Статья
1914 16 ноября 2011 22:27

Евразийский союз: от слов к делу

В Госдуме в среду прошло заседание круглого стола, на котором депутаты, эксперты и представители регионов обсудили перспективы интеграционных процессов  на постсоветском пространстве в  рамках Евразийского союза.

Спикер Госдумы, председатель высшего совета «Единой  России» Борис Грызлов, открывая встречу, заявил, что поддерживает идею создания Евразийского союза и считает, что уже наступило время переходить от слов к делу.

«Думаю, что пришло время, чтобы мы уже серьезно плотно и конструктивно обсуждали вопрос создания Евразийского союза и не только обсуждали, но и пришли к реализации этого большого проекта», - заявил Грызлов.

Для этого, по его  словам, есть «все условия» и «исторические  аргументы».  Это и исторически сложившаяся кооперация в экономике и опыт комфортного проживания на одной территории представителей различных конфессий, подчеркнул он. Евразийский союз, по подсчетам спикера Госдумы, может объединить 230-250 миллионов человек.  

«Для создания Евразийского союза можно было бы сейчас уже выходить на обсуждение декларации», - считает Грызлов. Он предложил дальше идти по конструктивному плану, в рамках которого в том числе предусмотрено «создание наднациональных органов».

При этом помимо государств, расположенных на постсоветском пространстве, Грызлов предложил присоединиться к Евразийскому союзу и другим странам.
Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин поддержал Грызлова, отметив, что не смотря на то, что множество юридических шагов к созданию Евразийского союза уже сделано, стоит поторопиться с теми, что еще не сделаны.  

«Но так у  нас сложилось, что мы долго запрягаем, правда, потом быстро едем», - заметил  сенатор.

Приоритетным  направления формирования Евразийского союза Торшин назвал создание единого правового пространства для СНГ, а если конкретнее, то суда по правам человека в СНГ.

«С учетом опыта работы ЕСПЧ, с учетом собственных наработок, мы могли бы создать достаточно эффективный  правовой механизм защиты граждан СНГ», - сказал он. По словам первого вице-спикера Совфеда, суд по правам человека в СНГ будет иметь ряд преимуществ перед ЕСПЧ. В частности, делопроизводство будет вестись на русском языке, что сделает судопроизводство доступнее для граждан. К тому же дела будут рассматриваться быстрее.  

А вот вице-спикер Госдумы Александр Бабаков напротив, предостерег от чрезмерно быстрой интеграции стран на постсоветском пространстве при создании Евразийского союза.

Выступавший также  на круглом столе в Госдуме  директор Института актуальных международных проблем Дипломатической Академии МИД РФ Алексей Пушков назвал путь создания Евразийского союза единственно верным логическим решением возможным для России в начале 21-го века. При том, что «мир будет по-прежнему развиваться в рамках интеграционных групп и группировок» и «вступление России в Европейский Союз в обозримом будущем невозможно», а Китай «не желает себя связывать какими либо обязательствами перед другими странами», Пушков заявил, что Евразийский союз для России – это «естественный путь интеграции с ближайшими государствами, которые в этом заинтересованы».

Пушков отметил, что Евразийский союз также поможет  интересам безопасности нашей страны. «В условиях, когда нас с юга  поджимают непредсказуемые страны типа Афганистана, когда есть экспорт радикальных тенденций оттуда в Среднюю Азию, да и в Россию, как мы знаем, тоже, прежде всего, в кавказские регионы, в этих условиях задуматься о безопасности тоже невредно», - отметил он, добавив, что для многих стран Средней Азии подобный союз с Россией – «это еще некая гарантия от возможных неприятностей со стороны Китая».

Встречу в стенах Государственной думы посетил также  постпред России при НАТО Дмитрий  Рогозин. В своем выступлении он отметил, что евразийское пространство - это уникальная территория, «в 21 веке это будет самая притягательная территория для всех сильных мира сего».  «Именно на нашей земле есть ископаемые, вся таблица Менделеева, у нас есть люди способные на этой земле работать, только порядка не хватает, - отметил Рогозин, - вот этой вот самооценки высокой не хватает, чувства великого самомнения, как говорил Достоевский, не хватает сегодня нам».

