Евразийская интеграция
Основным экономическим трендом недели стала активизация евразийской экономической интеграции. Несколько дней назад России, Белоруссии и Казахстана подписали декларацию о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). ЕЭС станет последним этапом интеграции после Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП).
До последнего времени процесс интенсификации экономического сотрудничества натыкался на позицию Белоруссии. Последний этап противостояния был связан с торпедированием нефтяного реэкспорта. Минск настаивал на обнулении в рамках таможенного союза пошлин на нефть. В ответ Москва требовала ликвидировать схему реэкспорта и повысить импортные пошлины на автомобили. Параллельно «Газпром» потребовал погасить задолженность Белоруссии по газу. Причем, в случае просрочки уплаты 200−миллионного долга газовая монополия грозила на 85% сократить подачу газа «братской республики». Учитывая, значительную энергоемкость экономики Белоруссии и серьезные финансовые проблемы Минска, инициативы «Газпрома» могли серьезно ухудшить политическую конъюнктуру в преддверии президентских выборов в Белоруссии. Фактически демарш Москвы должен был ослабить давление со стороны Минска по вопросу формирования Таможенного союза и «купировать» враждебные проекты Минск на энергетическом направлении.
Давление со стороны РФ все же заставило Белоруссию ратифицировать кодекс Таможенного союза и документы, необходимые для формирования единого таможенного пространства. Во многом решение, принятое Лукашенко, было продиктовано экономическими причинами. На Россию приходиться более 33% белорусского экспорта и более 58% импорта. Без обнуления таможенных пошлин стратегические отрасли «братской республики» могли не пережить экономическую турбулентность продолжающегося кризиса.
Однако, несмотря на присоединение к Таможенному союзу, Минск продолжил бороться за отмену экспортных пошлин на нефть. Еще в марте 2010 года Министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, оспаривая правомерность взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из РФ. Осенью экономический суд СНГ принял решение, согласно которому Москве и Минску надлежало в три месяца активизировать свои усилия по поиску внесудебного решения проблемы поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию в различных форматах. Фактически суд удовлетворил ходатайство белорусской стороны. Так, стороны в обязательном порядке должны рассмотреть предложение Минска об освобождении нефтепродуктов или их отдельных категорий, поставляемых из РФ в Белоруссию, от обложения вывозными таможенными пошлинами до разрешения спора по существу.
В ответ Минфин РФ и предложил ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в 90%. Учитывая, что с 2011 года внутренние пошлины на нефть для Таможенного союза должны были обнулиться, только рост пошлин на нефтепродукты мог сделать их продажу в ЕС с белорусских НПЗ нерентабельной.
Параллельно с пресечением враждебных действий Минска, повышение пошлин позволило бы решить основную проблему Минфина – обеспечить наполнение федерального бюджета. Так как в ближайшие три года расходы российской казны будут расти в основном за счет соцрасходов (трансфертов во внебюджетные фонды), снизить их будет достаточно сложно. Единственным средством сокращения бюджетного дефицита остается увеличение доходов. К последним относятся и поступления от нефтепереработки, которая за последние несколько лет активно развивалась.
Тем не менее, несмотря на давление со стороны Минфина, интеграция с Белоруссией была активизирована. Более того, было объявлено о переходе работы органов Таможенного союза на регулярную основу. Так, весной стало известно, что комиссия Таможенного союза перестанет быть коллегиальным органом на уровне вице-премьеров, а станет постоянно действующим органом.
Кроме того, с 1 января будущего года комиссия начнет работать как наднациональный орган Единого экономического пространства (ЕЭП), соответствующий документ также был подписан несколько дней назад. Тогда же начнется полноценная работа Экономического суда ЕврАзЭС, который будет базироваться в Минске.
Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры