Статья
1637 20 июня 2011 10:52

«Это трудно себе представить»

Президент России Дмитрий Медведев в интервью изданию Financial Times, которое состоялось по итогам Петербургского экономического форума, отверг возможность того, что и он, и премьер Владимир Путин одновременно выставят свои кандидатуры на президентских выборах.

«Я думаю, что это трудно себе представить по одной причине, как минимум. Дело в том, что мы с Владимиром Путиным (и с моим коллегой, и старым товарищем) все-таки в значительной мере представляем одну и ту же политическую силу», - заявил Медведев.

«В этом смысле конкуренция между нами, она может пойти во вред, собственно, тем задачам и тем целям, которые мы реализовывали последние годы. Поэтому, наверное, это был бы не лучший сценарий для нашей страны и для конкретной ситуации», - подчеркнул он.

Как сказал глава государства, «открытая конкуренция - всегда хорошо», но это не тот случай, поскольку участие в выборах «заключается не в том, чтобы способствовать развитию лозунга свободной конкуренции, а в том, чтобы победить».

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что у него нет существенных разногласий с Владимиром Путиным. «Я не думаю, что между нами увеличиваются разногласия», - сказал глава государства.

«Но я уже говорил на эту тему: и я и Владимир Владимирович - мы все-таки разные люди. У нас общая образовательная школа - мы закончили юридический факультет Петербургского университета. В этом смысле у нас в целом близкое мировоззрение. Дальше у нас был разный жизненный путь. Конечно, у каждого человека есть свой набор привычек, представлений. Наверное, мы в чем-то по-разному оцениваем сегодня и, допустим, методы достижения тех или иных целей, но я считаю, что это хорошо, что это преимущество. Если вообще на все вопросы смотреть одинаково, никакого движения не будет. Все-таки любое движение - это следствие разрешения тех или иных противоречий», - сказал Медведев.

«Но считать, что между нами углубляется какой-то разрыв, мне кажется, это абсолютно не верно», - подчеркнул президент.

Дмитрий Медведев также отметил, что с тех пор, как он стал президентом, его отношения с Владимиром Путиным изменились лишь в нюансах.

«С одной стороны, наши отношения ни в чем не изменились, потому что мы действительно давным-давно друг друга знаем, и начинали мы не с отношений: кто-то подчиненный, кто-то начальник. Мы с ним начинали с абсолютно равных позиций. И он, и я работали советниками председателя Ленсовета, а тогда им был будущий мэр Петербурга (Анатолий) Собчак. А потом я действительно работал у него (Владимира Путина) в аппарате, в администрации (Президента), работал в Правительстве, а сейчас Владимир Путин работает председателем правительства, которого я представил Государственной Думе. Поэтому в этом смысле ничего не изменилось», - сказал Медведев.

«Но, с другой стороны, конечно, мы тоже меняемся, и не буду скрывать, но любая должность накладывает на любого человека отпечаток. Могу сказать прямо: президентская должность - должность руководителя страны - очень сильно меняет восприятие жизни, иначе невозможно было бы работать. И конечно, это тоже сказывается и на каких-то нюансах наших отношений. Это тоже нормально», - заявил глава государства.

Президент также считает, что любой глава государства обязан хотеть баллотироваться на второй срок, но решение об этом несколько отстоит от его желания. Он подчеркивает, что ждать его решения осталось совсем недолго.

«Я Вам скажу одну вещь, я считаю, что любой руководитель, который занимает такую позицию, как президент, он просто обязан хотеть баллотироваться. Другой вопрос, будет ли он для себя это решение принимать или нет, вот это решение несколько отстоит от его желания. Вот таким образом я отвечу Вам», - заявил Дмитрий Медведев в интервью Financial Times.

А все остальное, добавил президент, «я сказал только что на панельной дискуссии, когда предложил еще немного потерпеть и еще некоторое время соблюсти интригу, так будет интереснее».

Он подчеркнул, что второй срок «прежде всего, он, конечно, нужен не мне, а ответ на этот вопрос должны дать люди, потому что именно они определяют, хотят ли они видеть того или иного человека или не хотят». «И я как действующий политик буду исходить из этого при принятии решения», - сказал президент.

Дмитрий Медведев также добавил, что если пойдет на второй срок, он постарается реализовать все ранее заявленные им цели по модернизации страны.

