Статья
1131 28 января 2011 11:16

Эксперты высказались о законе об образовании

Около семи тысяч предложений в связи с подготовкой нового закона об образовании поступило на интернет-сайт, где идет общественная дискуссия по данному документу. 
 
Как сказала «Актуальным комментариям» депутат Госдумы, член генерального совета партии «Единая Россия», трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина: «Общественное обсуждение закона об образовании - инициатива профильного комитета. В регионах сейчас проходят конференции, посвященные этому закону, на которых выступают те, кому придется непосредственно работать по этому закону - представители школы и вузов.
 
«Мне бы хотелось сделать акцент на двух аспектах образования, - отметила Роднина, - это семейное образование и дополнительное образование. Это те две сферы, которые менее всего регламентируются новым законом».
 
По ее словам, в новом законе появилось понятие «семейное воспитание», но при этом оно не определенно, не прописаны механизмы контроля за этим процессом. «Раньше семейное воспитание было в первую очередь дошкольным, но сейчас в развитых странах появилось понятие семейного образования детей школьного возраста. В нашем новом законе оно никак не регламентируется. Над этим нужно поработать», - сказала Роднина.
 
Вторая проблема, по ее мнению, заключается в том, что в законопроекте «Об образовании» не предоставляется государственных гарантий дополнительного образования. «Оно даже не упоминается как отдельный вид образования. А это 8000 дополнительных учреждений, огромное количество рабочих мест, но главное, это та сфера, которая непосредственно влияет на формирование гражданской позиции, выбор будущей профессии. Без государственных гарантий все дополнительное образование уйдет в сферу частного образования», - отметила депутат.
 
Говоря об экономическом аспекте этой проблемы, Роднина сообщила, что «содержание ребенка в спортивной школе стоит 13-18 тысяч рублей в год, а в исправительном учреждении - 100-150 тысяч в год». «Дополнительное образование - это способ отвлечь детей от алкоголя и наркотиков, развить их физически», - отметила она. «Сейчас 60% детей в школе имеют отклонения в здоровье, это связано в том числе и с наркотикам, табакокурением и алкоголизмом. Самый быстрый и эффективный ответ на эти угрозы - спорт», - подчеркнула Роднина.
 
По ее словам, стандарты в области физического воспитания 30 лет пишут одни и те же люди. «Этих людей явно уже давно нельзя назвать профессионалами - они не знакомы с современными веяниями. - добавила депутат. - 5% школ в России вообще не имеют спортивных сооружений, только в 2% есть бассейны. Каждый год огромное количество людей гибнут на воде - многие, просто потому, что не умеют держаться на воде. Детей нужно учить держаться на воде, реагировать на экстремальные ситуации - это задача преподавателей ОБЖ. В новом законе об образовании это, к сожалению тоже никак не прописано и нужно над этим поработать».
 
«Образование нужно для того, чтобы у нас растить полноценных физически и психически людей, готовых решать задачи, стоящие и перед ними, и перед обществом в целом», - заключила Ирина Роднина.
 
В свою очередь депутат Госдумы , координатор Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» Ирина Яровая отметила что, «обсуждая любой вопрос,  нужно сначала ознакомиться с источником обсуждения». «Судя по публикациям в СМИ и комментариям, многие просто не читали законопроект об образовании», - сказала она.
 
«Поэтому, свою политическую задачу и политическую ответственность мы видим в том, чтобы донести до общественности достоверную информацию. Без этого не может состояться профессиональный, ответственный экспертный диалог», - подчеркнула Яровая.
 
По ее словам, важно то, что президент предложил сделать обсуждение этого законопроекта всенародным. «Ведь это не отраслевой закон, он общенациональный. Документ закладывает смысл всей государственной, общественной и политической жизни страны», - заметила депутат.
 
«"Единая Россия" и ГПК после появления проекта закона обратились к родителям, педагогам с предложением начать его обсуждение. Как известно, этот документ был разработан экспертным сообществом из Российской академии наук, это их видение. Это не продукт партии, и даже не продукт Минобразования. Мы только предоставили свои площадки для его обсуждения с жителями регионов». - сказала Яровая.
 
«Когда при обсуждении стандартов образования старших классов мы пригласили журналистов, то надеялись, что они владеют предметом. К сожалению, это оказалось не так. Поэтому, хочу сообщить, что и в действующем законе, и в новом проекте есть конкретная норма, исходя из которой следует, что образовательные стандарты разрабатываются по заказу органов исполнительной власти экспертным сообществом, то есть, специалистами, профессионалами, предметниками, учеными. И это их точка зрения. Задача партии — дать высказаться всем и всех услышать. Только тогда можно найти правильный путь решения», - подчеркнула она.
 
«Можно сколько угодно ерничать на тему, нужны ли нам патриоты, - добавила Яровая, - но модернизировать страну невозможно без формирования в обществе соответствующей культуры, культурной среды. Нельзя быть патриотом без знания своей истории, культурных традиций». «Ни одна страна в мире не станет заниматься образованием без воспитания своего гражданина. В нашей системе образования также стоит задача воспитания целостной личности, у которой есть понимание того, что такое национальная культура, мировоззрение, цивилизационная идентичность», - сказала депутат.
 
По ее мнению, сегодня нам нужно «выработать ценностные критерии, ценностные установки, которые будут одинаковы для всех — для СМИ, учреждений культуры, органов власти и гражданского общества». «Преподавание в школе любого предмета с точки зрения ценности, целостности и значимости российской культуры, формирования гражданина, для которого такие установки, как добро, терпимость, созидание, патриотизм, уважение станут жизненно необходимыми — это гораздо сложнее, чем научить, сколько будет дважды два», - считает Яровая.
 
«Проблема, которую мы сегодня обсуждаем - комплексная», - сказал глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций . Сергей Попов.
 
По его словам, «новый законопроект имеет массу плюсов и решает огромное количество проблем, висевших в возрасте». «Сейчас действуют несколько законов, которые регламентируют разные процессы в сфере образования. Ни о какой единой системе образования в стране в такой ситуации не может идти и речи. Поэтому сейчас мы обсуждаем, по сути, образовательный кодекс страны» - подчеркнул Попов.
 
«Создатели этого закона обладают ограниченными ресурсами, поэтому проект закона об образовании имеет определенные недостатки, и сегодня мы их и должны обсудить. В частности это проблема дополнительного образования, которое в случае отсутствия госгарантий, коммерциализируется», - добавил он.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".