Статья
1939 1 июня 2017 7:47

Есть ли у Макрона шанс?

В сухом остатке встречи Путина и Макрона в Версале по украинской теме осталась лишь договоренность провести саммит «нормандской четверки» в ближайшее время. При оптимальном развитии событий, сидя за одним столом, лидеры России, Германии, Франции и Украины попробуют урегулировать имеющиеся разногласия и перезапустить процесс выполнения Минских соглашений.

По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, новый президент Франции хочет активизировать переговоры в «нормандском формате». Желание Макрона объяснимо. Как любой амбициозный лидер, только что приступивший к исполнению своих обязанностей, он основывает свой энтузиазм на том, что сам факт обновления команды резко увеличивает шансы на прорыв в решении вопросов, в которых его предшественники зашли в глубокий тупик. Справедливости ради, такие ожидания далеко не всегда оказываются безосновательными. Тем более что Макрона нельзя назвать лидером идеологического типа: он с удовольствием подчеркивает свой прагматизм и незацикленность на доставшихся по наследству подходах. 

Однако на поверхности лежит и другое объяснение. Незадолго до визита Путина во Францию в американских СМИ появились сообщения о том, что Соединенные Штаты также планируют отказаться от роли наблюдателя и приложить усилия для решения конфликта в Донбассе. Таким образом Вашингтон хочет устранить препятствия для сотрудничества с Россией по другим вопросам, в том числе по Сирии и Северной Корее. В случае назначения Вашингтоном специального посланника будет восстановлен дипломатический канал переговоров с Кремлем по выполнению Минских соглашений. Согласно доступной информации, в отличие от администрации Обамы, администрация Трампа связывает с этим треком большие надежды, а новый переговорщик может получить адекватные своим задачам полномочия.

Как известно, европейцы долго сопротивлялись повышению роли Вашингтона в переговорах, например, до статуса полноправного участника «нормандского формата». Не исключено, что опасения европейцев в связи с тем, что инициатива в украинском направлении может перейти к двусторонним переговорам между Москвой и Вашингтоном, сейчас усилились. При этом Макрону, как и Меркель, по-прежнему не нужно вхождение США в мирный процесс – во всяком случае, до тех пор, пока в Белом дом сидит до сих пор мало предсказуемый Дональд Трамп. Напротив, саммит «четверки» необходим Парижу, чтобы подчеркнуть, что судьба конфликта будет решена в «нормандском формате» и объявить о рестарте мирного процесса на понятных ему условиях, которые подтвердят своим присутствием Украина и Россия.

В нынешних обстоятельствах эта стратегия имеет «двойное назначение»: не только сохранить за европейцами определение вопросов безопасности на континенте, но и не дать российско-американским отношениям зайти настолько далеко, чтобы франко-германский альянс не мог оказывать на них влияние. 

В результате, активизируя дипломатические усилия без участия США, Париж и Берлин делают серьезную заявку на сохранение за собой первого и последнего слова в решении украинского кризиса и сохраняют пусть и нетвердые, но все же гарантии того, что Вашингтон не попробует сделать на постсоветском пространстве все исключительно в своих интересах.

Как кажется, шансы Макрона быстро не завести мирный процесс в очередной тупик в первую очередь зависят от того, какие аргументы он найдет для удержания России за столом переговоров. Попытки надавить на российские власти угрозой введения новых ограничительных мер накануне перехода Кремля в фазу президентской кампании таят в себе множество опасностей. Москва может ответить игрой на обострение и легко использовать ее в своих внутриполитических целях.

Кроме того, следует делать скидку на то, что Макрон будет новым человеком в минском процессе. Вероятно, что первые предложения французского лидера окажутся лишь едва забытыми старыми инициативами. Тогда дипломатия сделает своеобразный виток назад – к спорам об очередности условий реализации самых первых пунктов мирных договоренностей, что также не вызовет большого понимания у российского руководства.

Новой команде в Париже важно понимать, что мирный процесс в Донбассе не получится начать с чистого листа. За более чем два года переговоров в рамках Минска-2 участники накопили внушительный багаж договоренностей и решений, которые невозможно просто так перечеркнуть. Это и формирование единой «дорожной карты» по имплементации минского Комплекса мер, и параллельность шагов в сфере безопасности и в политической части, и предоставление особого статуса на основании формулы Штайнмаейра, и выполнение рамочного решения о разведении сил и средств. Придется в экстренном порядке прийти к согласию относительно закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», срок действия которого истекает в этом году.

На саммите «четверки» Путин поднимет эти вопросы перед участниками. Макрон фактически будет ограничен рамками двух возможных ответов. Либо придерживаться линии своего предшественника и продолжать искать баланс между позициями России и Украины (напомним, движение по этому направлению завело переговоры в тупик). Либо искать пути для сближения франко-германского видения имплементации Минских соглашений с позицией России, то есть демонстрировать готовность принуждать Киев к компромиссу и к выполнению предыдущих решений «нормандской четверки».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".