«Я прямо скажу. Если я буду работать президентом второй раз, как это позволяет наша Конституция, я, конечно, постараюсь сделать все, чтобы реализовать те цели, которые были заявлены: модернизировать нашу экономику и модернизировать наше общество, включая его политическую систему. Я не уверен, что у меня все удастся. Но мне бы этого очень хотелось, я буду работать для этого», - заключил глава государства.

Дмитрий Медведев хочет видеть Россию успешной страной.

«Подъем жизненных стандартов, улучшение жизни наших людей - это самое главное, что я должен сделать или сделать кто-либо другой, кто будет работать президентом», - заявил он.

Так президент ответил на вопрос, каким он видит будущее России через десять лет.

«Мне бы хотелось, чтобы Россия через 10 лет была успешной страной, в которой живут успешные и обеспеченные люди. Это не значит, что через 10 лет мы достигнем всех возможных преимуществ, достижений. Но тем не менее мне бы хотелось, чтобы мы за 10 лет существенно подняли стандарты жизни», - сказал президент.

Говоря о достижениях и разочарованиях в период своего президентства, он отметил: «Основное разочарование в одном. Темпы изменений, преобразований в нашей стране, улучшение качества жизни, экономических показателей, да еще помноженных на кризис, были медленнее, чем я на то рассчитывал. Но это, наверное, в том числе и следствие каких-то действий, которые мы не сделали. И мы все несем за это ответственность, в том числе и я лично».

Касаясь успехов, он сказал: «Я считаю, что за три года моей работы, несмотря на очень тяжелые финансовые условия (мировой кризис) мы не только не допустили драматического падения уровня жизни, разбалансировки экономики, краха финансовой системы, мы, надо признаться, довольно успешно преодолели кризис».

Кроме того, отмечает Дмитрий Медведев, за период его президентства страна не стояла на месте, а развивалась. «И была сформулирована, на мой взгляд, интересная программа развития. Она не безупречная, и она реализована, может быть, пока еще в самом первом приближении, на самых первых, так сказать, участках. Но все-таки это программа развития страны», - подчеркнул он.

Комментарии экспертов

Я думаю, что на этих выборах мы уже увидим реализацию той нормы, за принятие которой выступал Медведев - это полупроходной 5% барьер. У «Правого дела», на мой взгляд, есть высокие шансы преодолеть 5% барьер и сформировать мини-фракцию в Государственной думе, то есть состоящую из одного или двух мандатов.  Уже в среднесрочной перспективе, не на этих, конечно, выборах, действительно уже может быть понижен барьер с 7% до 5%, и это создаст возможность усиления политической конкуренции и более активной игры партий второго эшелона, которые не зарегистрирована в думе на выборах. 

Что касается либерально-консервативного представительства, для Медведева важна эта тема. Он даже  говорит о лидере, который с его точки зрения был бы желателен - Алексей Кудрин. Правые предпочли другого лидера. Но, очевидно, что президент действительно озабочен темой политической конкуренции, ее роста и видит необходимость реагирования  на общественные запросы. А значительная часть общества хочет, чтобы в парламенте была представлена либеральная партия. 

Что касается заявления, что Медведев и Путин не будут выдвигаться вместе на президентских выборах, это заявление, которое ждала и элита, и власть, и инвесторы, и бизнес. Президент уже дал понять на своей большой пресс-конференции, что не хотел бы выдвижения от других политических сил. Он тогда отметил, что если  будет выдвигаться, то хотел бы быть представлен от тех же сил, то есть это «Единая Россия», и сложившаяся вокруг нее тогда коалиция. 

Естественно, такой формат уже исключал одновременное выдвижение  Медведева и Путина. Теперь Медведев делает четкое признание, что они с премьером принадлежат к одной политической силе и выдвижение двух политиков сразу невозможно. Это сигнал о том, что власть останется стабильной, не будет расшатана противостоянием столь влиятельных политиков как президент и премьер. 

Что касается заявления  Медведева, что пора менять в РФ систему  управления, чиновники не должны бесконечно командовать бизнесом, конечно, это  важно для экономики. 

Безусловно, от сырьевой экономики не отойдешь административными решениями, это длительный процесс. Но, вообще, с точки зрения большей эффективности работы госкорпораций, Медведев сделал немало. И многое еще предстоит сделать, о чем президент и говорит. Но не стоит полагать, что президент открывает какую-то войну против госсектора. Он говорит просто о том, что госсектор экономики должен работать более эффективно. Модель развития, в которой учтены и дифференциация власти, сделана ставка на развитие экономической конкуренции и определены много других составляющих, выбрана не сегодня. Если в нулевые годы была концентрация ресурсов,  усиление вмешательства государства в экономику, то сейчас мы говорим о  децентрализации во всех смыслах. Это не означает отказа от доминирования правящей партии или отказа от властной вертикали. Напротив, когда происходят эти изменения, необходимо сохранять стабильность и поддерживать те институты, которые гарантируют эту стабильность.