Подводя итоги  круглого стола Борис Грызлов  предложил присоединиться к Евразийскому союзу не только государствам, находящимся на постсоветском пространстве, но и «многим другим странам».

Думский спикер отметил, что участники круглого стола однозначно высказались за создание Евразийского союза, который  представляет из себя Союз суверенных государств.

Грызлов пояснил, что создание Евразийского союза обусловлено в первую очередь тем, что современный мир «перестал был однополюсным» и сегодня формируется новый полюс – «он уже оформляется, он виден и с созданием евразийского пространства он будет абсолютно заметен».

Причем, как добавил председатель Госдумы, это будет не «холодный полюс - он будет горячим, эффективно развивающимся и воспринимаемым большинством граждан, которые проживают на евразийском пространстве». 

Между тем, результаты опроса, проведенного социологами, свидетельствуют, что 50 процентов россиян поддерживают идею создания интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Это может быть либо восстановление бывшего СССР на добровольной и равноправной основе (23%), либо Таможенный (15%) и Евразийский экономический (10%) союзы.

Напомним, в статье в газете «Известия», опубликованной в начале октября текущего года, премьер-министр РФ ВладимирПутин выступил с инициативой создания наднационального экономического объединения - Евразийского союза. Глава правительства назвал Евразийский союз «следующим, более высоким уровнем интеграции».

Идею создания Евразийского Союза одобрили президенты Казахстана и  Белоруссии.

По мнению Владимира Путина, к реализации идеи Евразийского Союза Россия сможет подойти к 2015 году.

«Единороссы» прорабатывают варианты своего представительства в парламенте будущего Евразийского союза.

«Одна из общественных организаций, работающих с парламентским большинством, созданная на базе Центра социально-консервативной политики (идеологической площадки партии - ред.) - Социально-консервативный союз - заявила о программе, связанной с объединением консерваторов Европы и Азии, формированием конфедерации консервативных сил. Эта сила, по сути, может стать прообразом будущей партии большого евразийского парламента», - заявил заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов.

Участие в дискуссии приняли спикер Госдумы, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, постпред России при НАТО, неформальный лидер общественной организации «Родина - Конгресс русских общин» Дмитрий Рогозин, депутаты, сенаторы, политологи, журналисты, сообщает сайт «Единой России».
 

Комментарии экспертов

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году написал книгу о формировании евразийского союза государств. В октябре 2000 года - первый год президентства Путина - было принято решение о создании ЕврАзЭС.

За 12 лет мы прошли тот путь, который Европейский союз прошел за 40 с лишним лет. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем идти по этому пути опережающими темпами, потому что времени на это отпущено не много.

Формирование «большой страны» не просто отвечает чаяниям народов, оно очень помогает. Оно формирует перед нами ту макрозадачу, без которой наши народы никогда не жили.

Воссоздание большой страны - это громадная макрозадача, ради которой люди будут работать. Это лучший способ борьбы с национальными конфликтами. Тем, кто движется по этому, пути им не до Манежки.

Решение задачи формирования единого евразийского пространства – будет «лакмусовой бумажкой для власти» на ближайшие годы. Все, что делается в этом направлении - это есть благо. Все, что против, - это неправильно.
 

Тренд на создание единого евразийского пространства означает, что мы больше не будем существовать в ситуации вынужденного уродства с оторванными руками, ногами и так далее.

Идея восстановления «большой страны» несет в себе ряд серьезных вызовов во внешней и внутренней политике. Кроме того, нельзя не обращать внимание и на вызовы кризиса. Кризис нынешний означает, что мир обречен на деглобализацию, на уход нынешнего мирового доминанта.

В этих условиях Россия должна стать «магнитом», который притягивает к себе дружественные государства. Это императив выживания, то есть никакой другой альтернативы ни нам, ни тем народам, которые с нами жили и связаны с нами одной исторической судьбой, нет.

