Комментарий
1834 14 ноября 2011 10:38

«Елена» без решения

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Демонстрация «Елены» Андрея Звягинцева по «России» в прайм-тайм на праздники – штука, что ни говори, символическая. Отечественный артхаус в широкие народные массы, да с такой настойчивостью, еще не проталкивали. «Закрытый показ» на Первом идет все-таки в куда более позднее время и обставлен столь бессмысленной болтовней Александра Гордона с приглашенными горе-экспертами, что нормальный человек у телевизора успевает уснуть в кресле еще до начала самого «показа».

«Елена», впрочем, не просто артхаус, но премированный  и на дальнейшие премии нацеленный артхаус. А Звягинцев суперпремированный режиссер артхауса. Поэтому присутствовал в этом «праздничном сеансе» для всех и каждого (притом, что фильм только-только вышел в прокат) и оттенок национальной гордости, а то и – бери выше – гордости интернациональной! Тем более что сама «Россия» приложила руку к реализации этого – поначалу и впрямь международного – проекта.

Многое в фильме «Елена» с его достоинствами и недостатками объясняется генезисом этой картины, некоторые детали которого уже успели просочиться в печать. И прежде всего тот факт, что фильм поначалу предполагали снять на английском языке с англо-американскими актерами и действие его должно было разворачиваться на каком-то условном Западе (как и в двух предыдущих картинах режиссера). Однако не срослось – и «Елену» перевели, что называется, на язык родных осин (а заодно и перевезли под их сень – в Москву).

Подобные операции редко обходятся без осложнений, ведь то, что русскому хорошо, немцу - смерть (и, не исключено, наоборот). И дело даже не в том, что семидесятилетний  богатей, регулярно жрущий «Виагру» для того, чтобы совокупляться с шестидесятилетней супругой, - фигура, в русской жизни, что ни говори, экзотическая, а то и немыслимая. Не стыдно быть дедушкой, стыдно спать с бабушкой. «Виагру» принимают для девочек из сауны, а с бабушкой ограничивают себя водочкой.

А скорее уж в том, что в России законную супругу никакими силами наследства не лишишь (как, впрочем, и единственную дочь), а значит, у Елены пропадает едва ли не единственный мотив для убийства. Деньги нужны ей сейчас?  Возьми, что называется, ссуду в банке – кто ей, с ее пропиской в миллионерском районе, откажет? Ей нужно всё и сразу? Но и это неправда; мужа она любит (вот только не так сильно, как сына и внуков); отмазать призывника от армии стоит три тысячи долларов, ну, максимум, пять. О чем речь?

Фильм «Елена» задуман и снят, разумеется, на трех уровнях: как зрелище (и не в последнюю очередь «звучалище»), как притча и как, якобы, бытовая история. Однако при такой конструкции бытовая история должна быть выстроена безукоризненно – иначе рассыпается и притча. Что, на мой взгляд, и происходит в фильме. Не укорененные в московскую почву, недостоверные персонажи (пусть и прекрасно сыгранные) не дают притче принять сколько-нибудь отчетливые очертания. О такой мелочи, как авторская позиция, и говорить не будем – она так и остается за скобками.

О чем «Елена»? О справедливости или несправедливости социал-дарвинизма? О слепой родительской любви? О самоубийственной старческой жадности? Или, может быть, о недопустимо большом разрыве между богатыми и бедными? Или еще о чем-то в таком вкусе? Задаваться всеми этими вопросами бессмысленно: условия математической задачи «Елена» (то есть бытовая история, рассказанная в фильме) сформулированы так, что решить ее невозможно в принципе.

Оно, конечно, очень стильно получается без решения. Очень артхаусно. Очень по-скандинавски. Да картина ведь и впрямь очень красива, изящна и смотрится без малейшего напряжения… Без напряжения, хотя, правда, и без волнения. И не верю я тем сетевым кумушкам, которые раздражены, разъярены, взбешены «откровенностью» картины. Которым кажется, будто взяли их за седую косу да и ткнули носом в чужую замочную скважину.

Потому что это не замочная скважина, а глазок калейдоскопа: там очень красиво, но это не осмысленная картинка (непристойная или нет), а всего-навсего арабеска. Любуйтесь узорами, любуйтесь актерами, слушайте прелестную музыку, - но, ради бога, не ищите в показанном вам праздничным вечером по «России» ни малейшего смысла – ни прямого, ни переносного, ни бытового, ни символического.

Да вы ведь и не ищете, правда?

Виктор ТОПОРОВ

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".