Медведев с Путиным немного отличаются, но принадлежат к общей команде. И в последнем интервью президент России дал понять, что решение о том, кто именно будет выдвигаться в качестве кандидата в президенты на предстоящих выборах, будет командным, и он не представляет себе, что они могут находиться в конкуренции друг с другом. 

Также Дмитрий Медведев сообщил, что он лично готов работать президентом и далее, но решение об этом в любом случае будет командным. Мы с Путиным вместе будем готовиться к выборам, мы же одна команда, но когда придет время, мы примем решение, кто из нас пойдет на выборы, и в конечном итоге избиратели решат доверяют они нам или нет. Эта позиция совершенно четко подтверждена, и это первая тема. 

Вторая тема - по поводу либерализации политической системы. Дмитрий Медведев неоднократно доказывал, что необходима большая постепенная очень медленная пошаговая либерализация политической системы, чтобы не допустить еще одного обвала или перестройки. В этом смысле он сильно не отвечает ожиданиям той тучи перестройщиков, которые как коршуны реют над президентом и пытаются утащить в эту перестройку. Глава государства говорит о том, что у нас была одна важная задача - консолидация страны, активов для того чтобы уйти от хаоса и анархии 90-х годов, нужно было спасти страну. Страну спасли путем консолидации власти и государства, созданием вертикали власти, жесткой управленческой системы. А сейчас нужно повышать эффективность этой системы, медленно, постепенно сделать так, чтобы она была чувствительна и к меньшим группам интересов, а не только к большинству. 

Что сделал Путин: он создал политическую систему, выполняющую волю большинства населения, которое хотело порядка и стабильности. А сейчас нужно кроме большинства обратить внимание еще и на другие группы, чтобы их интересы тоже учитывались. Соответственно, предыдущей политике соответствовало повышение избирательного барьера, новой политике соответствует постепенное понижение избирательного барьера. 

Речь не идет вовсе отдельно о «Правом деле», как некоторые подумали. К тому же я полагаю, что Дмитрий Медведев как примерный семьянин, сторонник традиционалистских взглядов на жизнь, на семью, находится в сильном диссонансе с Михаилом Прохоровым, который является символом гламура, и я бы сказал главным спонсором российского гламура. Гламурщики российские давно пошли бы по миру, если бы не Прохоров, который снабжает их ресурсами на протяжении многих лет. Я не думаю, что барьер будет понижен специально для этой партии, тем более, что если порог снизят до 6%, то вовсе не очевидна вероятность, что «Правое дело» наберет 6%. Никто не знает, сколько людей готово проголосовать за партию гламура и Куршавеля, но есть вероятность, что таких людей будет весьма мало. 

При этом, в стране есть порядка 10-15% населения, которое четко придерживается прозападного взгляда. И то, что они не представлены в виде отдельной фракции, а существуют только в виде вкраплений в «Единую Россию» - это не правильно, это делает политическую систему недостаточно полноценной. 

Что до снижения планки прохождения в Госдуму, то здесь, как я понимаю, речь идет не о текущей избирательной кампании, а о будущих выборах. Действительно, будущие выборы могут пройти по планке, пониженной до 3%. И в этом контексте значительное число политических партий имеет шанс на прохождение. 

Сейчас даже при понижении планки до 3%,  максимум, что могло бы измениться - это прохождение в Госдуму «Правого дела», которое с приходом Прохорова получило значительной толчок и может рассчитывать на значительный результат. Поэтому менять сейчас ситуационно избирательное законодательство для удовлетворения чьих-то амбиций из малых партий нет необходимости. Повторюсь, единственное, на что мы можем рассчитывать - это прохождение «Правого дела», а ради одной партии менять законодательство - это, по меньшей мере, странно.

Комплексный подход должен быть. И со следующего избирательного цикла с самого начала уже можно говорить о снижении планки. Партийная система у нас состоялась, существующие партии довольно адекватно представляют палитру мнений. Поэтому пускай понимают уже с начала следующего цикла, что у них появляется шанс на создание собственной фракции даже у малых партий. 

