Статья
1185 11 декабря 2009 13:00

ЕврАзЭС против «серых схем»

В Санкт-Петербурге проходит заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС и заседание Таможенного союза на уровне глав правительств. Участие в работе совета принимает премьер-министр РФ Владимир Путин.

Выступая перед заседанием Межгоссовета ЕврАзЭС, Владимир Путин отметил, что первоочередной задачей должно стать формирование к 1 июля 2010 года единой таможенной территории.

По его словам, работа предстоит масштабная, необходимо сформировать механизмы, которые ликвидируют барьеры для единой таможенной территории. Он также высказался о необходимости исключения «серых зон» при формировании законодательной базы Таможенного союза. «От результатов этой работы зависит, насколько мы быстро перейдем к формированию единого таможенного пространства», - подчеркнул премьер-министр.

На заседании высшего органа Таможенного союза планируется рассмотреть вопросы, связанные с запуском с 1 января 2010 г. работы этого интеграционного объединения. В повестку дня заседания включены вопросы введения единого таможенного тарифа, соглашение о порядке ведения единой таможенной статистики. Главы правительств обменяются мнениями о договорах в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Премьер-министры согласуют концепцию продовольственной безопасности ЕврАзЭС. Также будет подписано  соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств-членов ЕврАзЭС.

Евразийское экономическое сообщество, в которое входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, было создано в 2001 году. Основными интеграционными задачами сообщества является создание таможенного союза и единого экономического пространства, предусматривающего проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала.

В 2007 году было решено, что сначала таможенный союз создадут Россия, Белоруссия и Казахстан, а затем по мере готовности к ним присоединятся другие государства.

К настоящему моменту стороны уже согласовали единый таможенный тариф, который вводится в действие с 1 января 2010 года, и этапы формирования единой таможенной территории.

Главы государств трех стран в ноябре этого года в Минске договорились о запуске механизма таможенного союза с 1 января 2010 года. Они подписали Договор о таможенном кодексе ТС и согласовали план мероприятий по введению его в действие.

Было также принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС.

По решению глав государств членов таможенного союза, к их следующей встрече в Алма-Ате, которая пройдет 18 декабря этого года, комиссия таможенного союза во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым должна представить проект плана действий по формированию единого экономического пространства.

 

Комментарии экспертов

Создание Таможенного союза является одной из основных приоритетных задач РФ и Белоруссии. До последнего времени данный вопрос усложнялся наличием недорегулированных сфер деятельность двух государств. Речь идёт, например, о реэкспорте российской нефти. Кроме того, стоит вопрос о «сером» таможенном обороте, который также усложняет создание Таможенного союза и, тем более, переход на единый таможенный тариф.

В связи с этим премьер-министр РФ Владимир Путин упомянул «серые» схемы, то есть схемы, которые позволяют завышать стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ, или изменять их номенклатуру с целью понизить таможенную ставку. Понятно, что данные направления являются ключевыми в контексте создания единой таможенной зоны и перехода на единый таможенный тариф.

В принципе, ужесточение законодательства с целью активизировать создание Таможенного союза является, в принципе, логичным и правильным решением. Но для его реализации необходим комплексный подход.

Прежде всего, необходимо ужесточить наказания по отношению к нарушителям данных инициатив. С другой стороны, необходимо снизить административные барьеры, потому что в большинстве случаев таможенные манипуляции связаны с «тонким» проходом товара через границу, растаможкой. Кроме того, есть целый ряд законодательных лазеек, которые используются для оптимизации налоговых поступлений. Этот канал тоже необходимо перекрыть.

Мне представляется, что если комплексно подойти к решению этого вопроса, то вполне возможно решить его до момента объединения таможенных зон, которое произойдёт в середине 2010 года.
 

Полтора года для создания единого экономического пространства – это тот оптимистичный срок, к которому надо стремиться. Это задача для руководителей экономических служб государств. То, что это будет не просто – это факт, потому что за многие годы отдельного развития в странах сформировались несколько разные правила. Таможенное законодательство и таможенные пошлины принимались несколько по-разному, с учётом специфики конкретных государств. Надо бы, зачастую идя на разумный компромисс, привести их к единому знаменателю. Это очень сложная работа, это десятки тысяч позиций. С другой стороны, это выгодно всем странам в большей или меньшей степени. Любое расширение свободного рынка – это, безусловно, благо.

Кроме чисто экономических выгод от создания Таможенного союза, я бы ещё назвал сокращение таможенных служб, которые мы содержим. Есть фактор принципиальный. Я считаю, что наконец начали строить интеграционный фундамент. Раньше были попытки забегания вперёд – строительство с крыши, со стен. Считали, что остался советский фундамент, на нём и построим. Но фундамент надо строить заново. Этот процесс в определённой степени будет повторять процесс формирования Европейского Союза. Теперь мы тоже собираемся дальше строить общий рынок. Это будет не быстро, но это будет основательно.

Что касается перспектив вхождения Украины в это объединение, то ей придется учитывать реальную ситуацию в мире. ЕС на ближайшие 15-20 лет закрылся для новых государств. Но жить-то надо. Поэтому для Украины это было бы выгодно. Но тут есть некая политическая проблема, которую тройке стран (Россия, Белоруссия, Казахстан) придётся решать достаточно мучительно. Нормальный таможенный союз не может работать без создания наднациональных органов. Об этом, кстати, сказал президент России Дмитрий Медведев.

Но наши политические элиты с трудом готовы на делегирование своих суверенных полномочий в общий котёл, и ещё в большей степени пока не готова украинская политическая элита (я их не разделяю на Януковичей, Тимошенко – все они не очень готовы). Ведь когда затевалось единое экономическое пространство, Украина предлагала общий свободный рынок без создания таможенного союза, на что мы никогда бы не пошли. А формировать таможенное партнёрство, а, значит, и наднациональные органы они не хотели. Якобы не позволяет конституция.Сейчас, может быть, прагматизм возьмёт своё. Поэтому я не исключаю, что новое руководство Украины более прагматично посмотрит на перспективы развития экономики.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".