Статья
1375 17 сентября 2009 0:03

Экстренное заседание ЕС

В Брюсселе, в преддверии саммита G20, состоялось экстренное заседание ЕС по вопросу экономической ситуации в мире. Премьер-министра Швеции Фредрик Рейнфельд в своем заявлении обозначил основные вопросы, которые будут вынесены на обсуждение на саммите "большой двадцатки". По его словам, лидеры "двадцатки" обсудят большое количество вопросов, в том числе экономическую ситуацию в мире, бонусы в банковской сфере, меры по контролю за финансовыми рынками.

"Главам ЕС необходимо обсудить все эти вопросы и предложения еще до проведения саммита G20, чтобы на самой встрече в Питтсбурге ЕС смог иметь единую и четкую позицию (по этим вопросам) и сообща принимать решения. В той ситуации, которая сложилась на данный момент в мире, необходима сплоченность", - заявил Рейнфельд.

Саммит "большой двадцатки" (G20) в американском Питтсбурге пройдет 24-25 сентября. Основные задачи саммита - продолжение сотрудничества, многосторонние соглашения и выход на новый уровень управления глобальной экономикой.

Помощник президента РФ Аркадий Дворкович в преддверии встречи лидеров G20 изложил российский взгляд на некоторые вопросы повестки дня. По его словам, сейчас не время инициировать новые идеи и кардинально "переформатировать" мировую финансовую систему - гораздо важнее сосредоточиться на выполнении уже согласованных антикризисных мер. При этом сам саммит он назвал мероприятием, которое проводится для того, чтобы "не дать никому расслабиться и сказать, что стабилизация наступила и можно какие-то решения не выполнять".

Помощник президента считает, что необходимо продолжить реализацию антикризисных мер в полном объеме, это позволит избежать второй волны кризиса. "Исходя из оценки ситуации, что достигнута некоторая стабилизация, но она достигнута именно на основе стимулирующих мер, нужно продолжать эти меры в полном объеме", - сказал он на пресс-конференции в Москве, добавив, что это касается всех стран, в том числе и России. "Мы будем продолжать антикризисные меры в полном объеме в ближайшие месяцы, и, я думаю, и в будущем году", - отметил помощник президента. "Мы рассчитываем, что эти меры позволят избежать второй волны кризиса", - подчеркнул он.

А.Дворкович отметил, что саммит G20 "является критическим моментом для того, чтобы не дать никому расслабиться, успокоиться и сказать, что стабилизация наступила и можно какие-то решения не выполнять". "Мы будем настаивать на том, чтобы в полной мере выполнялись решения и обязательства, принятые на предыдущих саммитах", - подчеркнул он.

Он считает, что, возможно, сейчас не время формировать новый список обязательств, но по ряду вопросов идеи РФ будут конкретизированы. Это касается реформы международных финансовых институтов, установления новых правил игры на энергетических рынках и новой структуры мировой валютной системы.

Характеризуя в целом эффективность антикризисных мер, принятых по результатам решений G20, А.Дворкович сказал, что они были достаточно эффективными. "Именно синхронные действия правительств и ЦБ отдельных стран позволили стабилизировать ситуацию летом этого года", - уверен он. В то же время, по его словам, никто не говорит, что это устойчивый рост, пока для всех очевидно, что успокаиваться рано.

А.Дворкович отметил, что достаточно быстро были увеличены ресурсы кредитных организаций. По его мнению, было важно показать рынку, что ресурсы есть и при необходимости они могут быть предоставлены. "В этом смысле действия были достаточно эффективны", - считает А.Дворкович.

Кроме того, он полагает, что если бы не обязательства, принятые странами "двадцатки", то торговых барьеров в настоящее время в мире было бы гораздо больше. Он считает, что страны не в полной мере воздержались от введения торговых и инвестиционных барьеров за последний год, однако наиболее негативного развития событий удалось избежать.

А.Дворкович отметил, что Россия готова снижать уровень защиты внутреннего рынка, но только на взаимной основе, понимая, что будут делать другие страны со своими барьерами.

