Статья
2002 2 декабря 2020 14:34

Европа борется за суверенитет

Страны Европейского союза сталкиваются с проблемами, которые не видят границ. Пандемия, финансовые кризисы, кибератаки, изменение климата, беженцы, — все эти проблемы могут быть решены только коллективными действиями. Но сегодня вместо того, чтобы объединяться для выработки общих решений, многие великие державы конкурируют друг с другом. Чтобы управлять в новом мире, ЕС и его члены должны предпринять широкомасштабные усилия по обеспечению своего стратегического суверенитета, пишут политолог Марк Леонард и директор по исследованиям Европейского совета по международным делам (ECFR) Джереми Шапиро.

Такие усилия по обеспечению стратегического суверенитета были бы направлены на изменение роли ЕС в геополитическом мире с целью усиления его переговорной силы и способности действовать в соответствии со своими интересами и ценностями. Цель заключается не в том, чтобы отказаться от основанного на правилах порядка, а в том, чтобы удержать других игроков от его подрыва. Европейцам необходимы инструменты для эффективного ведения переговоров в рамках взаимозависимой системы, принятия контрмер против нарушителей международной системы и принятия своих собственных решений в более конкурентной геополитической среде.

К разочарованию многих европейцев, новое геополитическое соревнование больше похоже на шахматную игру между циничными государственными деятелями в духе Меттерниха и Талейрана, чем на мир, на который надеялись основатели ЕС. Сама природа ЕС означает, что открытость и сотрудничество — это то, как он действует в мире. При любых обстоятельствах европейцы должны продолжать поддерживать и продвигать основанный на правилах многосторонний порядок, стремясь найти решения глобальных проблем, от сохранения свободной торговли до борьбы с изменением климата, от сохранения международного мира и безопасности до содействия устойчивому развитию. Проще говоря, любое отступление к протекционизму будет обречено на провал.

Чтобы защитить международный либеральный порядок и свой собственный дух открытости и сотрудничества, ЕС необходимо разработать инструменты для предотвращения деструктивного поведения. В прошлом году государства-члены ЕС добились значительных успехов в этих и других усилиях, но задача стала более актуальной, поскольку кризис COVID-19 ускорил тенденцию к усилению геополитической конкуренции и вооруженной взаимозависимости. Два геополитических соперника Китай и США уже ведут войну нового типа, используя инфраструктуру глобализации для конкуренции друг с другом.

Сегодняшняя геополитическая борьба затрагивает все области современной жизни — через потоки данных Европы, ее границы, ее цепочки поставок и ее климат. Соответственно, Европе требуется многосторонний ответ, который выходит за рамки оборонной политики и фокусируется на влиянии этих проблем на Европу, а не на их географическом происхождении.

Ниже эксперты предлагают пять шагов для создания более суверенной Европы.

Здравоохранение

Пандемия коронавируса продемонстрировала, что способность поддерживать и защищать эффективную систему здравоохранения — это вопрос безопасности, и что ЕС и его государства-члены пока не в состоянии сохранить европейскую автономию в этой сфере. Результаты уже очевидны: пандемия, вероятно, сократит располагаемый доход в Европе на 5,9% в 2020 году (примерно на 600 млрд евро), причем в отдельных регионах будут гораздо более серьезные последствия.

На раннем этапе пандемии государства-члены ЕС осознали, что, несмотря на свою экономическую мощь, они не могут обеспечить достаточное количество средств медицинской защиты во время кризиса. В ответ ЕС за относительно короткое время добился огромных успехов в повышении своей способности защищать свой суверенитет в отношении здоровья. Евросоюз уже начал использовать свои регулирующие полномочия, чтобы повысить свою готовность справляться с кризисами в области здравоохранения и диверсифицировать цепочки поставок критически важных медицинских продуктов и средств защиты. Однако, для закрепления успеха странам необходимо дополнительно создать единую систему здравоохранения во всей Европе, увеличить инвестиции в сферу здравоохранения, финансировать медицинские исследования и разработки, а также координировать глобальную повестку в рамках международных организаций, создавая глобальные инициативы на европейских платформах.

Экономика

Сложная экономическая взаимозависимость, возникшая в эпоху глобализации, ограничила европейскую свободу действий. ЕС по-прежнему сильно зависит от функционирующих цепочек поставок по всему миру, особенно в ключевых секторах Китая, таких как автомобильная и электронная промышленность. Но, как показал кризис COVID-19, эти цепочки поставок уязвимы для сбоев, вызванных как стихийными бедствиями, так и действиями людей. Спор между США и Китаем поставил ВТО под угрозу распада — ее система разрешения споров уже фактически неработоспособна.

Фундаментальные усилия в повестке дня экономического суверенитета должны заключаться в уменьшении асимметричной зависимости от внешних сил, не прибегая к протекционизму или к сокращению международной торговли и инвестиционной активности. Государства-члены должны принять глобальную стратегию взаимосвязи между ЕС и Азией и провести финансовые преобразования, необходимые для объединения различных направлений экономического сотрудничества, торговли и развития. Евросоюз должен превратить эту относительно ограниченную и крайне оборонительную экономическую повестку дня в такую, которая может создать противовес новой глобальной роли Китая.

