Статья
820 26 августа 2010 0:00

Эксперты займутся безопасностью

Вопросам глобальной безопасности будет уделено особое внимание на мировом политическом форуме в Ярославле, где, в частности, обсудят инициативы по новому договору о европейской безопасности.

Как говорится в материалах к форуму, продвижение идей Договора о европейской безопасности, предложенного президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, развитие российской инициативы по формированию в Европе единого, неразделенного пространства безопасности требуют серьезной экспертной работы по конкретизации предполагаемых решений в этой сфере, определению четких юридических рамок уже имеющихся политических обязательств, по осмыслению и преодолению существующих стереотипов.

Для решения стоящих перед европейским континентом реальных общих проблем - от терроризма и организованной преступности до энергетической безопасности и изменения климата - требуется перестроить евроатлантическую политику на коллективных и правовых началах, перешагнуть через конфронтационные подходы прошлой эпохи. Необходимы четкие и действенные механизмы реализации принципа неделимости безопасности, который полностью соответствует духу и букве Устава Организации Объединенных Наций. Принцип неделимости пространства безопасности предполагает принятие сторонами-участниками договора конкретного юридического обязательства, в соответствии с которым ни одно государство или международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран и организаций. Речь идет о региональном пакте, который бы опирался на принципы Устава ООН и внес бы окончательную ясность в значение фактора силы во взаимоотношениях в евроатлантическом сообществе.

Участники межсекционного заседания, посвященного этой теме, обсудят возможности укрепления региональной европейской безопасности, наиболее перспективные пути преодоления существующих проблем. В рамках заседания будет предпринята попытка выработать основные подходы и предложения по продвижению новой архитектуры европейской безопасности, эффективной в реалиях XXI века, учитывающей актуальные вызовы и угрозы, а также общие интересы и приоритеты государств региона.

Последний раз на высоком уровне проблему европейской безопасности поднимали на министерской встрече ОБСЕ в Алма-Ате 17 июля. Как отметил тогда глава МИД РФ Сергей Лавров,  государства-члены ОБСЕ начали осознавать необходимость существенных перемен в европейской политике, «необходимость перемен в том, как мы все используем ОБСЕ, необходимость вернуться к тем целям, ради которых ОБСЕ создавалась», сообщал Интерфакс.

Сергей Лавров напомнил, что основными целями ОБСЕ является сбалансированный подход к европейской безопасности и строительству Европы без разделительных линий. «Мы ощущаем, что эти перемены в умонастроениях, понимание перемен на практике сегодня широко распространены», - отметил министр.

По его словам, «практически все признают, что ОБСЕ встряхнулась после того, как президент Медведев выдвинул инициативу о разработке договора о европейской безопасности».

«Далеко не все согласны с тем, что сейчас предлагает Россия, но все согласны с нашим анализом, который заключается в том, что в сфере военной безопасности далеко не все благополучно», - заявил глава МИД РФ.

Сергей Лавров напомнил, что так называемый процесс Корфу, подразумевающий обсуждение актуальных проблем безопасности, начался в прошлом году при председательстве Греции в ОБСЕ и сейчас продолжается при председательстве Казахстана.

«Он охватывает все то, чем должна заниматься ОБСЕ, включая военно-политическую безопасность, которой за последнее десятилетие уделялось крайне мало внимания», - отметил глава российского МИД.

Мировой политический форум «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» проводится под патронатом президента России Дмитрия Медведева. Форум пройдет 9-10 сентября в Ярославле, который в этом году отмечает 1000-летие.

Предполагается, что это мероприятие станет местом встречи авторитетных политических деятелей, глав государств и министров, представителей бизнес-сообщества, а также деятелей науки, образования и экспертов из многих государств.

Всего в работе форума примут участие около 2,5 тысяч человек.
 

Комментарии экспертов

Проблема безопасности в Европе поднята президентом Дмитрием Медведевым еще в начале лета 2008 года, однако особенно остро вопрос о замене прежнего договора на новый основополагающий документ встал после событий в Южной Осетии. По сути, с новым договором избранный тогда новый президент России и пришел в Европу. 2008 год продемонстрировал, что в новых условиях Россия намерена взять на себя роль международного модератора, пользуясь кризисом американской внешней политики. Основной аргумент российского президента в пользу новой инициативы – неспособность НАТО («первую скрипку» в котором играют США) обеспечить необходимый уровень безопасности в Европе. Именно два года назад российская властная система столкнулась с рядом принципиально новых для себя внешних вызовов стабильности, которые сохранили свою актуальность и в последующем, определив, таким образом, положения внешнеполитической повестки дня «тандема».