Что касается повестки дня, то она довольно традиционна: антикризисные меры в экономике и реформирование мировых финансов. По словам А.Дворковича, лидеры стран "группы двадцати" могут обсудить тему реформирования мировой валютной системы, в частности, развития системы резервных валют. "С нашей точки зрения, должно быть несколько резервных валют, включая доллар США, евро и некоторые другие валюты", - сказал он.

По его словам, постепенно может повыситься роль в качестве резервных валют британского фунта, иены, швейцарского франка. "Мы говорим о развитии системы резервных валют, а не о замене доллара США на другую резервную валюту, я думаю, что этот разговор иррационален", - сказал А.Дворкович.

По словам помощника президента, есть вопрос о роли специальных прав заимствований (SDR) Международного валютного фонда (МВФ) в качестве такого резервного механизма. "Я думаю, он будет обсуждаться, но не как замена доллара в качестве мировой резервной валюты", - отметил А.Дворкович.

Он также подчеркнул, что никто не собирается предлагать, по крайней мере в ближайшее время, выпуск в наличной форме SDR и обращение их по аналогии с долларом, евро или рублем. "Может быть, это невозможно и в перспективе", - сказал помощник президента.

А.Дворкович отметил, что за последнее время было много дискуссий по вопросу формирования более стабильной мировой валютной системы. "Мы уже более детально понимаем, каким образом будет меняться структура валютной системы", - заметил он. По его словам, это позволит уже более предметно обсуждать тему мировой валютной системы на саммите G20. Кроме того, в эту работу достаточно активно включился МВФ, добавил А.Дворкович.

А.Дворкович вновь подчеркнул, что ни одну валюту в мире нельзя назначить резервной. Чтобы валюта стала таковой, необходимо делать ее привлекательной и комфортной для использования в торговых расчетах, для выпуска долговых инструментов, а также для оказания помощи другим странам и в других случаях. "Думаю, что постепенно ряд валют будет приобретать такие характеристики", - отметил он.

В частности, по его словам, это касается валюты Китая, но главный вопрос для юаня - это постепенный переход к конвертируемости.

Помощник президента считает, что определенный потенциал есть и у рубля, этот потенциал связан с интегрированностью российской экономики в экономические связи с Европой, "с нашими соседями, а также с нашей ролью на энергетическом рынке". "Эта роль может трансформироваться в роль рубля в мировой валютной системе", - считает А.Дворкович.

По его словам, возможен частичный переход на расчеты в национальной валюте во взаимной торговле, это обсуждается и с Китаем, и с другими соседями РФ. "Возможно формирование взаимных антикризисных механизмов, в том числе антикризисного фонда не только в долларах, но и в рублях", - отметил помощник президента.

Одной из тем саммита станет вопрос о бонусах в финансовом секторе. По словам А.Дворковича, лидеры G20 на саммите не будут устанавливать конкретных цифр, ограничивающих размер бонусов для банковских менеджеров. "Какого-то рода решение на тему бонусов будет, но, конечно, цифр никаких не будет", - сказал он на пресс-конференции в четверг в Москве.

По его словам, лидеры не будут принимать решение о том, какие проценты можно устанавливать для выплаты бонусов, а какие - нельзя. "Это не дело лидеров - устанавливать бонусы в процентом отношении для банковских менеджеров", - подчеркнул он.

А.Дворкович отметил, что нецелесообразно устанавливать конкретные ограничения по бонусам на наднациональном уровне. По его словам, в итоговых документах саммита будут отражены общие принципы, связанные с выплатой бонусов. "Мы считаем, что должны быть общие принципы политики регуляторов по отношению к системе компенсаций банковским менеджерам", - сказал А.Дворкович. Он отметил, что речь идет не только о бонусах, но в целом об общей системе компенсаций, включающей выплату зарплаты. "Но установление конкретных правил игры - это дело, как нам кажется, национальных регуляторов. Не должно быть какого-то универсального размера вознаграждения, который устанавливается на наднациональном уровне. Это прерогатива властей каждой страны", - подчеркнул помощник президента.