Россия не может себе позволить развиваться в рамках модели национального государства. Национальные государства не способны интегрировать никакую серьезную инокультурную массу. В принципе, вообще модель национального государства тупиковая, временная.

Сейчас мы отказываемся от этой модели. Мы даем всем сигнал, что мы больше русское национальное государство строить не будем.

Для нас Евразийский союз, большая интеграция, большая страна является формой выживания русского народа. Русский народ может сохраниться только в этом контексте.

Задача создания Евразийского союза, безусловно, не является задачей одного государства. Россия сделала свой выбор относительно того, по какому вектору будут происходить интеграционные процессы.

Предлагая Евразии российский проект наша страна, безусловно, будет учитывать тот опыт надгосударственных образований, который уже накоплен в мире. Нам надо думать о модели интеграции, которая опиралась бы не только на экономический фундамент, но и социальный, духовный факторы. Необходимо, в первую очередь, формировать единое социальное пространство.

Важно ориентироваться на общественный диалог между странами евразийского пространства. Только в этом случае мы не допустим ошибки, создания заведомо мертвого образования. И такая работа уже ведется. Одна из общественных организаций, работающих с парламентским большинством, созданная на базе ЦСКП, – Социально-консервативный союз – заявил о программе, связанной с объединением консерваторов Европы и Азии, формированием конфедерации консервативных сил. Эта сила, по сути, может стать прообразом будущей партии большого евразийского парламента.

В вопросе создания мощного национального объединения, играющего роль эффективной связки между Европой и азиатско-тихоокеанским регионом, давно существует объективная необходимость. Если мы посмотрим на Европу, которая предложила в свое время создать Евросоюз, то в основе этого объединения лежали уже не столько политические, сколько экономические обстоятельства.

Сегодня же мировой финансовый кризис показал, что пора Европе и Америке отходить от однополярной системы и признавать то, что Россия во внешней своей политике меняет акценты. Она предлагает себя в качестве реального партнера всем тем, кто готов воспринимать Россию как реального партнера.

Если мы рассмотрим отношения современной России и старой Европы, мы увидим, что порой наши отношения характеризуются присутствием определенных политических спекуляций, что мешает нормальному экономическому развитию. А как раз  страны, которые потенциально могли бы войти в Евразийский союз, в наименьшей степени обременены подобного рода проблемами и здесь движение вперед было бы гораздо более эффективным.

Однако, опыт Евросоюза должен показывать нам, что не должно быть опережения темпов интеграции над целесообразностью. Мы не должны забывать, что страны, которые  могут и должны играть определяющую роль для Союза, гораздо меньше подвержены политическим влияниям, которые имели место в Европе. Я имею в виду влияние НАТО и даже такой идеи, как ПРО. 

Создание Евразийского союза – это, в первую очередь, практическая задача. И я думаю, что  приоритетом направления его  формирования является создание единого  правового пространства. Сама эта  возможность закреплена статьей  пятой устава СНГ, и целый ряд шагов в этом направлении уже приняты.

Существует экономический суд СНГ, заключен целый ряд конвенций, межпарламентская ассамблея СНГ уже разработала и одобрила 273 нормативных правовых акта рамочного характера, рекомендательного характера, работа идет. Но так у нас сложилось, что мы долго запрягаем, правда, потом быстро едем. Наверное, уже пора сейчас поехать быстро.

В качестве конкретного предложения, хотел бы высказать идею о создании Суда по правам человека в СНГ. На  самом деле, интересы рядового человека, рядового гражданина, должны быть поставлены во главу угла. ЕСПЧ - это эффективный инструмент, но не все страны причастны к ЕСПЧ, и граждане целого ряда государств в СНГ не могут туда обратиться. Мы же, с учетом опыта работы ЕСПЧ, с учетом собственных наработок, могли бы создать достаточно эффективный правовой механизм защиты наших граждан. Это не альтернатива для россиян, но у них будет возможность выбрать.