Особый акцент в договоре делается на необходимости идентификации потенциальных участников договора не как членов блока, а как самостоятельных геополитических игроков, что призвано кардинальным образом отличать российскую инициативу и от принципов ОБСЕ, и от Устава НАТО. Инициируя процесс сплочения европейских государств на почве укрепления безопасности, Россия претендует на роль международного модератора в новой системе.

Основанием пробуксовки российской инициативы является слабая проработка предметной базы документа. Аргументов «против» со стороны потенциальных бенефициаров нового договора является пересечение положений новой системы безопасности с позициями прежнего договора. Не отказываясь при этом от самой идеи «обновления» коллективной системы безопасности в Европе, европейцы не готовы к пересмотру базовых ее положений. Одной из причин такой инерции является низкая активность российской дипломатии по продвижению договора, что по большому счету оставляет Москву один на один с предложенной инициативой.

У европейцев всё в порядке с безопасностью после разгрома Югославии и разгрома Восточного блока, подчинении его себе и уничтожении инфраструктуры государств Восточного блока. Для Европы не существует никаких внешних угроз, которые были бы реальные. Самая большая угроза для Европы, как ни парадоксально, - это США.

Я лично воспринимаю концепцию европейской безопасности, предложенную Россией, как давнее воплощение мечты, существовавшей ещё со времён Петра и Елизаветы, о большом континентальном союзе: огромная Россия плюс Западная Европа, противостоящая когда-то британскому, а потом британо-англосаксонскому глобалистскому миру. Такие попытки в истории осуществлялись неоднократно.

Я считаю, что сейчас это по-прежнему актуально, потому что единственной силой, заинтересованной в дестабилизации европейского пространства, являются США. Единственной страной в мире, которая не хотела бы, чтобы Европа поднялась и стала по-настоящему могучим субъектом в мировой политике, являются США, которые не пускают европейские страны на Ближний Восток, отсекают европейские страны от зон нефти и газа, пытаются создать полосы нестабильности на транзите энергоносителей из России в Европу (Украина, Грузия, Белоруссия и т.д.).

Поэтому предложения Медведева абсолютно актуальны, своевременны и направлены против американской концепции глобализма. Другое дело, что в Европе тоже не такие сидящие на скамейке и ждущие, когда их позовут, ребята. Там есть очень мощное проамериканское, проатлантистское лобби, которое видит Россию только как ресурсный придаток и как пространство для геополитических игр, которое создано американцами за годы оккупации Европы.

Собственно, в Европе есть и другие силы, которые являются подлинно европейскими силами. Эти силы сейчас поднимаются, и они понимают, что американский диктат, американская оккупация Европы не является тем, что лежит в интересах европейцев и России. Как ни странно, национальные европейские силы выступают сегодня за союз с Россией, за исправление вековых ошибок и за то, чтобы видеть нормальную Россию как партнёра европейцев (но не ЕС, потому что это совершенно разные вещи).

Могу привести в пример австрийскую Партию Свободы Ханса-Кристиана Штрахе,  которая набирает популярность в Австрии не по дням, а по часам. Сейчас ее лидер  борется за пост мэра Вены. Это была единственная европейская партия, которая поддержала Россию в дни войны в Осетии. Тогда она насчитывала в парламенте около 5%. Очевидно, правильная позиция сотрудничества с Россией привела и к росту популярности этой партии. Сегодня она в парламенте контролирует больше 25% парламента, почти четверть. Это существенный момент.

Я уверен, что если российские правящие элиты будут договариваться с проамериканскими либералами в Европе, то это не только не приведёт к укреплению общеевропейской безопасности, но и будет поводом, фактором и угрозой для возникновения новых конфликтов по линии Европа-Россия, чего нам хочется избежать любым способом.
 

28 января 2022 Новости
Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы
 Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы Россия не хочет обострения отношений и войны с США, однако Москва не позволит игнорировать интересы нашей страны. Об этом заявил Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и радио «Комсомольская правда». По словам министра иностранных дел, переговоры по гарантиям безопасности еще не завершены, поскольку РФ получила ответ несколько дней назад.
7 сентября 2021 Колонки
Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках
 Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках Берлин обвинил Россию в причастности к кибератакам и серии попыток получить личные данные немецких законодателей. Об этом сообщил телеканал Deutsche Welle.
27 января 2021 Новости  Оттепель или обострение конфликта: американские СМИ о продлении СНВ-3 Россия и США по итогам телефонного разговора президентов Владимира Путина и Джо Байдена приняли решение о продлении Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3).
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".