Самое главное, по его словам, чтобы страны "двадцатки" показали "ясный пример" в этом отношении. Он напомнил, что после того, как в Лондоне было сделано политическое заявление о необходимости ограничения бонусов в кризисный период, особенно в тех организациях, которые получают господдержку, в России начали это делать. "У нас во многих компаниях советы директоров отказали менеджерам в выплате бонусов, в некоторых компаниях размеры бонусов были снижены. Мы будем продолжать вести себя именно таким образом", - заверил А.Дворкович, отметив, что общие правила игры будут вырабатываться постепенно. По его словам, именно такой подход Россия, скорее всего, предложит в Питтсбурге. "Конкретно мы будем обсуждать это с президентом в ближайшие дни при подготовке к саммиту", - добавил он.

Формат "двадцатки" удобен для обсуждения вопросов развития мировой экономики, и у него есть хорошие перспективы, считает помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

"Мы считаем, что у "двадцатки" есть хорошие перспективы, считаем этот формат удобным для обсуждения вопросов, связанных с развитием мировой экономики и мировой финансовой системы, с учетом роли этих стран и в экономике, и в финансовой системе. Думаю, что в следующем году у нас будет, как минимум, один саммит "двадцатки", и этот институт будет развиваться", - заявил он.

По его словам, "сегодня есть место и для "восьмерки", и для "двадцатки". "Скорее всего, в следующем году будут саммиты и "восьмерки", и "двадцатки", - добавил он.

А.Дворкович согласился с тем, что темы, обсуждаемые на этих саммитах, не должны дублироваться. "Согласен, что лучше не повторяться. Думаю, что лидеры в ходе двусторонних встреч, в том числе, будут это обсуждать", - сказал помощник президента.

По словам А.Дворковича, формат "двадцатки" не позволяет обсуждать вопросы так же подробно и конкретно, как в рамках "восьмерки", однако с учетом работы министров этот формат тоже достаточно продуктивен.

"Если учесть, что за кулисами саммитов работают министры финансов, торговли, энергетики, шерпы, председатели центральных банков и обсуждают конкретные вопросы и находят конкретные решения, и лидеры эти решения одобряют, то такая разветвленная структура вполне может быть эффективной. Лидеры в этом случае собираются, чтобы сделать какие-то акценты, расставить точки над "и" и сверить часы. Думаю, что в этом случае формат "двадцатки" вполне разумен", - отметил он.

В то же время А.Дворкович сказал, что "двадцатка" не может принять общие правила игры для всех, поскольку это является прерогативой ООН. "Роль ООН безусловна, мы ее поддерживаем, потому что она является наиболее репрезентативным форумом. Окончательное решение в отношении правил игры для всех могут приниматься только на таком представительном форуме. "Двадцатка" в этом смысле может лишь предлагать свои инициативы, говорить о том, что будут делать сами страны "группы двадцати", - сказал А.Дворкович.

Комментарии экспертов

Проблема бонусов уже ставилась на прошлом саммите G20, где она весной этого года фактически была зафиксирована. Сейчас разговор идёт о том, будет или не будет эта тема как-то усилена. В общем-то, видно, что основное давление с целью, чтобы эта тема была в центре внимания, сейчас оказывают европейцы. Прежде всего, Германия и Франция. 

Ещё раз говорю, весной этот вопрос рассматривался, но тогда данная проблема была сформулирована в общем виде, в рекомендательном плане, что необходимо обратить внимание на эту тему, чтобы прежде всего представители финансового сектора ощутили свою ответственность. 

Сейчас речь идёт о том, будет ли G20 формулировать какие-то более чёткие и конкретные рекомендации для стран, как именно нужно проводить эту  политику, в какой степени ограничивать, в какой степени это будет конкретно и в какой степени эти конкретные рекомендации будут определёнными.

Наверное, этот вопрос на нынешнем саммите «двадцатки» будет одним из ключевых. Хотя, конечно, всё равно основной темой «двадцатки» остаётся так называемая ситуация со стратегиями выхода из кризиса, вопрос о том, как различные страны будут уже выходить из кризиса. Мы достигли или почти достигли дна. Другое дело, что на нём можно достаточно долго плавать. 

