Комментарий
1759 29 января 2015 13:21

Европа будет усиливать свое влияние в мире

Александр Гусев политологАлександр Гусев

Александр Гусев
политологАлександр Гусев
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер считает, что через 30 лет ни одна страна Европейского союза не будет входить в G7. По его словам, Европу ждут значительные изменения, связанные с глобальными экономическими процессами.

Руководитель Центра стратегического развития стран СНГ, главный научный сотрудник Института Европы РАН Александр Гусев рассказал «Актуальным комментариям» о том, как может измениться формат «большой семерки» в долгосрочной перспективе, а также о том, какие страны являются главными претендентами на мировое господство в будущем.

«Во-первых, я должен отметить, что существуют разные точки зрения. Господин Юнкер в этом отношении не совсем оригинален. Я понимаю, что он человек опытный и с точки зрения экономической сферы, и административной (всё-таки он в прошлом занимал пост премьер-министра хоть и маленькой, но страны — Люксембург), но, тем не менее, опыт у него есть.

Что касается политического видения господина Юнкера, то как политик он достаточно слабый. Мне кажется, что его прогноз по меньшей мере выглядит достаточно странным. Во-первых, я считаю, что такие организации, как G7, G8, G20, G14, различного формата будут существовать вне зависимости от желаний и воли таких политиков, как Жан-Клон Юнкер. Они будут менять конфигурацию, претерпевать определённые изменения, и совершенно необязательно, что G7 просуществует в нынешнем формате в течение 30 лет. Формат организации может измениться. Действительно, она может вообще исчезнуть или, наоборот, расшириться и т.д.

G7 – это по сути даже не организация, а некий формальный клуб по интересам.

Мы знаем и видим даже на примере последних лет, что политическая ситуация очень сильно меняется, причём меняется стремительно, что мы иногда даже не успеваем отслеживать эти перипетии. Поэтому мне кажется, что это гадание на кофейной гуще — будет организация или нет. Будут, скорее всего, предприняты попытки создания новых политических площадок, и формат этих площадок может меняться, но G7 — это, по сути, даже не организация, а некий формальный клуб по интересам. Там нет членских взносов, нет членских билетов, нет устава. Поэтому мы видим в нем достаточное аморфное сочетание стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Россия (входила в G8). Тем не менее интересы меняются, значит, могут меняться и конфигурации.

Что касается возможной утраты своих позиций в мире, то, на мой взгляд, всё-таки европейские страны (прежде всего, три мощных, больших государства, экономически очень сильных — это Западная Германия, Франция, Великобритания), конечно, не исчезнут с политической карты. Они будут создавать себе политические площадки и активно в них участвовать, потому что без такой политической активации процессов трудно удержаться на плаву. Поэтому — экономика экономикой, а политика политикой. В этом отношении влияние этих стран в мире будет только возрастать. Я в этом убеждён, потому что тот потенциал, который они накопили на многие годы, конечно, должен быть реализован и в политической плоскости. Поэтому я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы они утратили своё политическое влияние на различных площадках, будь то G7 или площадка Евросоюза, или зона свободной торговли (если говорить об экономике), либо G20 — политическая площадка и т.д.

Влияние европейских стран будет только усиливаться. поскольку сейчас происходит достаточно серьёзное противостояние Востока и Запада.

Мне кажется, наоборот, влияние этих стран будет только усиливаться ещё в той части, что сейчас происходит достаточно серьёзное противостояние Востока и Запада. Усиление коснётся этих европейских государств. Они в этом заинтересованы, потому что в мире должен быть баланс. Поэтому усиление Китая, Южной Кореи, значительный рост экономического развития, наблюдаемый в Индии, позицию России тоже необходимо учитывать. Конечно, всё это даёт предпосылки для того, чтобы западные страны, прежде всего, европейского Запада, значительно усиливались. Идея такой задачи поставлена, о чем ведущие европейские игроки постоянно говорят.

Конечно, необходимо признать, что Европа стареет. Понятно, что так называемое титульное население сокращается, что мы имеет возможность наблюдать. Рождаемость находится сейчас на среднестатистическом уровне, потому что очень много молодых семей, которые сейчас повернулись в сторону деторождения, и в Европе есть семьи, в которых по три-четыре ребёнка, то есть очень много многодетных семей. Конечно, по сравнению с 50-60-ми годами можно констатировать тот факт, что рождаемость упала. Но, тем не менее, если не всплеск, то определённый подъём в этом отношении есть.

Европа сегодня представляет собой достаточно серьёзный субъект миграционного плана.


Европа сегодня представляет собой достаточно серьёзный субъект миграционного плана. Дело в том, что за последние 50 лет в Европу мигрировало примерно около 35 млн человек из самых различных уголков планеты. Но в последние годы это преимущественно страны Ближнего Востока и Северной Африки в связи с известными событиями, эскалацией политических конфликтов. Ежегодно, например, на территорию Германии приезжают 600 тысяч мигрантов. То же самое можно наблюдать и в  Великобритании. Около 400 тысяч человек приезжают во Францию, 230 тысяч — в Нидерланды, 220 тысяч в Италию и т.д.

Из этого можно сделать вывод, что миграционные потоки в Европе достаточно большие. И Европа, конечно, не скатится в демографическую яму, потому что она формируется сейчас в значительной степени за счёт миграционных потоков. Общая численность стран Европейского Союза составляет 28 государств из 54 представленных в Европе. В этих 28 странах проживает 507 млн человек — достаточно серьёзная цифра. Поэтому, с демографической точки зрения, никаких предпосылок для потери своего мирового влияния странами Европы я не вижу».

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".