Что касается конкуренции, то, действительно, наличие прямой конкуренции между Медведевым и Путиным на выборах может внести серьезный раскол в элитах.  Поэтому от этих двух политиков ожидают принятие согласованного решения и выдвижения общего кандидата. Мы уже примерно понимаем, в каком направлении движется тенденция, и рассчитываем на то, что она получит свою реализацию в ближайшее время в качестве формализованного общего кандидата от тандема. 

Что касается необходимости менять систему управления, хочу отметить, что у нас в стране, если посмотреть на совсем недавнее прошлое, произошло несколько значимых  изменений в отношениях между государством и бизнесом: от некого беспредела 90-х мы дошли до достаточно жесткого административного диалога с бизнесом. Я, конечно, уверен, что уже в ближайшее время наступит еще одна веха в отношениях между властью и бизнесом. 

Бизнес становится все более ответственным социально и государственнечески. Поэтому, конечно, с ним уже можно разговаривать не только посредством административной системы, что было совершенно оправдано, учитывая существующие тогда тенденции. 

Что касается снижения проходного барьера для политических партий в Государственную думу, я думаю, что вопрос закономерен. Он давно назрел. Почему это раньше не принимали раньше? Очевидно, были какие-то внутренние аппаратные недоговоренности и недосказанности, которые не позволяли на ситуацию взглянуть трезво. 

Сейчас такая ситуация сложилась. Мы видим, что политическое поле избавилось от маргиналов, от явно пустых и никого не представляющих политиканов. И сегодня, конечно, встает вопрос о том, что Государственная дума должна стать более представительной с точки зрения  политических сил. 

И в этом  смысле, конечно, и «Правое дело» отражало бы реальное соотношение настроений электоральных в обществе и различного рода интересов. Возможно, что расширится представительство политических сил на левом секторе. Поэтому вопрос вполне закономерный, и было бы правильно, если бы эти изменения были внесены. 

Что касается вопроса  о президентских выборах. Интрига о том, что Путин и Медведев одновременно пойдут избираться, на мой взгляд, существовала в голове некоторого количества комментаторов и политических экспертов, а Путин и Медведев не рассматривали такой вариант. 

И в этом смысле то, что Медведев об этом говорит - он продолжает ту же линию, которую заявил в том числе и на форуме в Петербурге. Он отметил, что нужно немного подождать. Вот он потихонечку в рамках этой интриги дрейфует. 

Действительно, между ним и Путиным нет никаких сущностных разногласий по путям развития страны, есть некие интонационные различия, которые совершенно очевидны, но считать, что они носят какой-то системный или стратегический характер, как пытаются некоторые представить – не верно. 

Другое дело, что политическая система должна обновляться, в ней должны появляться новые лица. Мы живем в новую эпоху, когда люди хотели бы определенного обновления. Есть, безусловно, в обществе настроения на стабильность, которая, скорее всего, является застоем. Особых оснований для стабилизации нынешней прежде всего экономической ситуации нет. 

Экономика держится прежде всего за счет тех денег, которые зарабатываются на топливно-энергетическом комплексе. Ни для кого не секрет, что и Советский Союз на этом развалился, ибо падение мирового рынка нефти привел к  коллапсу советской экономики. 

На сегодняшний день структура нашей экономики особо не изменилась. Да, безусловно, сырьевой сектор является основным хребтом отечественной экономики, и его надо развивать, поддерживать. Но одновременно те доходы, которые мы получаем от экспорта энергоносителей, конечно же, должны расходоваться по-другому. Они должны идти, прежде всего, на науку, образование и здравоохранение, а не на оборону, а  и не на поддержание бесчисленного числа силовых структур, которые никого ни от чего не могут защитить. 

Что касается необходимости менять систему управления, что чиновники не должны бесконечно командовать бизнесом, безусловно, это необходимая составляющая для развития экономики. Помогут ли изменения в системе управления, о которой говорил президент,  отойти от сырьевой зависимости?  

Пока это скорее благие пожелания. Мы их слышим регулярно. К сожалению, особых изменений в том, что, с одной стороны, вмешательство со стороны государства стало более эффективным, а с другой стороны, чтобы те препятствия, которые существуют в развитии бизнеса и экономических субъектов, которые чинятся со стороны различных разрешительных и контролирующих структур, ослабли – пока не видим. Поэтому вслед за политическим посылом, о котором говорит президент, необходимы институциональные действия как на законодательном уровне, так и на административном. Здесь пока непаханое поле. 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".