Комментарий
1828 19 октября 2010 12:54

Эскапизм 1.0

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

Реклама и медиа уходят от больших форматов: чтобы достать потребителя, сгодится теперь уже не только интернет как таковой, но и твиттер, и смс, и «ЖЖ». И все это «мгновенное» и «оперативное», доставляющее потребителю информацию прямо в уши – ужасно раздражает. Прогресс - вообще не слишком приятная история: тебе все время что-то доставляют, не спрашивая, сильно ли тебе это нужно. Но гораздо менее приятна его необратимость: ты, маленький человек, всегда знаешь, что никуда в итоге не денешься – ни от книгопечатного станка, ни от фабрики, ни от самолета, ни от очередных «одноклассников».

Тема приватности личного пространства в случае с торжеством BTL, о котором лучше всех написал Юний Давыдов, смыкается в этом контексте с сюжетом о том, что никаких работающих фильтров информации пока не придумано. Нельзя отгородиться от рекламы и информационного мусора, не уехав в лес: на подобные передвижения не у всякого жителя мегаполиса хватит смелости.

Все «большие форматы», очевидно, себя изживают. Закрывается «Русский Newsweek». Бумажные еженедельники, в целом, переживают не самые лучшие времена.Но и в Сети, где авторов если не больше, то столько же, сколько и читателей, большие тексты – давно уже «неформат». Нужно быстро, коротко и, желательно, с фотографией (пусть даже простого червяка, впрочем, и котики годятся). И обязательно нужно настроить rss-ленту и одновременно транслировать все в фейсбук, «жж» и твиттер (я не представляю, как это, но есть умельцы, они знают).

Единственной формой противостояния этому безумству должна стать – вопреки всякой логике – попытка элитарного эскапизма. То есть рано или поздно появится новый тип медиа - намеренно не-интернетные массовые журналы с текстами ни о чем, вообще никак не привязанными к текущей «повестке». В разное время эту нишу пытались занять издания, главной ошибкой которых был сознательный упор на элитарность – интеллектуальную, имущественную, любую другую.

Как совместить элитарность и массовость, не смог придумать никто: массовые издания вызывающе плохи ровно в той же степени, в какой омерзительны элитарные. Просто первые заигрывают с читателем кроссвордом и смс-рассылкой, а вторые – нарочитым высокомерием тусовки.

Общественно-политическое издание нового типа должно в этом смысле просто ориентироваться на успешные нишевые продукты «больших жанров». Сгодится все – от пока еще не впавших в беспросветную кому «толстых журналов» до очень успешного Geo. В эру твиттера, когда обгонять миллион блоггеров во главе с президентом просто бессмысленно, единственное, что имеет хоть какой-то смысл, – вообще отказаться от этой гонки и делать исключительно простой продукт для тех, кто «устал». Устал даже не от чего-то конкретного, а просто – устал. Ну, мол, сколько же можно читать до и после обеда советский твиттер.

Подозреваю, что вот именно под этим соусом можно будет продать и политику, от которой все устали еще десять лет назад.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".