Статья
962 12 мая 2010 12:24

Эстонию могут принять в еврозону

Еврокомиссия и Европейский центральный банк сегодня должны предоставить рекомендации о вхождении Эстонии в еврозону. Если этот сценарий будет реализован, то Эстония сможет стать 17-й страной еврозоны уже в январе 2011 года, пишет Financial Times.

В марте 2009 года Еврокомиссия дала позитивную оценку экономической программе Эстонии на ближайшие годы. Европейские власти признали, что в 2009 году страна реализовала существенные меры по консолидации бюджета, что помогло сбалансировать экономику страны, пишет деловая газета «Взгляд».

Готовность государства перейти на евро определяется по соответствию показателей экономики страны Маастрихтскому договору и Пакту о стабильности и росте. По Маастрихтским критериям госдолг страны-кандидата не должен превышать 60%, а у Эстонии он составляет всего 7,2% по итогам 2009 года.

«Благодаря тому, что мы поддерживаем свои финансы в порядке и произвели структурные реформы, мы готовы присоединиться к еврозоне в начале будущего года. Критерии по инфляции Эстония выполнила уже в прошлом году, долг правительственного сектора у нас один из самых низких в Евросоюзе и составляет 7,2% от ВВП. Дефицит бюджета у нас также один из самых низких в ЕС – всего 1,7% от ВВП», – заявил премьер-министр Эстонии Андрус Ансип.

Ранее Эстония неоднократно заявляла, что готова ввести в обращение общеевропейскую валюту с января 2007 года. Однако показатели инфляции в стране значительно превышали Маастрихтские критерии. Эти же показатели могут помешать и сейчас, так как в апреле индекс потребительских цен в Эстонии подскочил на 2,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Позитивно могут сыграть накопленные до кризиса Эстонией резервы. Так, по данным минфина, сейчас в стабилизационном резерве находятся 4,7 млрд крон (более 300 млн евро).

Кроме того, во время кризиса страна провела структурные реформы, что дало ей возможность уменьшить дефицит правительственного сектора бюджета страны в 2009 году до 3,7 млрд крон (237 млн евро), или 1,7% от ВВП, что свидетельствует об уверенном выполнении Маастрихтских критериев. Согласно этим критериям, для перехода на евро необходимый уровень бюджетного дефицита должен быть менее 3% от ВВП.

Комментарии экспертов

Процесс вхождения в еврозону носит целый ряд минусов и рисков, которые стали очевидны на фоне экономического кризиса. Прежде всего есть риски для самой еврозоны. Понятно, что проблемы, которые испытывают Прибалтийские страны, страны Восточной Европы могут отразиться на единой Европе в целом.

Дело в том, что если для спасения Греции было выделено значительное финансирование, то аналогичное финансирование могут потребовать и другие члены еврозоны. Наибольшие проблемы здесь будут прежде всего у стран Прибалтики и Восточной Европы, которые испытали наиболее серьёзное экономическое падение. И если Греция худо-бедно имеет какую-то экономику, то кризисные явления в отраслях стран Восточной Европы и Прибалтики достаточно серьёзные.

Поэтому в этом случае локомотивы евроинтеграции и развития зоны евро в лице Германии и Франции несколько раз подумают, прежде чем оказывать финансовую поддержку другим странам, входящим в еврозону. Поэтому здесь есть прежде всего внутренний риск.

Кроме того, вопрос, насколько Эстония сама готова для вступления и насколько подготовлена экономика, особенно на фоне кризиса. Это вопрос открытый, и здесь для самой Эстонии есть риски. Как показывает практика, вхождение в зону евро приводит к серьёзному укреплению национальной европейской валюты и к росту цен. Как показывает практика, это увеличивает транзитные формы покупки, то есть люди просто выезжают в РФ и начинают закупаться там. Плюс ко всему, рост цен на определённые виды товаров, прежде всего на бюджетные и дешёвые, - это очень серьёзный удар по социальной защищённости населения.

Кроме того, вхождение в еврозону снижает возможности для манёвра со стороны эстонского правительства. Если раньше для того, чтобы снять проблемы с финансированием, можно было бы прибегнуть к различным формам валютной политики, начиная от снижения курса национальной валюты, то теперь использовать валютные инструменты будет крайне сложно. Влиять на позицию Европейского банка Эстонии будет непросто. Самостоятельно вливать в собственную экономику евро тоже будет достаточно проблематично. И, конечно, Эстония не сможет включить печатный станок. Всё это приведёт к некоторым сложностям.

Плюс ко всему, на фоне экономического кризиса и проблем с Грецией, есть очень большая сложность, связанная с исполнением Маастрихтских договорённостей и соглашений. Конечно, евро будет серьёзно усложнять этот процесс, потому что выдержать 3% бюджетный дефицит – на фоне экономического кризиса это выглядит крайне сложной задачей, особенно в экономике, которая достаточно серьёзно зависит от транзита.

Всё это свидетельствует о том, что здесь есть большие риски, и вопрос в том, насколько Эстонии нужна Евро и насколько ЕС нужна Эстония – это вопрос достаточно открытый. Тем не менее, Таллин хотел бы получить определённую внешнюю поддержку. Поэтому мне представляется, что решение может быть принято, хотя вполне возможно, что оно может быть отсрочено, то есть реализовано несколько позже, когда ажиотаж на рынках спадёт. Мне представляется, что именно в этом контексте будут развиваться взаимоотношения Эстонии и зоны евро.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".