При этом, мне  кажется, у созданного суда будут серьезные приоритеты перед ЕСПЧ. Это русский язык, на котором ведется судебное делопроизводство, не нужно будет такое количество переводчиков, и если учесть, что судиться в Европе для гражданина дело дорогое, то в суде СНГ оно будет гораздо более доступным. Ну и конечно, сроки. Сроки рассмотрения дел не по 6-7 лет, а гораздо более быстрые.

Создание Евразийского союза - это единственная логика развития, которая, как представляется, возможна для нас в начале 21 века. Очевидно, что мир будет по-прежнему развиваться в рамках интеграционных групп и группировок. И мы прекрасно понимаем, что вступление России в Европейский союз в обозримом будущем невозможно.

Я задал как-то вопрос об этом несколько лет назад Роману Проди, который тогда возглавлял Комиссию европейских сообществ, и он сказал, что при всех симпатиях к России при его жизни это невозможно. Проди было тогда лет где-то 58-60, я желаю ему долгих лет жизни, но думаю, что в любом случае это означало двадцатилетнюю перспективу. Тогда Евросоюз в течение семи лет обсуждал вступление таких малых стран как Кипр или прибалтийские государства, тем более, в таких условиях, как кризис, который переживает Евросоюз, ни о каком вступлении России в него не может быть и речи. Туда не примут даже малые государства, не говоря уже о такой огромной системе и одной из десяти ведущих экономик мира, которой является Россия.

Здесь присутствует господин Рогозин, который у нас  представляет Россию в НАТО, но мне  кажется, что при всех разговорах о сотрудничестве нашем с этой организацией, опять же о вступлении России в НАТО тоже не может быть и речи. В лучшем случае, мы выйдем на какой-то уровень партнерства с альянсом, хотя, если мы посмотрим на проблемы, которые нас разъединяют, иногда создается ощущение, что они гораздо больше, чем проблемы, которые нас объединяют.

Когда-то министр  обороны Грачев в 90-е годы сказал, что если нас не ждут на Западе, мы пойдем на Восток. Проблема в том, что в интеграционном плане на Востоке присутствует своя реальность. Китай принципиально не заключает военных союзов с какими бы то ни было государствами, он имеет стратегию полной свободы рук, не желает себя связывать какими либо обязательствами перед другими странами, и это еще одна составная часть доктрины Ден Сяопина, и Китай ее придерживается. Кроме того, Китай создает свою зону активного экономического, ну, и, естественно, политического присутствия вокруг своих границ. И я думаю, что Китай будет развиваться достаточно автономно, не будет связывать себя какими-либо альянсами и жесткими интеграционными структурами. По-видимому, Шанхайская организация сотрудничества – максимум, на который может пойти Китай. 

В этих условиях что мы имеем? Мы имеем естественный путь интеграции с ближайшими государствами, которые в этом заинтересованы. И создание условий для того, чтобы другие страны, находящиеся на постсоветском пространстве видели выгоды от этого процесса и были заинтересованы в этом тоже. Я думаю, что сейчас, может быть, об этом рано еще говорить, но все-таки, Евразийский союз имеет и некую политическую перспективу безопасности, я думаю, что это достаточно естественно в условиях когда нас с юга поджимают непредсказуемые страны типа Афганистана, когда оттуда есть экспорт радикальных тенденций в Среднюю Азию, да и в Россию, как мы знаем, тоже, прежде всего, в кавказские регионы. В этих условиях задуматься о безопасности тоже невредно. 

Кстати, для многих стран Средней Азии союз с Россией  – это еще и некая гарантия от возможных неприятностей со стороны Китая. Сейчас Китай не демонстрирует какой-либо экспансионисткой внешней политики, но мы знаем, что чем страна становится сильнее, тем больше у нее появляется для этого искушений. 
Но сейчас речь идет о создании единой экономической  системы. Мне кажется, идея абсолютно  верная, идея абсолютно правильная. И то, с каким недовольством  она была встречена в неблагожелательно настроенных по отношению к нам кругах в Соединенных Штатах Америки, показывает, что было принято совершенно правильное решение. Это проверка, которую идея российского руководства прошла достаточно быстро.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".