С точки зрения мировой экономики, ключевой вопрос сейчас – что делать со стратегиями выхода. Что делать с тем, что в рамках антикризисных мер все экономики накачали деньгами? И к чему это может привести дальше с точки зрения мировой финансовой системы, инфляции, восстановления экономики и того, как это влияет на рынки, в том числе сырьевые и фондовые?

Тема бонусов тоже будет довольно важной. Здесь есть позиция европейцев, которая более жестка по сравнению с мягкой позицией англосаксов. Для нашей страны это тоже, в определённом смысле, важная тема. Мы видели, что действительно после весенней «двадцатки» эта тема возникла в нашем внутриполитическом процессе. Я думаю, что для нас тема бонусов – это отправная точка для того, чтобы обсуждать более широкий круг проблем. 

Этот круг заключает в себя проблемы очень высокого уровня социальной дифференциации в обществе. Проблема очень высокого уровня дифференциации зарплат и доходов внутри корпораций. Это также и проблема оффшорного бизнеса, то есть того, как в значительной степени работает российский бизнес. Проблема налогообложения дивидендов, что не менее существенно с учётом того, по какой модели работает бизнес. В конечном счёте, это проблема и налогов на труд, что для нас может быть самой большой опасностью.

Конечно, в России тема бонусов тоже очень важна, но вокруг этого есть очень широкий контекст проблематики социальной справедливости и модели социальной политики, в том числе и государства. Не только социальной ответственности бизнеса, но и модели экономической и социальной политики государства.

Мировая экономика сейчас не может существовать без серьёзной государственной поддержки. Но позитив заключается в том, что эта государственная поддержка, оказанная в масштабах, которые ещё недавно казались совершенно невообразимыми, в действительности к серьёзным негативным последствиям не привела. Мы не видим инфляции, мы не видим резких колебаний валютных курсов. То есть, по сути дела мы наблюдаем ситуацию, в которой всех всё устраивает.

И даже в американском случае никаких дестабилизаций нет. Доллар снижается вполне умеренно, торговый дефицит сокращается (я имею в виду, если смотреть на этот год к прошлому, а не последний месяц отдельно), и в общем и целом ситуация в мировой экономике - неплохая.

Проблема заключается в том, что многие опасаются, что если государственное финансирование будет ослаблено, то снова начнётся резкий спад. Это, конечно, так, потому что экономика слабая с точки зрения общеисторических сравнений. Но я думаю, что государственная помощь не будет свёрнута ни в этом году, ни в первой половине следующего, и это позволит экономике расти. Единственная опасность или неожиданность может состоять в коррекции на фондовом рынке, рынке активов. В целом производственный цикл начинает улучшаться. Я думаю, что резкого скачка ВВП вниз нигде не будет.

По поводу замечаний о том, что экономика выходит из рецессии, но это не означает выхода из кризиса - я считаю, что в этом нет никого противоречия. Действительно, говорить о выходе из кризиса пока рано.

Что касается собственно России, то нам надо будет посмотреть на ситуацию осени. У нас достаточно большое количество людей были предупреждены об увольнениях, которые последуют или последовали в конце лета и в сентябре. Мы должны посмотреть, каким образом это будет воздействовать на социальную ситуацию и на общее потребление.

Кроме того, достаточно большое количество предприятий в настоящее время уже не имеют товарных запасов. Это тоже будет влиять на ситуацию. Большое число банков сейчас уже оказываются и будут оказываться дальше с наличием непрофильных активов, которые получены в связи с невыплатой кредитов. Каким образом они будут управлять новыми непрофильными активами, совершенно непонятно.

Поэтому я думаю, что мы сможем действительно говорить о том, что происходит с кризисом, хоть сколько-нибудь объективно и на основании реальных данных приблизительно в конце ноября. Можно будет уже давать серьёзные и ответственные оценки в районе 25 ноября.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".