные комментарии» публикуют сам рейтинг, и основные выводы экспертов ЦПК.
Основные результаты и выводы исследования
1. Низкая вариативность. В топ-50 лучших социологов-практиков попали представители 16 организаций. Для других экспертных сообществ наблюдается большая вариативность. Например, в топ-50 экспертов в сфере цифровой экономики представлено 38 структур, в сфере экологии — 34 структуры. Концентрация кадров в небольшом количестве организаций говорит, с одной стороны, о небольшом количестве ресурсов в сфере (эксперты работают в организациях, которые могут предоставить необходимые ресурсные и зарплатные условия). С другой стороны, свидетельствует о кризисе исследовательского плюрализма (темы, методы, подходы), который мог бы быть выше благодаря большему числу организаций.
2. Централизация. В рейтинге отсутствуют эксперты из регионов (не из Москвы и Санкт-Петербурга), а если раньше эксперт из топ-50 был региональным социологом, то к моменту публикации рейтинга он уже был аффилирован со структурой из Москвы или Санкт-Петербурга. Это говорит о невысоком качестве прикладной социологии в регионах, которая в большей степени ориентирована на теоретические исследования.
3. Непубличность. Наибольшее количество упоминаний в СМИ имеют представители большой тройки (ВЦИОМ, ФОМ, "Левада-центра" (организация признана иностранным агентом)), что является логичным в силу более частой публикации результатов исследований, однако руководители лабораторий, проводящих пусть не такие регулярные, но масштабные исследования, практически не имеют упоминаний в СМИ. Именно поэтому социологи у россиян в первую очередь ассоциируются с полстерами.
4. Асоциальные социологи. Еще одной проблемой является низкая представленность наиболее влиятельных специалистов в соцсетях. Аккаунты имеют 38 из 50 экспертов, однако среднее число подписчиков — 958, что меньше, чем у представителей других экспертных сообществ: 980 — у экологов, 3900 — у экспертов в сфере цифровой экономики. Таким образом, многие социологи-практики известны только внутри профессиональной среды.
5. Жесткая сегрегация внутри сообщества. Традиция разделения на теоретиков и практиков наиболее явно проявилась во время изучения именно сообщества социологов. Эксперты во время опроса часто сами проводили эту границу, что в итоге вынудило нас сконцентрироваться на социологах, занимающихся прикладными исследованиями.