Санкции — важный инструмент обеспечения европейского стратегического суверенитета. В то же время многие европейские официальные лица теперь признали, что вторичные санкции, в основном те, которые исходят от США, серьезно ограничили способность ЕС действовать по таким вопросам, как ядерная программа Ирана. ЕС должен также рассмотреть инструменты торговой защиты, которые позволят ему быть готовым к реагированию на односторонние санкции, с которыми он не согласен, посредством соответствующих и соразмерных экономических мер. Таким образом, можно было бы надеяться на то, что в первую очередь удастся сдержать такие санкции. Следующим шагом в этом отношении могло бы стать усиление международной роли евро. Это значительно повысило бы способность ЕС действовать независимо в экономической сфере.

Безопасность

Самый священный аспект суверенитета — это способность защитить нацию от внешних угроз. После окончания «холодной войны» большинство стран-членов ЕС не чувствовали существенной угрозы в этом отношении. В совокупности они были одними из самых могущественных военных держав в мире и находились под защитой США.

Неуверенность многих государств-членов в вопросах безопасности значительно усложняет европейцам выработку общих подходов к геополитическим вопросам и открывает другим возможность разделять европейские страны и управлять ими. Европейский фонд восстановления предлагает некоторую возможность увеличить или, по крайней мере, восстановить финансирование оборонных инициатив, даже если это остается трудным с политической точки зрения. Для этого ЕС и его государствам-членам необходимы более далеко идущие усилия, в том числе: укрепление европейской опоры в НАТО, создание европейской передовой базы, чтобы укрепить солидарность, создание Совета европейской безопасности для более быстрого и эффективного принятия решений во внешней политике. На региональном уровне это означает, что европейцы должны понимать свои интересы в любой конкретной ситуации, а не просто следовать примеру США или реагировать на новое присутствие Китая.

Технологии

Вопросы о том, кому принадлежат технологии будущего, кто их производит, кто устанавливает стандарты и регулирует их использование, стали центральными в геополитической конкуренции.

Учитывая поведение других стран, очевидно, что европейцам теперь необходимо подумать о том, как адаптировать единый рынок к новым цифровым реалиям и использовать свои регулирующие полномочия для формирования международной среды. Таких возможностей много, в том числе:

  • Установление эффективных европейских процедур регулирования цифрового контента, которые могли бы установить образец того, как сбалансировать открытость с необходимостью защиты демократии от внешнего влияния и экстремизма.
  • Поиск возможности выступить посредником в спорах между США и Китаем. Резкие различия между анархическим подходом США к цифровому регулированию и жесткой моделью государственного контроля, за которую выступает Китай, открывают перед европейскими игроками обширную золотую середину.
  • Более эффективная координация политики в области регулирования промышленности и технологий с азиатскими технологическими центрами, особенно с Японией, Южной Кореей и Тайванем, которые также стремятся к большей диверсификации в предоставлении цифровых товаров.


Климат

ЕС чрезвычайно уязвим перед воздействием климатического кризиса. Европейцы пострадают не только от прямых последствий в виде экстремальных погодных явлений, нехватки воды и утраты биоразнообразия, но и от косвенных последствий усиления конфликтов и миграции в их окрестностях. Поскольку на долю Европы приходится менее 10% мировых выбросов парниковых газов, ЕС необходимо выйти за пределы своих границ. Например, продвигать зеленую повестку дня в разных международных организациях, сделать акцент на возобновляемых источников энергии и зеленых технологиях, использовать франко-германского продвижение в Индо-Тихоокеанском регионе для создания Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС, в которой особое внимание уделяется сотрудничеству в области сокращения выбросов и сохранения биоразнообразия в качестве дополнения к глобальной климатической стратегии ЕС.

Вывод

COVID-19 помог сделать идею суверенитета конкретной и актуальной для общественности, а также для лиц, принимающих решения. Он с полной ясностью продемонстрировал, как во взаимозависимом мире европейский стратегический суверенитет уязвим для событий в отдаленных частях земного шара.

В этом году ЕС сделал огромный шаг вперед, согласовав план восстановления. Пакет предоставляет огромные возможности для укрепления европейского суверенитета. Однако этот процесс не автоматический. В этом документе определены пять областей, в которых европейский суверенитет уязвим, и то, как он связан с соседями Европы и ее важными экономическими партнерами.

ЕС должен прямо поставить перед собой цель инвестировать в инфраструктуру суверенной Европы. Такая инфраструктура может включать общие запасы медицинского оборудования для борьбы с будущими пандемиями, хорошо регулируемые базы данных для обучения ИИ, инвестиции в инфраструктуру для содействия энергетической независимости и, конечно же, совместные оборонные проекты. Легитимность ЕС отчасти будет зависеть от возможности показать в конце срока действия мандата Европейской комиссии, что план восстановления действительно помог укрепить европейский стратегический суверенитет. ЕС и его государства-члены обладают ресурсами, знаниями и способностями для выживания и даже процветания в более геополитическом мире.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".